Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ»

Доброго времени суток, друзья. Недавно в одном из обзоров речь у меня зашла об Андрее Лазарчуке — писателе-фантасте из 90-х. В своё время данный автор прошёл совершенно мимо меня, и я сетовал по этому поводу. А мне в ответ посоветовали одну его книгу (написанную, правда, в соавторстве). Я ознакомился с её аннотацией и немедленно решил её прочесть. Вот теперь делюсь впечатлениями. Книга оказалась весьма запоминающейся.

Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ»

Роман этот, как выяснилось, является первой книгой трилогии «Гиперборейская чума», но другие две книги оказались отнюдь не такими популярными и, вероятно, не такими качественными, как эта. Что ж, бывает. По поводу же соавтора, Михаила Успенского, могу лишь сказать, что когда-то давно (наверное, уже лет двадцать назад) я читал его книгу «Белый хрен в конопляном поле». Купил только из-за названия, впечатления она на меня не произвела, и я её оперативно кому-то задарил, после чего забыл про автора. Но вот это их совместное творение оказалось на порядок лучше.

Я б сказал, что «Посмотри в глаза чудовищ» — это классическая русская фантастика 90-х. Которая — совершенно ни на что непохожее, уникальное литературное явление, крайне недооценённое по моему скромному мнению. То, что могло появиться под воздействием не менее уникальных обстоятельств. Сочетавших атмосферу упадка и безнадёжности с колоссальным общим культурным уровнем, который сейчас, при прочтении таких книг, просто натурально бросается в глаза. Как минимум, общий кругозор тех, кто это писал, и тех, для кого это было написано, по нашим временам впечатляет. Даже сам сюжет (безбашенный, как всё у Лазарчука) наводит на такие мысли. К примеру, главным героем там является не кто-нибудь, а поэт Николай Гумилёв: он здесь не погиб, а был выкуплен из подвалов ЧК неким тайным обществом и стал кем-то вроде суперагента (более того, по сюжету именно он становится прототипом Джеймса Бонда). Ну, положа руку на сердце, авторов понять можно: Николай Степанович Гумилёв — и в самом деле фигура завораживающая. Загадочная и таинственная. Не говоря уже о том, что он был просто великим поэтом. Совершенно согласен с тем, что про него написано здесь же: «Гумилёв не есть поэт “Серебряного века”, нет — он последний поэт века золотого, века Пушкина и Лермонтова» ©. Так точно.

Но помимо него там в персонажах ещё Агата Кристи, Говард Лавкрафт, Роберт Говард, Ярослав Гашек, Иен Флеминг и Владимир Владимирович Маяковский. И это только фон. А как вам эпизод, в котором борон Рудольф фон Зеботтендорф и рабби Лёв бен Бецалель ведут переговоры о передаче обществом «Туле» в руки каббалистов артефакт бога Локи, чтобы те с его помощью восстановили Израиль? Как вам такой уровень безумия, друзья мои? И это лишь один эпизод. Книга — совершенно отмороженная смесь криптоистории, научной фантастики, магии, шаманизма и мифологии (от скандинавской, до монгольской). Опять же, повторюсь: базовый культурный уровень пишущей и читающей общественности тогда был просто фантастическим. Сюжетный коктейль и в самом деле лютый: древние цивилизации (вымершие, но оставившие после себя стражу), «Союз девяти» (тайное общество, основанное индийским царём Ашокой и занимающееся сдерживанием технологического развития, дабы человечество само себя не истребило), база нацистов в Антарктиде и подземные города рептилоидов. Да, друзья, эти русы боролись с ящерами до того, как такое стало мейнстримом.

В литературном плане книга читается не сказать, чтобы легко. Дело в том, что Андрей Лазарчук очень любил вести повествование сразу в нескольких временных линиях, складывая рассказ, подобно мозаике. Как шахматист, играющий на нескольких досках сразу. Я с таким уже сталкивался, читая его роман «Солдаты Вавилона» (финальную часть «Опоздавших к лету»). Но там это было совсем жёстко, а здесь чуть полегче, конечно. Но, тем не менее, результатом этого является необходимость читать книгу очень сосредоточенно, чтобы не упускать нить повествования. И такое, порой, бывает довольно тяжело. Так что в аудиоформате слушать подобного рода книги я бы не советовал — они требуют полного погружения. Плюс это или минус — решать вам.

Но вот что однозначно является минусом данной книги — это, скажем так, её отчётливые перестроечные мотивы про «кровавый совок» и «зловещих чекистов». И, местами, это прямо густо. С одной стороны, удивляться тут особо нечему: книга написана в 1997 году, а тогда подобного мусора было в избытке у всех в головах. Но, с другой, здесь его даже для той поры многовато и заходят авторы, временами, уж слишком далеко. До появления крайне неприятного запаха по шву. Что лично мне ощутимо портило впечатление.

Но, без учёта этого, книга классная. Тут спору нет. Любителям фантастики (а, тем более, отечественной) я её рекомендую смело.

Хорошего вам чтения, друзья.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 25
    11
    239

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Venemars

    Интересный обзор про необычную книгу. С выбором ГГ вообще очень забавно ))

  • neo_crusader
  • chey_tuflya

    Спасибо за воспоминания.

    Лазарчук мне не нравится, точнее, его проза, конечно. 

    Успенский был хорош в своей фантасмагорической серии "Кого за смертью посылать". 

    Сплав этих двоих получился для меня нечитабельным: слишком много раздражался, читая специально придуманные корявости.

    С фантазией у них порядок, но вот что интересно: в трилогии Лазарчук написал начало (он, вероятно, хотел бы и закончить, да не знал как), потом вдвоем с Успенским пилили и тоже без конца. Ну и чтобы "кончить" пригласили на третью часть девушку.

  • neo_crusader

    Чей туфля? 

    Возможно, я правильно решил дальше не читать.)

  • chey_tuflya

    Павел Кухмиров 

    Да. Правильное решение (имхо, конечно).

    Фантазия порадовала авторская. Слог - категорически нет.

  • neo_crusader

    Чей туфля? 

    Мне слог нормально, но построение слегка напрягает. Мозаика эта на любителя.

  • sfereiro

    читал, нормальная книга

  • neo_crusader
  • daniil_rojkov

    >>с колоссальным общим культурным уровнем, который сейчас, при прочтении таких книг, просто натурально бросается в глаза. Как минимум, общий кругозор тех, кто это писал, и тех, для кого это было написано, по нашим временам впечатляет.  

    >>Опять же, повторюсь: базовый культурный уровень пишущей и читающей общественности тогда был просто фантастическим.


    Именно что.  Всю трилогию читал и перечитывал.  

  • neo_crusader
  • daniil_rojkov

    Павел Кухмиров 

    У историков и археологов есть такой термин - "Катастрофа бронзового века".
    Примерно веке в XIII - XII до н.э. произошел резкий поворот в жизненном укладе практически всей обитаемой Ойкумены, обусловленный многими причинами. 
    Исчезли все, ВСЕ крупные государства, были покинуты многие города, у части народов была забыта даже письменность. Писать разучились, да. Проще говоря, многие культуры пришли к тому, с чего начинали - к нулевому уровню. Архитектура, обработка металлов, инженерия - всёбыло забыто. Начались Тёмные века Древнего мира и длилось это порядка трёхсот-пятисот лет. 

    Боюсь проводить аналогии...



  • neo_crusader

    MushrooM 

    Отчего же. Аналогия хорошая.

  • MitMix

    Спасибо, немедленно запускаю MyHomeLib :)

  • neo_crusader