Orchideengärtnereien, или Орхидеи, которые которые вырастил Фон Триер

Я люблю читать книги с конца. Если в конце интересно, я переворачиваю книгу и начинаю читать с переплета. Название.
Эпиграф.
«Фильм должен быть, как камешек в ботинке».
Ларс фон Триер.
Поехали
В 1977 году Ларс дебютирует в кино короткометражкой «Садовник, выращивающий орхидеи». Ларсу 21 год и благодаря этой работе, он поступает в Киношколу. Именно начиная с «Садовника» он добавляет к своей фамилии приставку «фон», что обозначает принадлежность к немецкому дворянскому роду. Нарциссизм один из демонов Триера, но в данном случае эта милая семейная шутка, подчеркивающая эпатажность и самоиронию будущего великого мастера. Ларс очень рано осознал, что такое свобода действия, родители не ограничивали его в ни в самовыражении, ни в поступках. Не обременяли школьной системой и старались не зажимать в социальные рамки, стараясь направить ребёнка в творческое русло. Поэтому среднюю школу он даже не закончил. А на социальную среду с младых ногтей ему было плевать.
Соответственно, такую самодостаточность подчеркнуть термином «Фон» сам Бог послал.

Ларс фон Триер — нонконформист, интеллектуал, гуманист. Эпатирует, смеется над обществом тотального одебиливания, манипулирует, мистифицирует, провоцирует; он психолог, социолог, исследователь экзистенциальных и политических вопросов. В начале фильма на экране видим посвящение в рамочке: «актрисе Анне, умершей от лейкемии, после съёмок в фильме». Но никакой больной Анны и смерти от болезни в реальной жизни не было. Это черный юмор и насмешка над зрителем, попытка высмеять известный прием многих творцов, которые не гнушаясь манипуляциями и коммерческими приемами, используют беспощадный сарказм как визитную карточку. «Хотите создать что-то стоящее — сначала снимите трусы» — мог сказать мастер, если бы эту фразу не сказал за него кто-то другой. Но, сто %, он смело подписался бы под каждым словом.
Хотите найти в «Садовнике» выверенный сюжет и логику? Настройтесь сразу — не увидите, вы не увидите то, что привыкли получать от кино в принципе.
Это презентация себя, самого режиссёра. Автобиография и форточка в свое «Я», вещий сон провидца, оракула своего творческого пути в кинематографе. Ларс рисует будущее, моделирует свой творческий путь, приоткрывая завесы страхов, комплексов, своих пороков и психических проблем, детских травм, но все это понять можно лишь сегодня, когда режиссёру 67 лет и за его спиной огромные пласты его пути в киноискусстве.

В фильме Триер представляет главного героя — Виктора Марзе. У него есть девушка, Элиза, за которой он давно ухаживал. У нее красивые волосы и... ничего. У нее нет больше ничего кроме волос, это видно с чистого листа, но он твердо решает в нее влюбиться и культивировать свою любовь. Подобно садовнику, удобряющему почву для выращивания орхидей.
Фон Триер в своем творческом пути не скрывает симпатий к русскому режиссёру Тарковскому, которого боготворит как художника, гения, творца. Под влиянием его картин Ларс создает некоторые из своих вещей и даже ему посвящает («Антихрист»). Неоднократно он использует приемы, как у Тарковского, например, в «Зеркале» — голос за кадром, длительная панорама шумящих от ветра деревьев, статическое напряжение бесконечного ожидания, подвижность неподвижности, журчание ручья. Творческое вдохновение он черпает также и у Бергмана, углублясь в экзистенциальное женских душ, у Карла Теодора Дрейера, отсылаясь к теме религии и мотивации жестокого обращения с женщинами. Под влиянием таких кумиров Ларс формируется как новатор, символист. И разумеется, он не может обойтись без знаков в своей самопрезентации.
Что же означают Орхидеи на языке цветов?

Орхидея — красавица, совершенство, утонченность, любовь, нежность, интимность; «Ты прекрасна (прекрасен)!». Орхидею принято дарить только любимым людям. Прекрасная орхидея является символом гармонии, эмблемой духовного совершенства, а также символом плодородия. Такой подарок — выбор натур несколько холодноватых, рациональных, стремящихся во всем достичь идеала и совершенства.
Для Триера жизнь — это кино, игра, страсть и постоянное противоречие смыслов за кадром. Он отождествляет жизнь с орхидеей и дарит своей любимой, возлюбленной, источнику и продолжению жизни — Женщине. Женщина у Фон Триера — иррациональное начало Божественной гармонии, проводник и продолжение мужского рационального. Это вечное столкновение рационального и иррационального, мужского и женского, красной нитью проходит через все творчество режиссера. Моя подруга ( спасибо, Оля )) утверждает, что в нейролингвистике и различных психологических практиках есть очень эффективный прием проживания жизни в пантомиме, который способен растормозить подсознание и освободить внутренние замкИ так, как ничто другое. В кастанедологии подобная техника еще носит название «перепросмотр».
Неизвестно, знал ли о таком Фон Триер, но без сомнения, все его творчество именно об этом, все его фильмы — пантомима, перепросмотр всей жизни, бесконечный поиск себя.

Мы видим Виктора, представленного как художника, на фоне пустого белого холста. Все готово для картины, но Виктор считает себя слабым, неуверенным в себе, бесталанным. Коим считают его и окружающие, а он и не спорит. Поэтому холст остается чистым. Герой решает, что ему нужно стать мужчиной. Более мужественным, сильным, — такие нравится женщинам. Таким он понравится и Элизе. Таким он будет принят и миром.
Но как? Он слаб и беспомощен, вот он уже паралитик в инвалидной коляске, в стенах клиники. Ухаживают за ним все та же Элиза со своей подругой. Они обе медсестры. Цветы каштанов, которые сыплет ему на голову Элиза, символизируют творческое вдохновение и избавление от тревоги и болезней.
То, чего жаждет и сам Фон Триер от женщины.
То, о чем ему дуют в уши демоны, хихикая в кулачок.

Посторонняя дама, рисующая на холсте женский образ, замечая Элизу и Виктора, бросает насмешливую фразу: «Как у Феллини!»
Виктор улыбается, понимая иронию. Что особо примечательно в сцене, — тот факт, что в 2022 году Ларсу поставили диагноз «Болезнь Паркинсона». Стены клиники, уход близких и медперсонала — обозримое будущее, которое уже тогда он видел. Он все знал наперед. Говорят, что все гении предрекают свою смерть, знают весь свой путь и рисуют его бессознательно.

Фильм переполнен символизмом, знаками. Режиссёр дает простор для фантазий. Даже в том, как в дальнейшем Элиза предпочтет Виктору свою подругу, или их общую подругу, которая всегда с ними, с Ним, ясно читается будущее, наше сегодняшнее, где тема феминизма и однополой любви является трендом, мейнстримом и уже порядком навязла оскомой на зубах. Но, тем не менее, — женщины отдают предпочтение женщинам все чаще и чаще.
Виктор решает, что для того, чтобы Элиза его полюбила, а заодно чтобы понять женскую суть, он должен изменить себя. Вот он, одетый в нацистскую форму, красит глаза и меняет фуражку офицера Вермахта на каску солдата фашисткой Германии.
Но чуда не случается, — Элиза по-прежнему отдает предпочтение своей подруге.
Стоит отметить в этом еще лишь первые, робкие попытки эпатажа публики темой травести.

Неприкрытый сарказм, черный юмор Триера гуляет по фильму прохладным сквознячком, от которого порой волосы дыбом. Он, не стесняясь, высмеивает многочисленные попытки паразитирования в сферах искусства над темой Второй Мировой Войны и нацизма. Дабы доминировать "павлиньим хвостом" своего внутреннего Я в соискании различных ништяков и премий от судьбы все средства хороши. Любые краски, чернее черного - оправданы, если есть цель и средство. Сколько великих и посредственных режиссеров пыталось использовать тему нацизма в целях популярности и успеха?
Ларс, увы, не исключение.

Выбивание табуретки из под ног, шокирование днищем души, манипулирование эмоциями и сознанием можем увидеть в следующей сцене.
Виктор в форме нациста встречает маленькую девочку, катающую коляску. По перевернутой коляске и жесту Виктора -он застегивает ширинку — не трудно догадаться, что он сделал. Совершенный акт насилия и педофилии очень яркий и показательный — учитывая символику и концентрированный месседж практически каждого кадра фильма можно трактовать, что это ничто иное, как осквернение Европы нацисткой идеологией. То есть, именно так Гитлер поступил с Европой в начале пути.
Да, от сцены неуютно, жутко и мерзко.
Но на то и расчет юного режиссера, который только пробует показать пока еще молочные клыки.

Виктор пытается понять женскую суть, не отступает от попыток сблизиться с Элизой, экспериментирует и продвигается в понимании женщин, в их мироощущении. Он расстается с нацисткой формой и облачается в платье. Наносит макияж, а завершающим штрихом к своему образу использует кровь голубя, свернув и оторвав ему голову.
Освобождая из клети голубя, он его убивает, хладнокровно, безжалостно. В этом жесте весь Триер — символист. Знаки, знаки на протяжении всего творческого пути. Где скрыто, где в лоб, — он их рисует, как художник на полотне, так поэт сочиняет стих, смело жонглируя метафорами и аллегориями.
Сцена с голубем может интерпретироваться по-разному. Во многих культурах и религиях голубь сакральная птица. Голубь — символ чистоты, света, мира, любви, человеческой души в самых разных культурах. Римляне приносили голубей в жертву Венере. Эней, сын Венеры, в «Энеиде» последовал за голубями и нашел магическую золотую ветвь
В иудаизме Голубь означает Израиль (Земля Обетованная).
Триер, как и герой «Зеркала» Тарковского, будет не раз возвращаться в детство, чтобы найти ответы, понять кто он, каково его предназначение, узнать причины своих тревог. Довольно долго Ларс считал, что он еврей. Он носил фамилию отца — датчанина, имеющего еврейское происхождение. Но в дальнейшем узнает, что к еврейству он не имеет никакого отношения.
Его биологический отец немец.
Вопрос происхождения всегда будет темой номер один для режиссёра. В процессе творчества он снова и снова поднимает вопросы, которые мучают его. Его кровь, корни никогда не давали ему покоя и однажды во время пресс конференции на Каннском фестивале это сыграло с ним злую шутку, когда в споре с журналистами, желая закончить разговор, он с присущим ему эпатажем, обронил фразу, что он фашист и нацист, имеющий немецкие корни, и может понять Гитлера.

Удушение голубя, — если мы все еще о символах Триера, — поднимает вопросы таких эпохальных трагедий, как Вторая Мировая, значение её в истории. Убиение голубя через отрывание головы, может символизировать начало и окончание самой страшной войны 20 века, а так же Холокост. Птицу вынимают из клетки ( Гитлер сопровождал лозунгами об освобождении Европы от еврейства), чтобы в дальнейшем свернуть ей шею.
Да, стоит еще отметить, что внешне Виктор очень похож на Гитлера своим субтильным чубчиком набок, все как у Адольфа.

Голос за кадром повествует историю Виктора Марза, по происхождению еврея, но не знающего этого и отвергающего в себе еврейство. Как и Гитлер, Виктор — слабоодаренный художник, страдающий синдромом «белого холста»- перфекционизмом. Неуверенный в себе художник, которого играет сам Триер.
Главную роль в своем дебюте играет сам молодой Ларс фон Триер. Он представляет себя этому миру, вот так просто и смело. Он играет себя. И в этом нет ни капли фальши.
Он честен с собой о себе.

Одержимый идеей фикс, Виктор решает, что влюблен в Элизу, она ему дорога, она ему нужна. Но отчего-то рядом не Элиза, а ее подруга. Этот прием имеет явную отсылку к «Персоне» Бергмана. Он уже и сам не понимает, где подруга, где Элиза.«Это не Элиза»- говорит женский голос за кадром в самом начале фильма, этот же голос выгоняет Виктора прочь из дома, загоняет его в тупик, придавливает его к полу и распластывает по плоскости: «Я не Элиза». Подруга остается предпочтительнее для Элизы, она остается с ней на едине, они ласкают друг друга, это видит Виктор, наблюдая за ними из приоткрытой двери, находясь на полу, чувствуя себя ребенком, униженным и брошенным, одиноким и обиженным, и получает сверху оплеуху от подруги.
Та же подруга в другой из сцен сладким голосом уговаривает Виктора дать ей шанс заботиться о нем. Виктор разрывается между возвышенной любовью к Элизе и сексуальным влечением к подруге.
Она держит лошадиный хлыст за спиной, стоя перед Виктором топлес. Виктор держит револьвер, направляет на нее, но не решается выстрелить. Когда она начинает при нем натирать плеть сначала медом, пчелиным воском, а потом солью — Виктор отбрасывает револьвер и возбужденно развязывает галстук.
Данная процедура используется по уходу за кожаными атрибутами для верховой езды. А так же для БДСМ. Соль добавляет упругости. Тут метафора — кожаная плеть, символ власти в руках, орудие пытки, орудие дрессировки. Сцена с лошадиной атрибутикой и обнажённой грудью подруги, открывает сексуальность Виктора ( фон Триера)- плотское удовольствие и садизм, рука об руку, красная нить всего творчества режиссера. Пусть еще робко, слегка нелепо он заявляет именно об этом в картине, где предстаёт достаточно разнообразным -садовником, художником, солдатом Вермахта, офицером в нацисткой форме, травести, больным паралитиком, трогательным юношей или же насильником и психопатом, восходящим к низменным вершинам де Сада и киношедевру Пазолини «Сало, или 120 дней Содома».
«Виктор Марзе изучал женщин и знал их очень хорошо» — голос за кадром. Далее, мастурбирующая под детский плач, женщина. Подобная сцена будет не раз фигурировать в его фильмах — «Антихрист» и «Нимфоманка», раскрывающих животную суть женщины, ее инстинкты и грех. Все это уже было заложено в Триере еще тогда, все это он уже знал в Садовнике, это на протяжении всей творческой жизни будет не раз отображаться в его картинах.

Фильм, который смотрит в кинотеатре Виктор с Элизой и ее подругой, подчёркивает желания как самого режиссёра, так и главного героя Виктора, изучать отношения между полами, погружаться в контрастность мужского рационального и эмоционального женского. Наблюдая за диалогами в кинотеатре, Виктор видит лишь движения, что они говорят не имеет для него значения. Глаза, как зеркала души, так же не имеют значения, они замазаны черным. Лишь жесты и манипуляции. Впрочем, сцена, где Виктор имитирует свой суицид — подвешенный на ремнях в комнате с цепью на шее — немного раскрывает суть отношений мужчины и женщины, их невидимую борьбу на уровне гормонов, набухших от невостребованности желез и прущей наружу, излишней крови по венам.
Женщины, как правило, демонстративно слабо реагируют на эдакие крючки, они могут вовсе сделать вид, что ничего не заметили. В отместку им ничего не стоит прибегнуть к слезам, чем безотказно сбивают глупых мужчин с толку и наповал. В манипуляциях априори побеждают женщины. Сцена повешения себя на ремнях в комнате, показывает женское равнодушие к смерти мужчины, принятие его как данность, легкое ненастье за окном, или преждевременно наступивший ПМС. Таким образом Виктору в его экспериментах по познанию женской сущности, демонстрируется, что женщина покорно и легко принимает горе потери мужчины. Она способна неглубоко и совсем ненадолго погрузиться в свои эмоции и переживания, даже не удостоверившись, мёртв мужчина или жив.

Виктор, на самом деле, очень одинок. В своей тоске он часто приходит на пирс к берегу моря. Где придумывает себе образ женщины, которая его утешает. Он настолько погружается в свои фантазии, что ощущает в своей руке её ладонь.
К чему же приходит Виктор, как художник, углубившись в мир женщины? Холст по-прежнему бел. Погружение в раздумья не оставляют его, охваченный одиночеством и тоской, он бродит по улицам, равнодушно проходя мимо почтальона, падающего на проезжую часть с велосипеда, — газеты и журналы рассыпаются на брусчатке, прохожие бросаются на помощь к пострадавшему. Но не Виктор. Виктор в себе. Или не в себе. Тотальное одиночество, тоска, безразличие и апатия к внешнему миру.
На его холсте появляется тень рук, нарисованных будто с обратной стороны, едва уловимый образ одиночества, выраженных в руках, бросающихся на стекла окна.
И обнажённый, измученный Виктор, лежащий перед картиной.

Виктор едет за рулем катафалка. В салоне звучит реклама шампуней и кондиционеров для волос, в зубах у него сигарета.
Он везет гроб.
По толкованию Фрейда, мужчина, везущий гроб в катафалке означает, что человек загнан в клетку путем обмана и манипуляций. Виктор загнан в тупик, в попытке обрести священный Грааль, постичь тайну женской сути, найти к ней правильный подход и завоевать любовь Элизы, он терпит фиаско. Он прячет своих скелетов в шкафу, свои девиации, сексуальные абстиненции, страхи в гроб, вынимает из него берет художника(?) (садовника?), остается в рабочем комбинезоне садовника и идёт...
Выращивать орхидеи.

РS. На дворе 2024 год, Ларс фон Триер изгнан из Франции, некоторые из его картин запрещены к просмотру, на Венецианском кинофестивале режиссёр персона нон-грата. По заключению французской цензуры Фон Триер демонстрирует в своих фильмах чрезмерное насилие над женщинами, а слова, которые он обронил на пресс конференции в Каннах были расценены как симпатизирование Гитлеру и поддержка нацисткой идеологии.
Кто же он — Ларс Фон Триер?
Режиссёр, сформированный на русских глубинах Достоевского, Толстого, парящий над вершинами Маркиза де Сада, впечатленный киноискусством Бергмана, Пазоллини, Феллини и Тарковского?

Или Ницшианский Сверхчеловек, поймавший глюк на нацисткой эстетике, но сумевший оттолкнуться от дна человеческой души и создавший из этого ила Великое?

Художник, авангардист, постмодернист, исследователь внутренних демонов — своих и тех, других — который в поисках себя и познания мироустройства, человека, мужчины, женщины, фобий, девиаций, психических проблем, сексуальных отклонений и желания говорить своё честное?

Садовник, вырастивший орхидеи, получающий наслаждение через боль, самореализовавшийся через испытанное и причиненное другим страдание.


-
-
-
Со многими высказываниями согласна. Спасибо за интереснейший материал!!! И анализ.
2 -
-
-
-