Позади Казахстана

Долго не могла понять, почему в России столь внимательно и с таким волнением следят за делом бывшего министра экономики Казахстана, который прямо в ресторане забил свою жену. Ну, честно скажем, кроме того, что муж был министром, в этой истории ничего удивительного нет. Чего мы не видели? У них какой-то экс-министр на глазах у людей и под записи камер истязает молодую жену. Ну да, избивал восемь часов. Да, был в кабинке с другой девушкой, пока жена умирала через стенку. А у нас на днях помощник депутата тащил свою жену в машину за волосы! Ну и что, что всего лишь помощник и сам депутат — республиканский, чувашский! Зато его уволили после, а не до. И очевидцев было много: смотрели из машин, с дороги. Никого не смутило, что женщину волоком тащат по земле. 

Я, собственно, только вчера поняла, чего же мы так уставились на казахстанские новости. У них, конечно, лютый беспредел. И патриархальности, кажется, больше. И вообще, если быть откровенными, разве мы не читали, как обходятся с женщинами в исламских странах? Из традиционных исламских народов я знаю только один, где женщины культурно могут отмудохать и своего мужа, и чужого: это татары. Вот там женщины! Жила все детство среди татар. От башкир и от самих татар слышала присказку: «Жена татарка — собака в дом не надо». Правда, сейчас наши татары тоже начали заигрывать с патриархальностью: платки, медресе, мода на глазки в пол. 

Вообще же в постсоветских странах у мусульманских женщин положение дел грустное. Это-то нас всех и потрясло. Что даже в Казахстане случились перемены. 

Меня в деле их министра изумило сразу несколько нюансов. Вернее, в фактуре, которую оно вскрыло. Перво-наперво: оказалось, что наши страны одновременно декриминализировали домашнее насилие — в 2017 году. Обычно у нас не очень хорошо понимают, что это означает. Принято думать, что 7 лет назад в России разрешили убивать жен. На самом деле разрешили бить нечасто и слегка. То есть, отменили уголовную ответственность за побои, если они совершены в первый раз и не привели даже к легкому вреду здоровья. И, что немаловажно, не были совершены из хулиганских или экстремистских побуждений. Первое доказать трудно. По идее, любое рукоприкладство можно счесть хулиганским, так что вряд ли где-то оформляют домашние избиения как форму хулиганства. С экстремизмом интереснее. Это надо исхитриться, чтобы доказать, что синяк поставили дома по мотивам ненависти или вражды. Так что, в целом, рядовые домашние избиения стали у нас наказываться административно. В лучшем случае штрафом. Который платили вместе из семейного бюджета. 

В Казахстане тогда приняли такую же норму. Но я узнала об этом лишь вчера. Ну, что мы шагали в ногу с Казахстаном. Ничего не скажу, хорошая страна. Я была там часа два в 2003 году, когда ехала из Челябинской области в Тюменскую и хотела срезать. А еще я случайно родилась в Казахстане — мама из отпуска не довезла. Нормальное у меня к этому государству отношение. Но хотелось бы идти в ногу с кем-нибудь другим. 

Впрочем, весь ужас ведь в том, что мы теперь, получается, за Казахстаном уже не поспеваем. В 2017 году оба государства додумались исключить из правового оборота понятие «домашнее насилие», сведя семейные преступления против женщин и детей к обычным потасовкам. То есть, законодатель придумал, что для такой категории преступлений неважно, случайный прохожий на тебя в переулке напал или муж, от которого некуда деться. Не знаю, чем это послабление обернулось тогда в Казахстане, а вот у нас все как будто бы ограничилось шутками в КВН. Я помню те месяцы: интернет, конечно, шумел, но дошумелся только до КВН. 

А что теперь? В Казахстане после трагедии с Салтанат Нукеновой приняли целый пакет законов, которые ужесточают ответственность за домашнее насилие и насилие над детьми вообще. Там не только возвращение и ужесточение наказания за домашнее насилие, даже если был причинен легкий вред здоровью. Вводят уголовное наказание за склонение к самоубийству. За домогательства до детей до 16 лет. Казахстан вводит ответственность за буллинг в интернете, то есть, травлю. И запретили высаживать из транспорта детей-безбилетников до 16 лет. 

С одной стороны, я лично была шокирована тем, что в соседней стране не наказывалось склонение к самоубийству и сексуальные домогательства до детей 14-15 лет. Нам это кажется дикостью. И запрет высаживать детей из транспорта мы приняли в 2021 году — все же, вперед Казахстана. 

Запрет интернет-травли — это прямо рывок. У нас пока только обсуждают, как наказывать травлю и сталкинг, то есть, навязчивое преследование.

А вот с домашним насилием тяжко. Со вчерашнего дня, когда пакет «законов Салтанат» подписал президент Казахстана, эта страна становится более прогрессивной, чем наша. Потому что у нас семейные побои без причинения легкого вреда здоровью все еще, если это первое нарушение, подлежат административному наказанию, при повторном нанесении — штраф, обязательные или исправительные работы. Семейные побои с легким вредом здоровью тоже наказываются штрафом, исправительными или обязательными работами. Чтобы получить хотя бы три года, в России сейчас нужно систематически избивать сразу нескольких членов семьи, ребенка, беременную женщину, инвалида или старика — таков закон. Более того, в Госдуме заявили, будто бы россияне не поддержат возвращение уголовной ответственности за легкие побои в семье. 

Можно подумать, мы, в отличие от жителей Казахстана, звери какие-то. 

Вот это меня во всей истории экс-министра чужой экономики больше остального потрясло. Что Казахстан уже созрел до современных и гуманных норм защиты женщин и детей от домашней тирании, а мы — нет. Как-то вдруг, на ровном месте, мы обнаружили себя позади Казахстана.

#новые_критики #бишимбаев #законы_салтанат #домашнее_насилие #казахстан

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 139
    31
    1970

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Karl

    У нас один мальчик в Чемкенте был свидетелем ккак одна женщина чемпионка по боям без правил зверсхи избивала в чайхоне  нетрезвого мужчину, за то что он шлёпнул её по накаченным ягодицам, она бы убила его если бы не дядюшка Рустэм, который усмирил спортсменку поленом по накаченным ягодицам.

  • soroka63

    Во всей этой трэшанине обратила внимание, что заседание суда идет на русском. Все прекрасно говорят, лишь иногда сбиваясь на родной язык. А у нас тут орут, что вот, де, такие, сякие, отменяют русский язык. Какая же везде ложь...

  • soroka63

    Культурный Шизофреник 

    Это правда. Все участники процесса - элитные казахи, влаеющие своим языком отлично, на литературном уровне. Ничего не стоило вести трансляцию на родном. Сразу бОльшая часть зрителей бы отвалилась. А тут затеяли Санта-Барбару показательную. Весь постсовок с замиранием сердца каждое утро подключается. Очевидно же - демонстративная акция. 

  • ampir

    О. Сорока 

    В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.↵[2]

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Языки_Казахстана

    Ого, 90% говорит на русском, а на казахском только 81%  Я и не знал

  • soroka63

    Культурный Шизофреник 

    Так и я ж о чем! А у нас кричат СМИ - отменяют русский!

  • Leolia

    Мне пару раз хотелось ударить женщину

    Это были случайные тетки в общественном месте

    Если бы такое жило со мной в семье - точно бы побила

    Но, блин, можно же и развестись

    А не драцца

  • vseda516

    Домна  Но, блин, можно же и развестись


    А не драцца

    ---------------------------------------------------

    можно. но некоторым рельно жаль потраченных лет жизни

  • lardush

    Хороший итог. 24 года убийце и 4 года его брату. Причём, заметим, по законам страны условно-досрочное возможно только при согласии с этим семьи погибшей.