Что такое советская музыка? Апрельские тезисы

1. Римский-Корсаков воспитал Лядова, Лядов – Гнесина, Гнесин – Хачатуряна, Хачатурян – Рыбникова и Таривердиева. Наши традиции родом из классики. Авраам родиил Исаака....
Хачатурян органично использовал армянские мотивы, а Рыбников – западные. В мультике «Волк и семеро козлят на новый лад» проскальзывают намёки и даже одна цитата из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда». У Рыбникова полноценная бас-гитара, да и вообще большое внимание ритм-секции. Тщательно проработанные партии каждого инструмента – и обязательно чарующая мелодия. Совершенно недетский подход - потому и полюбилось и взрослым и детям.
2. Получается, у нас одни традиции, а в США – совсем другие. Джаз, рок и даже джаз-рок произошли из негритянских мотивов и ритмов. Вот одна из версий, почему эти направления у нас хронически хромают. Ни Российская империя, ни СССР никогда не являлись рабовладельческими державами. Огромное пространство от Якутии до Калининграда было общим, и музыка была общей – со взаимным проникновением (куда меня несёт?) и взаимным обогащением.
«Луганяса келунясь» не просто мордовская – это натурально советская народная песня. Даже текст перекликается с «Во поле берёзка стояла». Точк-ночк кумань дрон келунясь – в переводе «люли-люли, берёзка».
Запись корявая, зато самое удачное исполнение из тех, что можно нарыть в интернетах
3. Советская музыка обязательно многонациональная – и оставляли след в том числе те, у кого получалось гармонично синтезировать современную западную традицию с восточными корнями. Туркменский джаз-роковый «Гюнеш», латвийский «Менуэт» (автозамена упорно заменяет это слово на сходное по звучанию, но совсем другое по смысла; что ж, каждый Т9 похож на своего хозяина).
Разумеется, полная чушь, якобы в СССР преследовали джаз, евреев и евреев в джазе. Может, некоторые просто играть не умели? А вот Ришад Шафи умел и не жаловался. И по телевизору мелькал – реже, правда, чем Лариса Долина. Которой до джаза как американцам до Луны.
4. Музыка из телеэкранов у нас была более академическая, что ли.
БДХ – Большой детский хор, не путать с БДСМ – чистые звонкие голоса, классически выстроенная мелодика и аранжировка. Вот здесь отчётливо слышно, как с 18 секунды барабанщик пропустил целых четыре удара левой палкой по малому барабану – то ли палочку уронил, то ли ноты поправлял на пюпитре. Не представляется возможным установить: наверняка его замучили на Лубянке.
5. В т.н. рок-музыке у нас зачастую акцент делался в первую очередь на словах. Это ни хорошо, ни плохо – просто такая особенность. Поэтому советский рок зачастую чисто бубнёж под бренчание.
Я понимаю: пессимист видит полуодетую женщину… Но мне всегда этой вот музыкальности не хватало в отечественном «роке». Ведь достаточно было добавить хоть немного энергетики, инструментальной изобретательности, хоть какую-то мелодию в вокальную партию – получались шедевры на десятилетия.
Но – только для своих. Не для Вудстока, не для Карнеги-холла.
Здесь ролик самый некачественный, зато самый ранний – в современных больше нет того надрыва, той настоящести.
6. Перестроечная популярность рок-музыки сослужила плохую службу. Вроде бы и дорога́ ножка к обеду, то есть исчезла цензура, министерство утренних дел перестало контролировать утреннюю же почту, открылись врата (зачёркнуто) возможности…
Презумпция наивности. Наступило время, когда любой, кто в курсе, что электрогитару нужно нацепить на себя струнами наружу, считал себя рокером. И самое страшное – считал себя музыкантом.
Не скажу, что обязательно было закончить Гнесинку, как Варшавский – история знает великих самоучек. Но и в слове «самоучка» ключевое составляющее – учка. Учиться всё равно надо. Сдирать пальцы до крови. Как Кузьмин, чьи тексты как раз примитивные, зато музыка, особенно поначалу, настоящая. Сотворённая.
7. В книге «Машина с евреями» Подгородецкий уважительно отзывается о профессионализме и человеческих качествах Кобзона, и совсем наоборот о кое-ком другом. Многое становится понятным, в том числе об отечественной музыке.
Занятная книжка, но под конец понеслась звезда по кочкам: «в Америке, собирая стадионы, мы бы стали миллионерами». Хер там. Какие ещё стадионы? Подгородецкого может быть и приютили бы играть в привокзальной чебуречной, а Макаревича точно нет. Потому что в западной музыке хороших текстов недостаточно. Вынужден признать, у Макаревича иногда были действительно хорошие тексты, что поделаешь. Но в западной музыке ключевое слово – музыка.
Даже гнусавый Боб Дилан – чуть ли не единственное исключение – и тот понимал, что не вытягивает. И однажды пригласил для записи целого Нопфлера и замечательного стукача Пика Уизерса в придачу.
И наконец-то стал похож на раннее «Воскресенье»…
Такие вот мысли. Засим кирдык. По-казахски — занавес.
-
-
-
1
-
-
А на одной струне, как Паганини, слабо?!)
1 -
-