МУРАКАМИ ХАРУКИ, «Убийство командора» / «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»

Доброго времени суток, друзья. Я говорил, что в этом году собираюсь дочитать сразу троих любимых писателей. Тех, которых для себя открыл и которых решил прочитать полностью. Первого — Эрнеста Хемингуэя — я уже дочитал. Теперь черёд второго.

МУРАКАМИ ХАРУКИ, «Убийство командора» / «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»

Уточню, что, когда я говорю о чтении автора полностью, речь идёт о его романах. Только о них. Рассказы — это не моё. За редким исключением. Так было с Хемингуэем. Ровно таким же образом дело обстоит и с Мураками. Две книги, которые у меня на обзоре сейчас — это крайние его романы, вышедшие на русском языке. Вроде бы, буквально только что у него вышел ещё один, но пока только в Японии. Что ж, подождём. Но, в любом случае, читать Мураками я закончил. Теперь буду уже перечитывать. Если Бог даст, конечно.

Кажется, я уже это когда-то рассказывал, но читать его я начал необычным образом: после просмотра кино по его роману. Практически случайно посмотрел фильм «Норвежский лес» и обалдел. Сразу же прочитал книгу и обалдел ещё больше. При том, что читать его я вообще не собирался из-за налипшего на него попсового статуса. По причине чего я считал его кем-то вроде Паоло Коэльо и с чистым сердцем игнорировал. Но выяснилось, что всё не так. Вообще не так. Что тут скажешь — это один из лучших писателей, что я читал. И, пожалуй, лучший из современных. Это моё мнение, никому его не навязываю. Вообще, я убедился, что в книгах у всех ну, очень разные предпочтения. Порой, до антагонизма. Но это нормально, я считаю. Даже хорошо. Как и сам факт, что в нашем всё более впадающем в безумие мире люди всё ещё читают книги и им это нравится.

Впрочем, довольно лирики. Перейдём к книгам.

«УБИЙСТВО КОМАНДОРА»

Это крайняя книга Мураками, опубликованная на русском языке. Буквально в прошлом году у него в Японии вышел ещё один роман, но он пока ещё даже не переведён. Так вот, если честно, «Убийство командора» я специально откладывал напоследок. Дело в том, что многие фанаты Мураками именно его недолюбливают. Называют, так сказать, не самым удачным. Настало время мне проверить это утверждение. По итогам могу сказать, что это и так, и не так одновременно. Книга, несомненно, очень неплохая. И она бы мне могла даже понравиться, не стой на обложке имя «Мураками Харуки». Впрочем, и сказать, что для него это несколько слабовато, я тоже не могу. Потому, что «Убийство командора» — это ещё одна типичная «фанатская книга». Не первый раз уже описываю такое явление. Иными словами, чтить её рекомендовано тем, кто до этого с творчеством Мураками уже знакомился и ему оно понравилось. А вот как «точку входа» её использовать не рекомендуется.

Главная претензия фанатов, которым книга не нравится, состоит в том, что она затянута. Здесь тоже не всё так однозначно. С одной стороны — да, несомненно. Но с другой — такая уж это история. Ничего лишнего в ней нет и, даже при её затянутости, нудной я бы её тоже не назвал. Всё-таки это Мураками. И если он во что и может, так это в создание атмосферы. Здесь это тоже реализовано на все 100%. Книга тебя совершенно однозначно затягивает.

По сюжету, главный герой (художник, рисующий портреты) переживает тяжёлый творческий и личностный кризис. Вызванный, отчасти, уходом жены, а, отчасти, разочарованием в собственном творчестве. Постранствовав по стране, он останавливается пожить в горном доме отца своего товарища — в прошлом, знаменитого художника, а ныне, старика, доживающего последние дни в пансионате. На чердаке он обнаруживает странную, неизвестную картину этого автора, под названием «Убийство командора». А дальше начинается странная история в стиле типичного магического реализма от Мураками. История неплохая. Но главная проблема книги, на мой взгляд, отнюдь не в её затянутости, а как раз в том, что история эти именно, что «типичная». Она неимоверно вторична по отношению к его предыдущему творчеству. Просто до неприличия.

К сожалению, Мураками-сан не избежал проблемы очень многих великих писателей, настигающей их на закате жизни — самоповторы. А здесь они везде. Можно, конечно, сказать, что в случае меня, как читателя, проблема ещё и со мной самим, как с фанатом его творчества. Поясню: если бы я, не зная других книг Мураками, принялся читать «Убийство командора», то этих самоповторов я бы просто не увидел. Но я-то вижу, вот в чём печаль. Всё это у него уже было. А, местами, и не по одному разу. Странная девочка с европейским именем и японской фамилией (а-ля Фукаэри из «1Q84»). Сидение в тёмном колодце (или, в данном случае, склепе). Дистанционное зачатие ребёнка. Финальное путешествие то ли по некоему мистическому пространству, то ли по собственному подсознанию. И в итоге ты сидишь и фиксируешь: а вот это я видел в «Хрониках заводной птицы», а вот это в «Кафке на пляже», а тему колодца он вообще пользует ещё с «Норвежского леса». В общем и целом же «Убийство командора» напомнило мне другой его роман — «Дэнс. Дэнс. Дэнс». Который явно лишний, которого в принципе могло бы и не быть, и даже лучше, чтобы не было. Роман, написанный автором просто потому, что надо. Это чувствуется. Увы. Великий мастер исписался. К сожалению, такое случается. Ему просто нечего больше сказать. И пишет он, скорее, по инерции. Впрочем, мало ли? А вдруг следующая книга перезапустит его творчество и выведет его на некий новый уровень? Такое ведь тоже случается.

«БЕСЦВЕТНЫЙ ЦКУРУ ТАДЗАКИ И ГОДЫ ЕГО СТРАНСТВИЙ»

Это предпоследний роман Мураками-сан из тех, что вышли на русском языке. По крайней мере, на данный момент. Я долго думал, писать мне обзор на эту книгу, или нет. Дело в следующем: единственным, на мой взгляд, глобальным недостатком Мураками является то, что он периодически начинает заигрывать с повесточкой. Ну, вот случается с ним это. В основном, в более поздних романах (написанное в 80-е и 90-е годы от подобного свободно). А есть вещи, которые я категорически не принимаю даже от Мураками. И вот здесь такие моменты есть. Вернее, только один такой момент. Причём, очень сильно эпизодический. Но лично мне он впечатление от книги испортил. Как раз тот случай, когда одна капля известной субстанции способна превратить бочку мёда любого размера в бочку этой самой субстанции. Вот, что самое обидное. И ведь, реально, если бы этого микроэпизода просто не было — это вообще ни на что бы не повлияло ни в плане сюжета, ни в плане композиции. Но нет. Надо было ввернуть, зачем-то. И вот по этой причине я, первоначально, я даже решил игнорировать эту книгу в плане обзора (такое, кстати, уже бывало). Однако, всё же, передумал. По одной единственной причине: это просто отличная книга. И, даже не смотря на упомянутый эпизод отвратного свойства, она мне очень понравилась. Что ж, буду воспринимать её, как яблоко с гнильцой. А там уж сами решайте, вырезать эту гнильцу или не есть яблоко в принципе. Хозяин — барин. Оба варианта вполне правомерны.

Что до самой книги, то в аннотациях её характеризуют, как «повседневность с элементами магического реализма». И это наводит на мысль, что писавшие их саму книгк или не читали, или же читали непонятно каким местом. Ну, вероятно, они привыкли, что у Мураками так в большинстве книг, вот и выдали клише. А то и просто взяли с потолка. Бывает. Помню, одна «литературная блогерка» из Дагестана (по имени Мадина, если мне память не изменяет) как-то раз вообще выдала фразу, сделавшая ни то, что мой день, а мои несколько лет: мол, «Норвежский лес» — это «комедия из студенческой жизни»... Охохо. Прости, Господи, грехи мои тяжкие... До сих пор не знаю, плакать тут или смеяться. Очевидно, что деточка ни то, что не читала эту книгу, а не факт, что она вообще умеет читать. Но туда же — в люди. Понты дороже денег. Впрочем, ладно. Извините, это я о накипевшем.

Так вот, вернёмся к «Бесцветному Цкуру Тадзаки и годам его странствий». Это абсолютная, стопроцентная повседневность. Настолько незамутнённого реализма у него не случалось со времён всё того же «Норвежского леса». И именно этим книга, на самом деле, прекрасна. Ведь если Мураками что и умеет — так это писать о человеческих драмах, что называется, «за жизнь». Делает он это не то, чтобы часто, но как же пронзительно у него это получается. Ине сказать, чтобы описанная ситуация была какой-то вопиющей, а за душу берёт, да ещё как. По сюжету здесь у главного героя с детства были лучшие друзья — их в компании было пятеро, и они были не разлей вода. Время шло, он уехал учиться в Токио, а потом, в один не очень прекрасный момент, он вернулся домой на каникулы и обнаружил, что друзья больше не хотят с ним общаться, а причину не говорят — дескать, «сам знаешь». И это что-то ломает в его душе. Он продолжает жить с какой-то постоянной внутренней болью: ни с кем близко не сходится, уходит полностью в работу, семьи не заводит. Проходит 16 лет. Он решает, всё же выяснить, что послужило причиной события, по сути, сломавшего ему жизнь. И с этого момента начинается его путешествие в прошлое. Странствие к собственной душе. В общем-то, это история про то, как человек заново обретает сам себя. И пусть в ней открытый финал (как это очень любят японцы), но ты веришь — всё у него будет хорошо. Просто ты это откуда-то знаешь. А после прочтения у тебя остаётся ощущение ностальгии и светлой грусти.

В общем, если б не та самая повесточная червоточина, о которой я говорил выше, этот роман вполне мог бы стать одной из книг года. Но нет. И, знаете, судя по всему не у одного меня такое мнение. Потому, как эта книга, мягко говоря, популярностью не пропользовалась. Хотя, имеет к тому все предпосылки. Кто знает? Может причина в том же.

Ну, вот и всё. Мураками прочитан. Даже не верится. Могу лишь поблагодарить его за это увлекательное путешествие. А если подводить итоги, то скажу, что из его романов мне, разумеется, не всё понравилось так, чтобы очень сильно. Три романа не понравились вовсе (не скажу, какие). К пяти романам я отношусь нейтрально-сдержано. Но вот шесть его романов — это просто супер. Нечто неимоверное. Не стану их сравнивать — они разные и по стилю, и по качествам и даже по жанру. Просто перечислю их в порядке прочтения, а уж ранжируйте их сами, если таково будет ваше желание: «Норвежский лес», «1Q84», «Охота на овец», «Послемрак», «Страна чудес без тормозов и Конец Света» и «К югу от границы, на запад от Солнца». Каждая из этих книг стала для меня чем-то незабываемым, оставившим глубокий след в душе. К этим книгам я хочу возвращаться. И эти книги я хочу перечитывать. Собственно, «Норвежский лес» я и так перечитываю каждый год (скоро снова буду). Если Бог даст — перечитаю и остальные. И да будет так.

Ну, а вам приятного чтения, друзья мои.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 23
    8
    257

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.