Смеяться, право, не грешно! Над всем, что кажется смешно

Золотые слова! Универсальный рецепт гармонизации жизни от великого историка Карамзина. Имевшего возможность оценить грани юмора — немецкого, французского или русского — при дворе Екатерины Великой, шутку весьма ценившей.

Юмор. Явление, без которого тяжело жить большинству людей. Соблазнительной видится перспектива дискуссии о юморе вообще. Но случайно произошло сужение темы. До «Чёрного» юмора. Которого становится в окружающей жизни всё больше.

Давеча шёл домой от Невского проспекта. На углу Исаакиевской площади и Малой Морской (бывшей Гоголя, а это, несомненно, знак!), увидел картинку:

Представьте: здание гостиницы «Англетер» Со скандалом снесённое в 1987 году и восстановленное через год. В номере которой, в декабре 1925-го, оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина. В первом этаже здания сейчас располагается респектабельное кафе с названием «Счастье» с яркой вывеской. Тут же, на стене — мемориальная доска. При прочтении, последовательно, той и другой, в голове образуется взрывная смысловая реакция. Гюисманс и Андре Бретон, несомненно, потёрли бы руки. (Последний, пожалуй, с радостью использовал бы такое в знаменитой «Антологии чёрного юмора») Вот где дистиллят этой разновидности смеховой культуры! Презабавная кухня! Прямо видятся все любители замариновать юмор в цинизме, потом посыпать насмешками над смертью, болезнями и увечьями. Не забыв поперчить зубоскальством над беззащитностью. На выходе — пряное блюдо из меню абсурдистики. В нём Свифт, Вольтер, ОБЭРИУты, Маяковский со своим «Я люблю смотреть, как умирают дети» — роскошное основание для анекдотов про какого-нибудь дохлого старичка или мёртвых младенцев. И городской фольклор с «садистскими стишками» детства. Помните? «Косточки-хрящечки сыплются в ряд / - Трамвай переехал отряд октябрят».

Понятно, что высмеивание смерти есть простейший способ избавления от страха перед ней. Как, вероятно, и обычный юмор — карнавальный инструмент психики для разрушения давящих непомерных нагрузок жизненных обстоятельств — быта, рутины, неудач, разочарований. Предохранительный клапан. Но есть ли чётко очерченные внешние и внутренние границы его использования человеком и обществом? Можно ли выделить «недопустимые» формы юмора? Тем более, что времена меняются и соль «неполиткорректного» анекдота детства про «Слушай, Петька, чё у тебя во всех анекдотах: русский, немец и француз, русский, немец и француз? Хоть негра вставил бы, для разнообразия! — Хорошо, Василий Иванович. Идут три негра: русский, немец и француз» утрачивается. И не только потому, что меняется объект. Просто евронегр — штука теперь вполне обыденная. Рядовая. Это просто норма жизни. Неужели то же происходит и с мишенями «чёрного» юмора? И жмурики-детишки, самоубийцы-родственники и всё такое прочее вполне закономерно заполняют собой темы анекдотов и сериалов?

Можно похихикать в стиле покойного Задорнова. В конце концов, в русском языке первоначально имела хождение старая форма гумор (с XVIII века) в значении «настроение», «расположение духа». По Фасмеру это прямое заимствование из немецкого языка: humor, или итальянского: umore. Последний вариант соблазнительный, ибо сразу слышится наше: «Вот умора!» Тут уже обывательское языческое воображение выстраивает цепочку: умора-уморить-умертвие-мертвяк и так далее. А можно просто рассказать анекдот про неделю не евшего эфиопского ребёнка, который просит Санту об исполнении желания — поесть досыта, а тот отказывает, ввиду того, что исполняет желания только тех детей, которые хорошие и хорошо кушают. Невольно задумываешься: кожа у общества утолщается или это людям не хватает привычных тем для шуток и они готовы раздвинуть горизонты? А может в обществе растёт страх смерти? С потребностью срочно её принизить, вышучивая? Разновидность древней деревенской борьбы с оприкосом. А, может быть, в этом кроется нечто другое?

P. S. Насчёт Есенина и «Счастья» не стоит, пожалуй, винить рестораторов. У них дорогущая аренда, зарегистрированное название сети кабаков, а тут эта доска... Прикроют её через неделю стенами летнего кафе и будет просто «Счастье». А нынешнее состояние — это сама жизнь мрачно пошутила. Её «чёрный», знаете ли, юмор.

Считаете ли вы «чёрный» юмор приемлемым и допустимым в обществе, и где для вас проходят границы его применения?
Да. Это такой же юмор, как и все прочие.
Нет. Он оскорбителен. В своей извращённости он несёт угрозу ряду членов общества, посягая на сами общественные основы и социокультурные «договорённости».
Не понимаю, что такое «юмор» вообще. Для меня это реакция рабов. В жизни дОлжно быть серьёзным.
Полезная штука. Всякие мерзости надо вышучивать, тогда они принесут меньше вреда. Юмор, и «чёрный» в том числе, необходим. Он жизнь продлевает и оказывает терапевтическое воздействие на психику.
Он всегда присутствовал в жизни. Просто сейчас стал чаще применятся. Общество стало более раскрепощённым. Поводы для смеха разрастаются.
Это нормально. Если нет оскорбления конкретного присутствующего.
Это юмор злых людей с плохим вкусом.
Это позёрство. Глупое.
Надо иметь мужество шутить над «тяжёлыми» вещами.
Послушайте! Даже в кинематографе, в триллерах, явный кризис. Простые сюжеты «ужастиков» никого больше не задевают. Чуть-чуть только трогает зрителя какая-нибудь детская смерть или умерщвление домашнего питомца. Своего рода «усилители вкуса» Вот и с юмором так.
Человек отрастил мозг, воспитал здоровенные чувства, стал сверхчеловеком и смеётся сверхчеловеческим смехом над глупыми страхами, зашоренностью и недалёкостью предков. Самоутверждение.
Всё хорошо в меру.
Иной вариант ответа.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 162
    35
    569

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • agatka

    если не умничать, то можно связать самоубийство Есенина и ресторан "Счастье". Именно в этом здании поэт утратил счастье (счастье жизни), но ничто , как известно не исчезает бесследно, счастье осталось в этом доме, и как знать может еще комунибудь так повезёт.

  • vpetrov

    Вячеслав Петров Снимок в 1987 году был сделан практически с того же места. Видны "задЫ" квартала и прилегающей "Астории" С тем же памятником Николаю I за ней.

  • agatka

    Вячеслав Петров 

    Нам ничто не мешает верить в то, что где-то рядом витает дух Есенина.

  • vpetrov
  • KenshiRouge

    Шутить, имхо, можно на любую тему. Но, откровенно говоря, иногда хотелось бы, чтоб как в юности: прежде чем шутить, надо убедиться, что ты или быстро бегаешь, или хорошо дерешься)) а интернет как-то слишком усложнил процесс оценки каждой конкретной шутки юмора. 

  • mayor

    О. Сорока plusha Вячеслав Петров ЯДИ 
    Маленький мальчик залез в холодильник,
    Маленькой ручкой нажал на рубильник.
    Быстро замерзли сопли в носу,
    Больше не будет он красть колбасу.

  • vpetrov

    mayor1 

    Мне мама в детстве выколола глазки/ Чтоб я в шкафу варенье не нашёл/ Теперь я не читаю ни стихи и ни сказки/ Зато я нюхаю и слышу хорошо!

  • ampir

    mayor1 

    Дети в подвале играли в гестапо

    Зверски замучен сантехник Потапов

    Вся у него ещё жизнь впереди

    Если он вытащит лом из груди))


    То, что вспомнилось))

  • mayor

    О. Сорока plusha Вячеслав Петров ЯДИ  Сын генерала на пульте играл,
    Красную кнопку случайно нажал.
    Миг, и в полете ракета "ОскАр".
    Красивый был остров Мадагаскар.

  • alexeygagach

    Первый абзац после фотографии купит Морегштерн или как там этого парня зовут. Авторы, помните, вас иногда читают!