«2046». Еще раз о Карвае

«2046»
(ФИЛЬМ, 2004, РЕЖ. ВОНГ КАРВАЙ). IMDb 7.4
Гонконг, Китай, Франция, Италия, Германия
Чертов гений, конечно. Не много есть режиссеров, про которых я могу так сказать. Про этого — могу.

Посмотрел его фильм, который не видел до этого. Профессионал, творящий в каждой секунде экранного времени; демиург, добивающийся искомой мимики и жеста от актера; переплетающий непереплетаемое, позволяющий себе грубо нарушать все правила построения мизансцены и изобретающий новые законы. Волшебник, который сотворил из вполне обычной истории о бедном журналисте-писателе и его женщинах настоящую магию, от которой невозможно оторваться.
И после просмотра этого фильма — ты немного другой, чем был до этого.
А ведь, пожалуй, это не лучший его фильм. Он не такой отточено минималистичный как «Чунгкинский экспресс», не такой романтичный как «Любовное настроение», не такой чувственно-эротичный как «Мои черничные ночи». И ничего нового к своей стилистике, к своему авторскому почерку, Карвай здесь не добавил — это все та же песня, которую он сочиняет во всех своих работах с начала 90-х — удивительная (и неподражаемая) смесь французской новой волны и авторского гонконгского кино… Но когда героиня фильма просто идет по узкой улице в сумерках — хочется, чтобы она делала это как можно дольше, чтобы у тебя, зрителя, была возможность просто наблюдать за ней. Магия.




Американский критик Стивен Шнайдер назвал это так: «Пока просто хорошие режиссеры играются со своим сценарием — Вонг позволяет себе играться с самим фильмом — содержанием, картинкой, скоростью».
А актриса Чжан Цзыи рассказывала в одном из интервью: «…когда я начала сниматься у Вонг Карвая, у него даже сценария толком не было. Я не знала, о чём фильм, знала только, какая у меня будет роль, и узнавала обо всем постепенно: сегодня то, завтра это. Он давал нам пару листов, написанных от руки, и говорил: ну вот, это тебе на сегодня. И там же, на площадке, я их и читала. Нам не нужно было готовиться. Каждый день такой съемки дышал свежестью».

Если рассматривать фильм отдельно, сам по себе — он вряд ли тянет на шедевр, но в контексте всего творчества режиссера — я в восторге. Не все, кстати, разделяют мое мнение — авторитетный на русском поле кинематографии журнал «Film. Ru» устами (буквами) критика Екатерины Тархановой высказался в свое время об этой фильме неожиданно зло:
«В „2046“ Вонг Кар-Вай покончил с любовью, а заодно с иллюзиями на свой счет. С огромным количеством заморочек, звуковых, визуальных и фабульных, он снял очередную, тысяча первую или две тысячи сорок шестую историю жлоба, примитивного донельзя. Мастерство Карвая, конечно, не менее огромно, только тратится на драматический пафос там, где со времени чайльд-гарольдов, растиньяков, онегиных и печориных возможна только комедия».
Не будем фантазировать о неприятном опыте столкновения уважаемой критикэссы с подобным персонажем онегинского/печоринского/Карваевского типа в реальности, но отметим, что узнаваемость кинематографического образа говорит скорее об удачной работе режиссера.

Фильм является вторым (центральным) фильмом в трилогии Карвая («Дикие дни» — «2046» — «Любовное настроение») и, наверное, есть смысл смотреть эти фильмы по порядку, хотя каждый из них — совершенно самостоятельное самодостаточное кино и связаны они (очень условно) лишь некоторыми героями. Но — если вы еще ничего не смотрели из этого режиссера — начните с «Чунгкингского экспресса», фильма, входящего во все списки «лучших фильмов всех времен и народов» и вам сразу станет ясно — готовы ли вы отправиться в путешествие по сказочному миру Вонга Карвая. Картину «2046» (как мне кажется) должен посмотреть уже подготовленный зритель, предполагающий, что его ожидает: в этом фильме режиссер позволяет себе глубокие флэшбэки (путешествия в прошлое/будущее и игры со временем, если угодно), в которых будет не очень легко разобраться.

А закончить позвольте цитатой из рецензии Алексея Васильева («Коммерсант»):
«… На самом деле <в фильме „2046“> Карвай рассказывает совершенно ясную романтическую историю. Про то, что любовь бывает лишь раз, все остальное — только попытки спеть на бис, затухающие по мере того, как у исполнителя садится голос, а публика хлопает все менее воодушевленно. Про то, как важно не отпустить такую любовь. И про то, что сделать это непросто, потому что, когда она есть, почему-то часто кажется, что точно такая же будет постоянно приходить и в будущем, только в новых нарядах, вавилонах и телах, как припев в песне — в новых аранжировках».
Такие дела...
-
-
Когда будет смотреть. Какое. Любовное настроение или 2046?
1 -
Давай с Любовного настроения начнём. Через пару дней.
1 -
-
-
-
казалось бы, комбинаций для названия из четырёх цифр - десять тысяч! Но уже расхватаны 1408, 1488, 1914, 1984, 1993, 2046 и многие другие... Короче, 1987 - не занимать! Это моё! И Карваю передайте!
3 -
-
у меня та же фигня )) просто 1970 я плохо помню, а 1987 - первый курс, самый яркий год )))
1 -
-
Гений. Обожаю. Я уже много раз писала и не устану повторять ,мои два любимых режиссера:Триер и Кар Вай. Тарковский это понадвсеми.
Карваевское Любовное настроение я могу смотреть миллионы раз и никогда мне не надоест. Фильм очень текучий из одного состояния в другое и так же уплывает как вода из под пальцев, не оставляя ни боли, ни потрясений, а просто вот созерцаешь, как двое встретились, разошлись так же... И оставили о себе лишь любовное настроение.
Но вернемся к сабжу. Все, что выше написал автор имхоча-согласна.
И про то, что сделать это непросто, потому что, когда она есть, почему-то часто кажется, что точно такая же будет постоянно приходить и в будущем, только в новых нарядах, вавилонах и телах, как припев в песне — в новых аранжировках».(с)
Покраснели глаза.
1 -