bitov8080 prosto_chitatel 26.04.24 в 09:23

Картинки с весенней выставки нон-фикшн

Принесла вам немного атмосферы с прошедшей в начале месяца ярмарки нон-фикшн (и всякой прочей) литературы. Что касается книг, каких-то откровений не было, что касается лекторов и выступлений — аналогично. Скорее такие большие мероприятия сейчас превращаются в возможность встретиться с коллегами по цеху, писательскому и читательскому, увидеть и оценить оформление того или иного издательства, ну и набрести, возможно, на что-то действительно интересное. 
 
В субботу, как обычно это бывает в выходные на книжных ярмарках, на вход стояла нехилая очередь из желающих приобщиться бумажных изданий и невысоких цен на них. Чтобы сразу закрыть вопрос цен, скажу, что электронку читать с некоторых пор все же удобнее, практичнее и дешевле, но когда приходишь в огромное пространство, полное книг, оторваться от бумаги невозможно. Люди по прежнему покупают и уносят пакетами, сумками и мешками, я таки научилась считать деньги и не прохожу мимо только детских книг, о которых расскажу чуть ниже.

Начну с книг, которые привлекли внимание. Разумеется, мой взгляд субъективен, немножечко сумбурен ввиду размеров площади выкладок и слегка предвзят, но не могу не рассказать и не показать. Итак, книги. В основном это ожидаемо нон-фикшн, что озвучен в самом названии ярмарки. Художественная литература сейчас совсем не идет, и я от этого нисколько не печалюсь. 

Шикарно исполненные подарочные издания — заключительная часть из сборника трилогии Медичи, о династии покровителей искусств эпохи Возрождения с иллюстрациями шедевров эпохи Ренессанса, и рассказ о символике растений в мировой живописи, скульптуре, архитектуре с порой неожиданным взглядом на искусство. Это просто красиво и приятно держать в руках, листая страницы. 

У издательства Новое литературное обозрение уже раньше видела эти книги: «История усталости» — о том, как это понятие научились признавать и выделять физические и эмоциональные проявления, и «Оборотная сторона любви», все про расставания, любовь и эволюцию этих понятий во времени. 

Очень хотелось буквально все эти книги доселе мне неизвестного издательства Академический проект. Книга «Жила-была Баба Яга. Психологические и культурологические образы», где авторы старую ведьму с бородавчатым носом рассматривают, как инструмент сказкотерапевтической работы, а поход к избушке на курьих ногах, как переживание кризиса и экзистенциальный опыт. О русской мифологии, русском фольклоре и историях, связанных с людьми, кто обладает мистическими способностями, рассказывает книга «Властители мироздания». О традиционном крестьянском быте в изводе русской мифологии — «Духи-хозяева», «История колдовства» о черной магии и средневековой охоте на ведьм. «Мотив искупления в волшебных сказках. Психологическое значение» рассматривает множество сказок и мифов народов мира через призму коллективного бессознательного. И здесь же в подборке книга издательства «Слово», посвященная русскому средневековью и мировоззрению людей, живших в то время.  

Красота от МИФа. Страшные-престрашные сказки братьев Гримм, настоящие и неадаптированные. Толстенные, с прекрасными иллюстрациями. Хотели бы такое? Я — да, потому что начало моего читательского стажа совпало с обретением толстой книги сказок, в которых злую мачеху ставили в раскаленные железные туфли и заставляли в них плясать до упаду, а голуби в Золушке сидели по краям кареты и выклевывали глаза сводных сестриц. Все это отзывается приступами ностальгии, пока не откроешь вкладку с ценой. Тут накрывает волной скупердяйства, и мы движемся дальше. Хотя, по чести сказать, цена в тысячу двести рублей на ярмарке за такой том, смешная. На сайте издательства сейчас отдают на двести рублей дороже. Здесь же шикарные сказки 1001 ночи и занимательная книга о двенадцати архетипах и пробуждении внутреннего героя.

Издательство Секачёва В.Ю. предлагает репринты изданий 1912 года на такие животрепещущие темы, как «Упоительность спиртных напитков» и «Почему мы пьем».  Еще, бродя извилистыми путями ярмарки, я накинулась на рандомную пожилую женщину с воплем «а покажите, что вы приобрели». Вежливая старушка показала добычу. Стоит сказать, не зря я заглянула в её пакет с пакетами, это был интересный выбор:

Вот здесь я замедлила шаг и снова открыла для себя издательство, чьи книги выделялись своими названиями. «Как жить, когда все на тебе», «Поговорим о разводе», «Об искусстве смеяться надо собой», «Дневник горевания. Как пережить утрату». — У вас можно стоять над выкладками и плакать, — сказала я и засмеялась. Очень полезные, как мне кажется, темы и особенно дневник горевания. Полистала, действительно, интересно. 

Презентации, которые я застала в тот день: Марина Королева, журналист, филолог, кандидат филологических наук, признанный специалист по современной речевой норме, представляла книги «Русский в порядке» и «Чисто по-русски. Говорим и пишем без ошибок». Раскупили весь тираж, при мне ушла последняя книжка. Так-то. Хотим знать родной язык досконально.

Полный зал большого атриума собрался на выступление Станислава Дробышевского. Российского ученого, преподавателя, антрополога, кандидата биологических наук, автора учебников и научных монографий. Станислав в увлекательной и доступной форме рассказывал о ступенях эволюции и о том, как выживал первобытный человек. Задать вопрос вызвался один из зрителей и мучительно долго, пока не отобрали микрофон, склонял лектора к тому, что искусственный интеллект можно признать вершиной эволюции, к которой пришло человечество.

Вадим Панов и очень милая Елена Михалкова представляли свои новые книги детективов, я подошла, когда они говорили о важности вникать во все детали того, что происходит в романе, докапываться до всех подробностей, самостоятельно ездить при необходимости на какие-то производства, если о них идет речь в книге, в мастерские, обращаться к специалистам. Елена Михалкова рассказала случай, когда пришлось ехать в кошачий питомник, узнавать для сюжета какие-то подробности у заводчиков кошек, в итоге она вернулась домой с котом, не смогла уехать с пустыми руками. 

У Алексея Сальникова на презентации нового романа я спросила не о романе, а о том, как ему в голову пришла тема прошлогодней Грелки, которая называлась «Мир секонд-хенд, планета секонд-хенд, жизнь секонд-хенд». Оказалось, ему надо было придумать тему, он в тот момент проезжал Саратов, и мимо проплывал магазинчик с таким названием: «Мир секонд-хенда». Так родилось задание для грелочников.

Наконец, уже вечером я дошла до презентации сборника рассказов «Мир без Стругацких», объединенных общей идеей, принадлежащей журналисту, литературному критику и книжному обозревателю, Василию Владимирскому: представить, что место советских фантастов номер один, Стругацких, заняли не фантасты какого-то второго-третьего эшелона, а авторы которых мы знаем, как представителей основного потока мейнстрима. Варлам Шаламов, Василий Шукшин, Василий Аксенов, Юрий Рытхеу. Как бы могли выглядеть произведения, которые написали бы эти авторы, внезапно обратившись к фантастическому жанру. Такую интересную задачу Василий предложил ряду современных писателей. Внутри сборника помимо рассказов содержатся еще и придуманные биографии стилизуемых писателей. Я успела прочитать только то, что написал Фазиль Искандер, за которого «отвечал» писатель Владимир Березин — бесплатный отрывок еще до выхода книги в свет выкладывался на сайте Года Литературы (сейчас он здесь). И мне очень понравилось тонкое сочетание альтернативного мира «Улитки на склоне» и двух писательских стилей — автора, пишущего текст, и автора, тексты которого словно прорастают в ткани повествования. Авторы, по словам все того же Березина, поучаствовали в этой затее, потому что есть фраза, приписываемая Тургеневу: «русский писатель очень любит отвлекаться от работы». Ее говорил Твардовский Трифонову через забор на даче, после чего они шли пить. Так вот, здесь писатели с удовольствием отвлеклись на конструирование миров без Стругацких. Интересная задумка и попытка создания альтернативной литературной вселенной. 

Средь шумного бала повстречала прекрасного редактора наших выпускаемых книг, Анну Гутиеву. Анна помогала в том числе работать над книгой о военной прокуратуре, проделав огромную, кропотливую и бесценную работу. Книги, которые купила Анна были детскими, я подумала, это для дочери, но оказалось, Анна покупает детские книги сама себе. 

Признаюсь, я делаю тоже самое. И на этой ярмарке не устояла перед просто приятной и красивой книгой о маме издательства Городец. 

Из уже знакомых детских авторов, встретила Татьяну Березюк из мурманского издательства «Добрый великан». На прошлогодней ярмарке летом я увидела и купила себе ее книжку, в которой написано было о том, как «на севере, на границе тайги и тундры, среди озёр, камней, мхов и кустарников живёт Тэранатэ. Никто о ней не слышал, но сталкивался каждый. Ведь она может быть камнем, лежащим в траве, или былинкой, покачивающейся на ветру. И если Вы в иной раз любуетесь молодым листком на берёзе или крошечной розовой шишечкой на сосне, то знайте: это вполне может быть Тэранатэ». Сейчас Татьяна привезла еще книгу о море, где главные герои это старик, его маленькая внучка и море, которое оказывается больше наших о нем представлений. В общем, такие терапевтические сказки не только для детей, но и для взрослых. 

Трогательные книги, полностью повторяющие советские издания:

На стенде ТРУД обосновались книги о людях различных профессий, от изданий для взрослых с биографиями известных ученых, спортсменов, деятелей искусств до детских книг. Ниже серия, которая понравилась, девочки и мальчики, изменившие мир:

Интересное оформление стенда о теремах России с открывающимися ставнями в каждом окошке:

Ужасно влюбилась в книжку «Лука, пора домой» с очаровательной и чуть придурковатой, кажется, мамой в короткой шубке, которая замерзла на прогулке с малышом и пытается утащить его домой. Прям жалею, что не купила. Просто правда ходила бы и покупала детские книги сама для себя. 

Ну и я не сильно много снимала буйство красок и бешеное количество посетителей возле издательств, специализирующихся на молодежных трендах (чтобы нам, старикам не было так мучительно хехе больно), но не прошла мимо этих прекрасных девочек, которые здесь представляют героинь определенных романов. Я спросила, откуда они, такие красивые. Оказалось, это просто читательницы любимых авторов(ш), которые поначалу чисто по фану наряжались и приезжали поддерживать продажи своих любимчиков, а потом их заметили и стали уже целенаправленно приглашать к сотрудничеству на ярмарках. Прекрасное, по-моему.

Для детей сделали забавный шкаф из Нарнии, правда, маленькие почему-то пугались и не хотели закрывать дверцы.

Надеюсь, большинство читателей отвалилось где-то выше по ходу чтения этой статьи, потому что в этом месте я открываю уголок папарацци. Невозможно не радоваться жизни и литературному празднику на ярмарке в том числе и потому, что там можно увидеть всех этих чудесных, замечательных, вдохновляющих людей.

И вот уж вечер спустился на Москву, и я, уставшая, но счастливая, поехала домой. 

Спасибо, что побродили вместе со мной :)

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 93
    34
    571

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.