Киночерновики фантаста Лукьяненко

«ЧЕРНОВИК»
(2018, РЕЖ. СЕРГЕЙ МОКРИЦКИЙ). IMDb 4.5
Сергей Лукьяненко — мастер выдумывать миры и вселенные. По отношению к его авторскому стилю, разработке сюжета и творческому разнообразию могут быть разные мнения, но в части выдумывания и проработки альтернативного мира — он Мастер.

И с экранизациями ему, в отличии от многих отечественных фантастов, повезло с самого начала: дилогия «Ночной дозор» / «Дневной дозор» Бекмамбетова (2004-2005) — оказались настоящим прорывом отечественного кинематографа (чего нельзя сказать, например о совершенно провальной дилогии Бандарчука «Обитаемый остров», 2008-2009 по Стругацким, да и с экранизациями Пелевина не все гладко).
И пусть эти экранизации не все хороши (кто-то видел «Азирис нуна» 2006 года с рейтингом 3.8 на Кинопоиске?), но сама проза этого автора изначально заточена под кино: обычный парень (упор на «обычный») попадает в удивительный мир, где все — как в кривом зеркале. И в нечеловеческих условиях пытается остаться человеком. И побеждает, благодаря человеческим морально-нравственным факторам. В пути у него есть (часто) любовь, (почти всегда) немного секса/дружбы/предательства и (всегда) какие-то трагикомические ситуации или нелепости, заставляющие читателя (зрителя) где-то вздохнуть, где-то улыбнуться и принять фантастические составляющие как некое отображение реальности. ну и юмор, в авторском понимании этого слова.
Все по шаблонам старой доброй классической фантастики. Все идеально для экранизации.

И вот в 2018 году выходит фильм актера, оператора, сценариста и режиссера (в современном кинематографе такая универсальность встречается все чаще) Сергея Мокрицкого «Черновик» по одноименному роману. Сам роман 2005 года был в свое время восторженно принят армией поклонников творчества Сергея Лукьяненко и премьера фильма была одним из самых ожидаемых событий 2018 отечественного киногода…

Врезка:
Признаюсь, последние 20 лет я очень редко читаю книги подобных жанров, немного устал от чисто-развлекательной литературы. Но тут предстоял долгий железнодорожный перегон моей тушки на сапсане, необходимо было легкое необременительное чтение — взял дилогию «Черновик» / «Чистовик» и с интересом ее прочитал. А потом увидел, что по «Черновику» вышел фильм — и тоже его посмотрел. Вот вкратце история моего грехопадения.
Что могу сказать по фильму. В отличии от большинства зрителей, он не вызвал у меня отторжения — мы научились делать добротный массовый фастфуд и ничего в фильме меня не ломало. Не без доли изящества решена ситуация с архитектурой и механизмами в параллельных мирах (без спойлеров), нигде ничего не провисает не царапает… Сюжет изрядно упрощен и кастрирован от дополнительных смыслов — но такое почти всегда бывает при переносе литературного произведения в кинематографию, так что это ожидалось и воспринялось мной с пониманием.

Вот только после просмотра возник серьезный вопрос: а зачем я это посмотрел?
В чем смысл просмотра этого фильма?
Тем, кто любит подобные сюжеты — лучше прочитать книгу. Она лучше.
Тем кто уже прочитал книгу — тем более нет нужды смотреть фильм, воображение при чтении дает куда более красочные картинки, да и сюжет в книге более разветвленный, обладает большим количеством оттенков и вкусов.
Остаются, конечно, еще гипотетические зрители, которые после просмотра фильма побегут читать книгу-оригинал… Но, честно говоря — такое удовольствие я нахожу сомнительным.
Нет, соратники, у меня ответа на вопрос — зачем смотреть этот фильм. В отличии, кстати, от «Дозоров» Тимура Бекмамбетова, где такой вопрос в принципе не возникает. Фильмы по «Дозорам» умудрились стать отдельными произведениями, где есть дополнительные смыслы, новые грани... А в этом фильме этого нет. Потому и смотреть его, увы, не вижу смысла. Разве что в том же сапсане, чтоб убить время.

Из рецензий в сети:
«В итоге мы получили какое-то скомканное слепленное из кратких выжимок из книги произведение, которое не погружает в мир, не даёт понимания что в нём и как происходит и в чём вообще состоит конфликт. Увы. Я уверен, можно было не торопить сюжет и разбить фильм на две части, сделав это грамотно, не потеряв той самой увлекательности, которая присутствует при чтении оригинального произведения, но в итоге получилось как получилось. Единственная причина это посмотреть, и то только для читавших книгу, это первые 2/3 фильма, где показывают основные события и миры — ради картинки, визуализации. Не читавшим смотреть это смысла нет вообще никакого».
Сейчас в работе сразу несколько фильмов по произведениям Сергея Лукьяненко:
- «Чистовик» (продолжение «Черновика»)
- сериал «Рыцари Сорока Островов»
- «Форсайт»
- «Недотёпа»
- сериал по «Дозорам»
Вы ждете эти фильмы? Вы будете их смотреть?

-
А между тем, на прошлой неделе прошел очередной Роскон, ну и лаборатория Лукьяненко, а как же ))
-
Как же, как же, помню это кино.
Не припомню потому что, чтобы когда-то ещё испытывал чувство такого жгучего испанского стыда. 🤦♂️ Причём, немало жгучести добавило интервью автора в рамках рекламной кампании перед премьерой.
1 -
Что-то бесконечно от меня далёкое. Это если мягко выражаться.
1 -
С Дозорами - повезло. Сейчас этот рваный трэш еще сложнее, чем тогда.
Уверен, Рыцари Сорока Островов будет про подростковое преодоление и про инициацию. Прямо на деньги готов спорить!
-
Я не буду смотреть,книги много интереснее,понравилось фраза,что в фильмах все кастрировано.
1
