Преодоление Гоши Куценко (сериал «Инсомния»)

Ненавижу Гошу Куценко.

Всегда мечтал начать рецензию с чего-то хлесткого и бескомпромиссного. Но в наше время серой морали и повальной тактичности сделать это сложно. Да и незачем порой. Но чувство мое к Гоше Куценко ярко полыхает раскаленной плазмой, будто молния, пойманная в пробирку.

Наверное, когда-нибудь я тоже пойду к психологу или гипнотерапевту и узнаю причину этих чувств — привет, сценарист «Инсомнии». Но пока я просто констатирую — мне не нравилось ни одно кино с его участием. Ни оскверненный с его помощью мой любимый текст «Антикиллер», ни нарочито-народное кино «Мама, не горюй», ни псевдобоевик «Параграф 78», ни убогие мещанские кривляния в «Любовь-Морковь». Ткни в любой фильм — и полыхнет не хуже давешних северных сияний.

Но я ведь не случайно употребил глагол в прошедшем времени, верно? 

Потому что после сериала «Инсомния» мое отношение к Куценко и еще нескольким горячо нелюбимым актерам в корне изменилось. Заслуга ли это сценария, режиссера, актеров — вот в этом нам, будто на сеансе главного героя фильма, и предстоит разобраться.

Юрий Шталь (Гоша Куценко) — известный в узких кругах богатых клиентов гипнотерапевт-регрессолог. Реально существующая, довольно действенная методика, сопряженная с известными рисками — нарушением когнитивных функций, размыванием понятия апперцепция и многое другое. На начало фильма Шталь при помощи этой методики заставляет богатую женщину перестать заедать стресс от измен мужа. Интересная деталь. Наверное, если бы у нас широко были разрешены нейролептики, то их начинали бы давать уже в девятом классе после неудачно написанной контроши по химии. Уровень стресса и ответа — мое почтение.

У главного героя умерла жена. Весь фильм причина ее смерти — одна из главных загадок. А еще появляется какая-то другая баба, которую главный герой что ни дело начинает душить. Ну и да — Юрий Шталь мощно и активно галлюцинирует. Ему везде мерещатся всякие ужасы — знаки бесконечности, неизвестные дети, мертвые люди. Конечно, мы как опытные психотерапевты понимаем — сознание борется со стрессом, задействует скрытые резервы организма. Но главный герой не ищет легких путей — он тусует в стрип-клубе и знатно хлещет вискарь. В перерывах он, конечно, осуществляет практику, но без огонька, формально как-то.

Пока на одной из стриптизерш не видит татуировку со знаком бесконечности. И с этого стартует сюжет — Шталь хочет узнать о девушке подробнее, ибо видит в ней некий знак освобождения от оков стресса.

Да, завязка, честно, так себе. А в комбинации с лицом Гоши, напоминающим депрессивного язя на нересте, безобразной работой со светом и неприятным тембром голоса главного героя — вообще комбо. Честно скажу — первые две серии я смотрел «на мужика». Типа — ну ведь высоко оценен сериал, не может же быть оценка столь накрученной?

И оказалось — что да, оценка справедливая. Но прежде чем добраться до самого интересного и важного, я пробрался еще через два катарсиса. Нет, даже три.

Первый — это Ирина Старшенбаум. Я не знаю, кто ее двигает — это, в конце концов, не мое дело. Но надо же человеку объяснить, что актерский труд — это все же нечто большее, чем раз за разом играть истеричку на попуске. Она мне глубоко симпатична как человек — но возьмите три любых рандомных фильма с ее участием — и понаблюдайте. Уверен, вы поймете мои чувства. Из этого выбивался лишь «Здоровый человек» для меня. И теперь — «Инсомния» — с поправкой на то, что ее актерскую работу я увидел только на последних трех минутах сериала. В сериале она играет смертельно больную стриптизершу Аню, которую героически будет спасать Гоша и его киношный папа — блестяще сыгравший Андрей Смирнов.

Второй — это, конечно, Маша Миронова. Она играет агента — и по совместительству — любовницу главного героя — Дину. Она тоже гипнолог, фанатично влюблена в Шталя и напрочь игнорирует интересы своего мужа, о чем я скажу отдельно. 

Считаю ли я Миронову переоценненной актрисой? Безусловно. По мне — так ей надо было остановиться на роли новорожденного сына радистки Кэт в «17 мгновениях весны». Но в этом фильме она вдруг открылась для меня как большая драматическая актриса. Ее линия взаимоотношений с мужем и усыновления ребенка — одна из самых сильных во всем сериале. И она сделана именно актерски, не сценарно. Поэтому Маша — это еще один разрыв моего шаблона.

И третий — это, безусловно, Александр Робак — муж Дины, местами рогоносец — и просто хороший силовик. Я, кстати, запретил бы Робаку на федеральном уровне играть силовиков — они у него очень похожи на уважаемых людей девяностых. А так палить контору — небезопасно, как мне кажется.

Робак — еще одно открытие этого сериала. Он впервые показывает именно актерское мастерство — где надо — циничный и беспринципный силовик, но в сценах общения с супругой и еще одним персонажем в нем вдруг проявляется человеческое — тщательно скрываемое, но очень настоящее. Причем сам сюжет не подразумевает прямо надрыва — все делает сам актер, выходя за рамки простой достаточно истории.

И к третьей серии вдруг получилось так, что я поверил в этот мир. Несмотря на свою предвзятость, несмотря на довольно топорный поначалу сюжет, несмотря на максимально нелюбимую мою тематику — переселение душ. Все то, что должно было оттолкнуть — наоборот, заставило пристальнее посмотреть на сюжет. Я поймал себя на мысли, что начинаю ожидать отсчета Юрия Шталя — потому что мне интересны люди, кейсы, взаимоотношения героев. 

Кейсы тут — шикарные. Кейс со страхом плавания у одной из героинь сериала — вообще однозначно лучшая история про преодоление и раскаяние, которые я видел в кино — а видел я много. Авторы не расставляют акцентов — кейс про то, как муж уходит от токсичной жены имеет нарочито открытый и многомерный финал. Некоторые кейсы совершенно не то, чем кажутся, герои предают себя и близких, много есть и откровенно фантастических моментов. Будет и довольно неплохой финальный твист.

Но все это работает на сам финал. После него ты вдруг ловишь себя на мысли — твоя жизнь не будет прежней. Я не о том, что перестал ненавидеть Куценко. Я о том, что жизнь — гораздо богаче и глубже наших представлений. И порой самый лучший выбор — это просто отпустить весла и дать возможность лодке плыть по течению.

А потом ты оказываешься в лифте и загорается одна из кнопок...

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 158
    31
    2929

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.