Рецензия на сериал «Задача трёх тел» / 3 Body Problem

год: 2024 
авторы сериала: Дэвид Бениофф, Д. Б. Уайсс
в ролях: Джесс Хун, Бенедикт Вонг, Эйса Гонсалес, Лиам Каннингэм, Цэн Цзинэ, Алекс Шарп, Джон Брэдли, Розалинд Чао, Джонатан Прайс


Астрофизический привет зрителям!

Сериалы, посвящённые проблемам теоретической и прикладной науки, довольно редко гостят на наших экранах. Оно и понятно — скромные учёные-интроверты (за исключением разве что Гейзенберга) редко возглавляют криминальные империи, практически никогда не гоняются за архетипическим чемоданом долларов, и уж точно ни в коем случае не появляются в кадре за рулём розового «Кадиллака», облачённые в шубу, в сопровождении пары девиц сверхлёгкого поведения, а значит зрительской массе быстро надоедает следить за их приключениями. 

Поэтому когда я услышал о том, что типично «физматовский» сериал отлично прокатился в Netflix, а также получил восторженные рекомендации от некоторых знакомых, чьё мнение заслуживает внимания, я решил немедленно ознакомиться с данным культурным феноменом. Скажу сразу, ушедшее на просмотр время было потрачено не зря, но, как я и ожидал, сериал оказался о чём угодно, но только не о астрофизике.

Начинается сериал в далёком 1966 году, и рассказывает о судьбе молодой китайской аспирантки по имени Е Вэньцзе. В те времена в коммунистическом Китае шла т. н. «культурная революция», а значит, царил ещё больший чад угара, чем обычно. И хотя председатель Мао натравливал свои банды хунвейбинов и цзаофаней в основном на политических противников, фактически озверевшая толпа убивала всех, кто имел хотя бы подобие независимого мышления. Под раздачу попал и отец героини — его обвинили в преподавании буржуазной теории относительности и публично забили палками, а саму Вэньцзе сослали на лесоповал. Через несколько лет умные революционеры сообразили, что героиня является физиком мирового уровня, а значит заставлять её валить бамбук несколько нецелесообразно, и перевели её в радиотехническую шарашку. 

Вскоре выяснилось, что гигантская антенна в уханьской пустоши построена не для управления баллистическими ракетами, а для связи с инопланетными цивилизациями. Получив доступ к оборудованию, Вэньцзе начала рассылать сигналы во все стороны, и через несколько лет из созвездия Альфа Центавра пришло сообщение — мол, надоели уже, приматы тупоголовые, прекратите нас спамить, иначе мы прилетим и всех убьём к чёртовой матери. И тут героиня, вдоволь вкусившая прелестей коммунизма и посему находящаяся в перманентной депресии, предсказуемо ответила — чего уж там, прилетайте, хуже уже точно не будет. Эмоциональную выходку девушки, разумеется, можно понять, а аудитории тем временем наглядно демонстрируется месседж: родилась бы Вэньцзе в благословенной стране питательного Макдональдса и божественной кока-колы — Земля была бы в безопасности.

В целом, несмотря на грубоватое исполнение, непременно следует отдать должное усердию авторов сериала, поскольку подведению рациональной базы под презрение героини к человечеству отдан почти час хронометража. С другой стороны, жаль, что американские сценаристы всё же плохо знакомы с русской культурой, поскольку куда эффективнее было бы открыть сериал песней Юры Хоя «Полюбила хунвейбина и повесила портрет...» и всё сразу бы стало ясно.

Ну а тем временем инопланетяне, получив столь очевидное приглашение, потёрли щупальца, погрузились в свои пепелацы и отправились в путь.

Далее действие переносится в наши дни, и повествует о череде странных несчастий, постигших Землю. Кажется, что некая невидимая рука целенаправленно тормозит прогресс, подталкивая человечество в направлении клинического идиотизма и дегенерации — то все адронные коллайдеры и суперкомпьютеры одновременно начинают глючить и их приходится отключать, то в эфир выйдет шоу «Орёл и решка», то неожиданно появятся 47 гендеров, то величайшие физики массово сведут счёты с жизнью. Именно эта эпидемия необъяснимых суицидов, охватившая научное сообщество планеты, привлекает внимание мировых спецслужб, и агент британской МИ-5 по имени Кларенс Си начинает расследование, которое выводит его на тайный культ, обожествляющий инопланетян и одновременно выполняющий функцию пятой колонны в готовящемся вторжении. Возглавляют культ сильно постаревшая Вэньцзе и «зелёный» миллиардер Майк Эванс, который так сильно любит природу, что готов поддержать крушение цивилизации, нарушающей гармонию планеты.

Далее выясняется, что пришельцы вербуют сторонников посредством компьютерной игры «Спаси рептилоида и предай человечество», а поскольку графика и геймплей у модного квеста просто классные, армия недоумков, радостно ожидающих собственного уничтожения, быстро достигает приличных размеров. Кроме того, оказывается, что вражеские разведчики уже прибыли на Землю, и чтобы эффективнее бороться с инопланетной заразой, спецслужбы объединяют силы с лучшими оставшимися в живых учёными. Но как можно победить врага, который может проникнуть куда угодно, подслушать любой разговор, навести на человека любой морок, играюче перехватить контроль над любой техникой и получить доступ к любой информации, за исключением мыслей в твоей голове?

Сериал «Задача трёх тел» является римейком одноимённого китайского телеопуса, и в рамках адаптации материала, 30 серий крайне неспешного оригинала сократили в три раза, что явно пошло проекту на пользу. Тем не менее, даже версия Netflix во многом напоминает продвинутое уравнение из высшей математики — на первый взгляд, нетривиальные пространственно-временные рамки повествования, целый слой виртуальной реальности, в которую регулярно переносятся герои, несколько группировок персонажей и огромное количество элементов сценария, неизбежно распыляют внимание аудитории и создают впечатление чего-то непонятного и неразрешимого. Но в процессе развития сюжета авторы ловко упрощают выражения, умело раскрывают все скобки, стирают лишние элементы с доски, и в итоге получают весьма элегантную формулу развлечения зрителя.

Сложнейшие задачи из области астрофизики, а также невиданное в наши дни количество научных терминов и концепций в сценарии служат всего лишь блестящей упаковкой настоящего новогоднего подарка — глубокого и на удивления реалистичного анализа важнейших вопросов человеческого мышления и наших попыток познать мир. Что есть реальность? Правы ли адепты солипсизма и существует ли что-нибудь за пределами нашего сознания? До каких пределов можно растягивать пределы эгоистичной концепции «права на ошибку»? Как мы реагируем на опасность, природа которой изначально непостижима? И, разумеется, спускаясь с башни из слоновой кости в область практического, до какой степени можно доверять властям, в лучших традициях Оруэлла крайне заинтересованным в создании глобальной паники и постоянного военного положения? Есть ли вообще инопланетяне, или вся эта межпланетная истерия нагнетается искусственно, а невидимая рука, держащая земной шар, на самом деле принадлежит некой группе вполне обычных людей? 

Не менее талантливо раскрывается также вечная тема рабской психологии толпы — Хайнлайн недаром писал о наличии некой тёмной, не поддающейся идентификации субстанции в самых потаённых уголках нашего подсознания, некого примитивного желания отвергнуть доводы разума, которое раз за разом заставляет наименее развитую часть человечества восторженно скулить у ног очередного тирана. И не важно, служит ли пропуском в счастливую жизнь манкурта красная книжечка председателя Мао или высокотехнологичный инопланетный шлем, результат всегда бывает идентичным. 

Под удар безжалостной деконструкции попал также грибоедовский принцип горя от ума — наблюдая за метаниями либерально настроенных интеллектуалов, не способных понять необходимость жертв во имя прогресса и победы, или «голубей мира», не оставляющих бредовые попытки договориться с врагом, считающим людей тараканами, невольно испытываешь стыд за весь вид homo sapiens. Свою роль в достижении данного эффекта сыграли в том числе прекрасно выписанные и очень реалистичные персонажи. Современный Голливуд, и, соответственно, все его региональные клоны, в последнее время испытывают серьёзнейшие проблемы с правильной мотивацией героев, но в данном случае мы можем наблюдать приятное исключение из правил. 

Прекрасно показан особый склад ума учёных, позволяющий им находить оригинальные пути решения беспрецедентных проблем, но при этом зачастую не выдерживающий столкновения с безжалостной реальностью, где этика и абстрактная мораль считаются непозволительной роскошью. Замечательно подчёркнуты различные реакции людей на смертельную опасность — кто-то не может смириться с реальностью, кто-то спасается от неприятной картины мира с помощью развлечений, кто-то сразу сдаётся, и лишь немногие не опускают руки. На истерики и метания либеральных героев зачастую противно смотреть, но лишь потому, что аутентичность их образов крайне высока. Кстати, весьма интересно, что в условиях тотального разгула политкорректности, наиболее компетентным, жёстким и жизнеспособным персонажем является белый гетеросексуальный мужчина — неужели голливудские сценаристы начинают что-то соображать?

Удивительно, но единственный очевидный промах авторов сериала связан с созданием образа антагонистов. Очевидно, сценаристы думали изобразить инопланетян совершенно непохожими на нас существами с чужой и непостижимой логикой, но на практике рептилоиды зачастую принимают столь нестандартные решения, что их результат зачастую граничит с откровенным идиотизмом. В частности, зачем раньше времени раскрывать свои технологические способности — рисовать глаз в небе или заставлять мигать звёзды? И тем более какой смысл заранее объявлять жителям Земли, что они насекомые и будут уничтожены, что заставит сплотиться даже самых больших дураков? Если у того же Тима Бёртона марсиане, расстреливая людей из бластеров, одновременно крича «не убегайте, мы ваши друзья», создавали очевидный комедийный эффект, то «Задача трёх тел» вроде как претендует на звание серьёзного проекта. Увы, но несмотря на все старания креативной команды сериала, золотой стандарт качества, поставленный в своё время «Визитёрами», превзойти так и не удалось. 

С другой стороны, нельзя не похвалить отличный визуальный ряд и крайне уместно применённые спецэффекты, пусть даже заимствованные у Нолана. Обычно подозрительно красивая форма произведения призвана скрывать отсутствие достойного внимания содержания, но в данном случае картинка и происходящее на экране находятся в относительной гармонии. 

Труппа, несмотря на свою мультикультурность, подобрана очень хорошо и играет на совесть. Джесс Хун, играющая роль астрофизика Цзин Чен, на долю которой выпала организация научного потенциала планеты, весьма аутентично изображает процесс борьбы в общем-то обычного человека с испытаниями вселенского масштаба. Бенедикт Вонг хорош в роли простого разведчика, столкнувшегося с необъяснимым. Эйса Гонсалес крайне талантливо бесит в роли ультралиберальной дивы от науки. Отлично выступил Лиам Каннингэм в роли главы контрразведки Томаса Уэйда, не поддавшегося панике и готового на всё ради победы. В свою очередь Розалинд Чао и Джонатан Прайс блистательно исполнили роли архи-предателей Е Ваньцы и Майка Эванса.

Итог: качественная адаптация китайского бестселлера от Netflix. Отличный баланс сюжетных поворотов, визуальных элементов и философской основы. Снято очень неглупо, хоть и наводит в итоге на печальные мысли. Рекомендую.

#новые_критики #задача_трёх_тел #научная_фантастика #бенедикт_вонг #эйса_гонсалес #джесс_хун

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 25
    13
    355

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • mamontenkov

    Две серии посмотрел, вроде, ничего так.

  • allo

    смотрел китайский, перечёл трилогию. контент не развлекательный. нетфликсу здесь делать нечего

  • allo

    *В частности, зачем раньше времени раскрывать свои технологические способности...* Если после просмотра возникают подобные вопросы, подозреваю, что создатели даже не потрудились объяснить ключевую особенность коллективного мышления инопланетян, на которой была построена вся дальнейшая борьба за выживание

  • Stavrogin138

    Когда-нибудь я примусь за эту глыбу. Обзор, как всегда, шикарный.

  • Psychoscum

    Даниил Смирнов 

    Мерси. Но многие почему-то упорно путают китайскую 30-серийную "Санта-Барбару" и данный 8-серийный римейк Netflix. Я его осилил за один аечер.

  • Stavrogin138

    Александр Костин 

    Судя по исходному тексту - там надо прям вникать. Поэтому в планах - глянуть все версии))

  • petrop

    А вот, может, и посмотрю. Обзор одобряю, само собой.