vasyukhin Влад Васюхин 18.04.24 в 10:09

Стильно, модно, молодежно!

В следующий понедельник исполнится 60 лет театру, который долгое время был для меня самым любимым, самым важным, где до сих пор служат несколько моих друзей и куда я продолжаю таскаться с букетами не только по инерции, по старой памяти, из чувства солидарности, но и в надежде увидеть что-то неожиданное, замечательное, потрясающее.

Речь — о легендарном Театре на Таганке. 

Вообще его 60 лет — дата весьма условная и спорная. Театр в этом здании на Земляном Валу стал работать с 1946 года, назывался он Московский театр драмы и комедии, а новая история и по сути новый театр начался не 23 апреля 1964-го, а на год раньше, в 1963-м. И в другом месте — в Щукинском училище, где третьекурсники ошеломили москвичей своим дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта в постановке Юрия Любимова. Это зрелище и положило начало «той самой» Таганке, а вчерашние студенты стали «кирпичами» (да-да, их так и называли) театра. Сегодня из основоположников в живых осталось несколько человек и всем им хорошо за 80.

Сцены из спектакля «Добрый человек из Сезуана»

Мы говорим: Таганка, подразумеваем: Любимов. Ведь много лет это был авторский проект, в нем, разумеется, работали и другие режиссеры, и даже такие знаменитые, как Анатолий Эфрос и Анатолий Васильев, однако именно с Юрием Петровичем Любимовым и с первым поколением его труппы связан расцвет театра, который оказался больше, чем театр. Таганку называли «островом свободы в несвободной стране». 

Об этом золотом периоде и его звездных представителях много уже написано, снято и сказано, не хочу повторяться. Тем более, формат колонки не позволяет передать все нюансы и повороты сложной судьбы Таганки, где была и смерть Владимира Высоцкого, и раскол театра, и эмиграция Любимова, и его возвращение, и пополнение молодой кровью, и окончательный скандальный разрыв отца-основателя с труппой, и смерть ненадолго ставшего творческим лидером Валерия Золотухина, и многое, многое другое. 

С 2015 года Таганка работает без худрука, ей руководит директор — актриса Ирина Апексимова. Как показало время, эта хрупкая красавица с железным характером и хорошими связями неожиданно оказалась далеко не худшей кандидатурой, хотя и не имела таганковских корней, плохо знала этот театр, его репертуар и традиции, не обладала внятной художественной программой. Но собаки лают, а караван идет... 

Как развивать знаменитый бренд дальше, как продолжать театр одного режиссера, где не может быть наследника, толком не знал никто. Сам Любимов считал, что его театр должен будет умереть вместе с ним. Звучали предложения переименовать театр и начать в этих стенах жизнь с нуля, как это сделал когда-то и сам Любимов. Но в итоге мы имеем то, что имеем, и это, повторю, отнюдь не худшая форма существования. 

Премьеры при Апексимовой случаются часто, гораздо чаще, чем раньше, ставят приглашенные режиссеры — и маститые, и начинающие. Появился даже главный режиссер в лице талантливого Юрия Муравицкого, но продержался он недолго — директриса не захотела делиться с ним властью и по-прежнему всё решала сама, а его не устраивал подобный расклад. 

О спектаклях нынешней Таганки критики говорят: «Стильно, модно, молодежно», хотя далеко не все постановки попадают под это ироничное определение. Но сегодня это однозначно живой и крепкий театр, непошлый и актуальный, хотя и не такой оглушительно популярный и востребованный, как раньше. В труппе почти нет больших медийных звезд и, кажется, Ирина Викторовна и не стремится их приглашать — разве что в мюзикле «Суинни Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» играет ее родственница, певица Лариса Долина.

В юбилейный сезон на четырех сценах Таганки было запланировано выпустить чуть ли не дюжину новых спектаклей. Поэтому под занавес обращу ваше внимание на одну из последних премьер. 

Молодой режиссер Александр Карпушин поставил «Свадьбу». Но не по Чехову, а по сценарию Павла Лунгина, Александра Галина и Виктора Косаковского (но последнего в афише не указали по причине, что где-то что-то знаменитый документалист сказал не то сами понимаете о чем). 

Спектакли по мотивам кинофильмов, как я уже не раз писал в своих колонках, тренд последних лет. И на той же Таганке идет, скажем, разухабистая версия киношедевра Эмира Кустурицы «Черная кошка, белый кот» и поставлен сценарий Геннадия Шпаликова «Причал».

Сцены из спектакля «Свадьба»

«Свадьба» — хороший выбор: фильм 2000 года известен, отмечен спецпризом в Каннах за актерский ансамбль, но при этом не намозолил глаза. Это внятная многонаселенная трагикомедия, где несколько ярких ролей, позволяющих синтетическим артистам и петь, и плясать, и на голове ходить (какая свадьба без драки). Сценограф Николай Симонов сделал внушительные декорации. Артисты играют с драйвом (особо выделю Романа Колотухина, Надежду Флерову и Марию Матвееву). В общем, получился по-настоящему народный хит. А вот продолжает ли он традиции Таганки и что по этому поводу сказал бы Юрий Петрович Любимов, аккуратно промолчу. 

С днем рождения, Таганка!

#новые_критики #театральный_обзор #театр_на_таганке #юрий_любимов #ирина_апексимова

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 1
    1
    171

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.