Обзор фильма «Правда»: никто не поверит

Жанр: Драма, триллер

Режиссёр-постановщик: Максим Кузнецов

В ролях: Кузьма Котрелев, Кирилл Кяро, Михаил Тройник, Александра Дроздова, Сергей Муравьёв, Семён Барков, Игорь Карташев, Мария Бубенщикова, Егор Щербаков.

Продолжительность: 1 час 30 минут

Производство: Россия

Год: 2023

18+

На онлайн-платформы отгрузили дебютный полнометражный фильм Максима Кузнецова — «Правда». Авторское высказывание о сегодняшней России через призму триллера. Неспешное кино с атмосферой повисшей в воздухе тревоги и ощущением тотальной небезопасности. Режиссёр, задавшись массой вопросов, не нашёл ответ ни на один, но зрителя, тем не менее, пораскинуть мозгами пригласил. Ну что же. Давайте всмотримся в сюжетную суть данного кинопроизведения.

Женя (звезда сериала «Юззз» Кузьма Котрелов) традиционно для русского авторского кино возвращается из тюрьмы, куда его два года назад упекли, традиционно для русского авторского кино, за хранение наркотиков. В тот вечер, после вечеринки с друзьями молодого учителя и его девушку Катю (Александра Дроздова) остановил патруль и, найдя в кармане у парня пакетик с порошком, подзабрал его, несмотря на традиционные для русского авторского кино крики про «подбросили».

Бывают такие фильмы: задаются многими сложными вопросами, но не отвечают ни на один из них.

На прежнюю работу в школу, само собой, дорога закрыта, родители умерли, Катя «танцуется» новым ухажером (Михаил Тройник) — кругом царит дух фильмов Звягинцева. Всё, что осталось, так это видавший виды батин катерок с выцветающим на борту названием «Кораблик». Герой думает его починить. Чтобы проконсультироваться, да и просто поздороваться, он идёт к лодочнику дяде Коле (Сергей Муравьёв), с которым напивается до состояния, оскорбляющего человеческий облик. Что называется: «Освобождение отметили, можно возвращаться на кичу». Кое-как герой добирается до своего гаража, зачем-то открывает нараспашку его ворота и бессильно принимается вокруг этого гаража валяться — страдать.

Тут же бегает загулявшаяся допоздна пятилетняя сестра Кати — Маша. Какого чёрта её ещё не «загнали» домой, а она из положительной семьи, остаётся для зрителя неведомым. Женю, в отличие от своего брата Вовы, девочка до тюрьмы не помнит, но относится к нему с доверием: он остаётся другом семьи, несмотря на нового Катиного подкатчика. Маша прыгает, скачет, задаёт миллионы детских вопросов («А почему ты напился?»), жаждет играть в прятки. Мешкообразный Женя, сквозь пьяную кому наказывает Маше немедленно отправляться домой: на улице ночь. Да и сам, закрыв (зачем открывал-то!) гарашишко, ушараживает в квартиру.

Педагогический дар героя очевиден в его общении с пятилетней Машей, но это плохо вяжется с бездарностью его судьбы.

Наутро выясняется, что Маша пропала. В округе это не первое исчезновение ребёнка за последние годы, так что волонтёры и полиция начинают прочёсывать местность уже со знанием дела. А следователь Емельянов (Кирилл Кяро) опрашивает свидетелей и, с особым пристрастием — Женю. Он недавно «откинулся» плюс утверждает, что, возможно, видел Машу последним и вполне может знать правду. И он знает. Когда, пришла весть о пропаже девочки, он с бодуна попёрся в свой гараж, и обнаружил там страшнейшую находку — труп Маши, которая упала в ремонтную яму и, судя по всему, ударилась виском. Или сломала шейный отдел позвоночника. Ночью Женя не сообразил, не придал по пьяни значения столь резко наступившего молчания от шумно играющей девочки. А теперь вот заметил…

Драма превращения светлого романтичного юноши в затравленного волчонка сыграна Кузьмой Котреловым весьма убедительно.

Уже искупив одну вину, ложная она или истинная, тюремным заключением, Женя понимает — он не просто первый подозреваемый, на нём буквально клеймо преступника. Даже ничего не совершив — а попробуй, докажи — он всё равно будет виновен. Подбросили ему наркотики или нет, это уже никого не будет интересовать. Общество никогда не прощает однажды оступившегося. Такой будет виновен всегда, и всегда под подозрением. Будут стыдливо отворачиваться даже близкие.

Фоном происходящему на экране кошмару  пульсирует существование какого-то маньяка. Исчезнувшие дети и таинственные звонки родителям, где вместо ответа, кто-то дует в детскую игрушку-свистелку. «Трудетективщина». И несчастный главный герой со сломанной судьбой и детским трупом в гараже, приученный заранее бояться и не верить в справедливость. Нет, морализаторством или социальным нравоучением в сценах «Правды» и не пахнет. В фильме Кузнецова, который до прихода в кино работал следователем прокуратуры и сотрудником следственного комитета, всё как раз «по-ментовски» прозаично. Преступление — это в порядке вещей, смерть — это обыденность, хотите вы этого или нет. Но!

В сухом остатке — эскиз отверженного человека со сломанной жизнью.

Кто этот маньяк со свистулькой, терроризирующий город? В чём смысл его звонков несчастной матери бесследно пропавшей Маши? Он-то её не похищал. В чём «глубина» хаотичных, беспорядочных поступков главного героя? Ладно, запаниковал. Но не перманентно же паниковать! Или иди сдавайся, или находи способ снять с себя подозрение: мы вообще-то смотрим — ждём развязки!

Но режиссёр Кузнецов не спешит раскрывать портрет героя. И от портрета там лишь эскиз. А заявленная в названии правда оказывается никому не нужной, утопает во всеобщем равнодушии, в том числе и авторском: последний, как показалось, наигрался с зачатками интригующего сюжета и увлёкся коллекционированием приёмов и клише из триллеров. Но коллекционирование интересно лишь коллекционеру, поэтому ближе к кульминации зритель теряет сюжетную нить и вместе с ней всякий интерес к картине. Ни опытнейший сценарист Александр Родионов («Сумасшедшая помощь», «Райские кущи», «Да и да», «Пока ночь не разлучит», «Сердца бумеранг», «Все умрут, а я останусь», «Живи и помни»), ни дебютант-режиссёр не решили, в каком жанре поведут повествование, и разрушили условия всех возможных жанров. Заявили мощную интригу — рассыпали, растеряли в темпоритме. Заявили характер героя — тут же намешали в одном персонаже несовместимые качества и поступки.

Если создатели хотели психологический триллер, то для его удачной реализации тоже необходимы внятные, однозначные характеристики персонажей.

Почему герои фильма такие обречённо-смиренные? Почему Катя, став свидетельницей незаконного задержания, так спокойно отпускает любимого в «бобон»? Не доверяет? Почему Женя неприкаянно ходит по безлюдному городу, как, простите великодушно, в штаны накламши? Да, у него не стало родителей. Но за плечами педагогический институт и педагогическая практика! Где одногруппники, коллеги по школе, дружки, наконец? О нём отзываются как о талантливом и успешном педагоге с положительной репутацией. Почему тогда от него отвернулись с легкостью, и, судя по всему, не без удовольствия. Как вообще такой славный парень оказался подобном вакууме в статусе вселенского горемыки? На финальных титрах — после, естественно, открытого финала — так и тянет перефразировать классика. «Правда» Максима Кузнецова, куда ж несёшься ты? Про что ты, дай ответ? Не даёт ответа.

Кинокартина доступна на онлайн-платформах OKKO, PREMIER, Wink.

#creativemarket #правда #российское_кино #максим_кузнецов #кузьма_котрелев #кирилл_кяро

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    13
    400

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • petrop

    Не знаю, буду смотреть или нет, а обзор одобрил, канеш.

  • capp

     герой добирается до своего гаража, зачем-то открывает нараспашку его ворота © 

     

    Как это - зачем? Это же ГОРОЖЫ!! Там самый нерв, и там всё и ПРОИСХОДИТ всегда.

  • Anat-K

    За обзор, спасибо, он хороший, но смотреть кинцо желания не возникло совсем)))

    Пусть несется кино без меня и без ответа, улыбаясь как горный мопс нашего олифанта😃😅

  • MitMix

    Спасибо за рецензию, всё понятно, теперь смотреть такое конечно не буду. А "Юзз" был ничего.

  • Tardaskin

    д'Митрий 

    "Юззз" был ничего благодаря Антону Кузнецову, сыгравшему "Дыма". А так, среднестатистический подростковый индяк, коих сейчас в отечестве выходит пачками (Жиза, Смычок, Химера, Оффлайн, Лада Голд, Чёрная весна и тд и тп). 

  • Stavrogin138

    Наверное, когда-нибудь у нас научатся делать драмы драматичными, а жанровые фильмы - жанровыми)) Обзор прекрасен, желание смотреть фильм отбито))

  • USHELY
  • Stavrogin138

    Ушеля 

    Не, честно, картинка и сюжет уже лучше. Проблема в том, что сценаристы и режиссеры - не из народа, поэтому вместо героев за редким исключением - дебильные кальки с западных типажей. Поэтому с интересом слежу за Юрой Борисовым и Тимофеем Трибунцевым - они эту народность несут в себе как ген и прямо хорошо иногда.