Обзор фильма «ИДЕАЛЬНЫЕ ДНИ» (Япония, Германия), 2023 год

Режиссёр: Вим Вендерс. В ролях: Кодзи Якусё, Ариса Накано, Токио Эмото, Томокадзу Миура, Юрико Кавасаки, Юми Асо, Аои Ямада.

Без долгих вступлений: пожалуй, для меня это один из лучших фильмов этого года. Если не лучший. Как минимум, по уровню вызванного им эмоционального отклика. А я именно так оцениваю и просмотренные фильмы, и прочитанные книги. Если художественное произведение тебя никак не трогает, то какой в нём смысл? И для чего вообще тратить на него время. Что характерно, предыдущий раз так сильно тронул струны души (как бы пафосно это ни звучало) тоже японский фильм — «Ушедшие». На который я тоже писал обзор. И не удивительно, что оба этих фильма номинировались на «Оскар». Только «Ушедшие» его получили, а «Идеальные дни» — нет. Впрочем, было б странно, если бы японскому фильму давали «Оскара» два года подряд (в прошлом году его получил фильм «Сядь за руль моей машины» по повести Мураками). Полагаю, именно это было основной причиной, почему золотую статуэтку фильму не дали. Ну, зато дали сразу два приза в Каннах. Тоже неплохо. Хотя, на мой взгляд это кино заслуживает куда большего. И я был искренне удивлён узнав, что фильм снимал немецкий режиссёр. Который смог снять до такой степени японский фильм.

Главный герой фильма — отшельник, живущий в большом городе. Он живёт без телевизора, интернета, радио, газет и даже музыку слушает на древних аудиокассетах 70-х годов. Собственно, и название фильма — отсылка к песне «Perfect Day» Лу Рида. Он читает книги, купленные у букиниста, и фотографирует игру солнечного света в листве (даже это он делает на древний плёночный фотоаппарат). Спасает молодые ростки деревьев и работает в службе уборки общественных туалетов в Токио. Он — святой. Обычный, тихий святой. Такие бывают. Он живёт в мире, с которым практически никак не взаимодействует. Молчаливый чудак, для которого время остановилось. Вернее, он сам его для себя остановил. Чем дольше идёт фильм, тем больше ты начинаешь понимать, что с ним что-то произошло. Нечто, перевернувшее его жизнь, после чего он вот так замкнулся. Тебе не говорят, что именно. Но дают понять. Намекают. Ты начинаешь о чём-то догадываться, глядя на людей, время от времени появляющихся в его жизни: его маленькую племянницу (милейшую девчушку), которая сбежала к нему из дома, на его сестру, которая приехала, чтобы забрать дочку назад. Тебе ни о чём не рассказывают прямо. Не показывают никакой предыстории и не сообщают, что будет дальше. Тебе просто позволяют заглянуть в его жизнь, увидеть её отрезок. От точки «а» до точки «b». Это очень часто встречается в классической японской литературе. Лучше всего подобный стиль повествования удавался великому Кавабате Ясунари (получившему Нобелевскую премию по литературе во времена, когда она всё ещё реально что-то значила). У него это был образ реки жизни, у которой нет ни начала, ни конца, и которую мы можем наблюдать только на таком вот отрезке, ограниченном лишь нашим полем зрения. И, знаете, в одной из последних сцен фильма я увидел героев как раз на берегу реки. Это было настолько откровенной отсылкой, что я даже заулыбался.

Но самое невообразимое в этом фильме — его финальная сцена. Когда главный герой садится в машину, включает музыку и начинает играть песня «Feeling Good» Нины Симон. И все три минуты, пока она играет (полностью), тебе показывают только лицо героя. И он без единого слова, только лицом отыгрывает такую гамму эмоций, такой накал чего-то неимоверного, что тебе буквально всё становится понятно. Вообще без слов. Так, будто все предыдущие два часа фильма были сняты только ради этих трёх минут. Этого не объяснить. Тебя просто рвёт на части. Эмоционально накрывает и ты сам не понимаешь, почему. Я всего один раз видел нечто подобное — сцену того же плана и той же силы. Было это в фильме «Семь самураев» Акиры Куросавы, когда в жилище бандитов просыпается женщина и видит, что дом горит. Она тоже не произносит ни единого слова. Она всё показывает лицом. Но показывает так, что ты понимаешь всё. Вообще всё. И это до такой степени пронзительно, что мороз по коже и ком в горле. И это при том, что та сцена вообще длилась меньше минуты. Вот и здесь тоже самое. Меня этот фильм потом несколько дней тащил. И я до сих пор под очень сильным впечатлением.

При этом фильм максимально светлый и до такой степени жизнеутверждающий, что после него реально жить хочется. Ты словно прогулялся по токийскому парку ярким солнечным днём. Что сказать? Это было прекрасно. Говорю сразу: кино совершенно точно не для всех. Но всё равно я его категорически советую. Если оно вам зайдёт — это однозначно и для вас будет одним из лучших фильмов года. А, может, и не только.

P. S.: Komorebi (木漏れ日) — японское слово, обозначает мерцание света и тени, создаваемое листьями, покачивающимися на ветру, которое существует только сейчас, в этот момент. Этому слову нет аналогов в других языках мира.

Хорошего вам просмотра, друзья.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 21
    9
    280

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.