Рецензия на сериал «Фоллаут» / Fallout

год: 2024
авторы сериала: Грэм Вагнер и Женева Робертсон-Дуорет
в ролях: Элла Пернелл, Аарон Мотен, Уолтон Гоггинс, Мойзес Ариас, Лесли Аггамс, Зак Черри, Дейв Регистер, Род Луцци, Сарита Чоудри


Атомный привет зрителям!

Одним из признаков настоящего гения является его очевидность. Никому не надо что-либо объяснять или доказывать, не нужны аргументы или время на размышления — в работы тех, кого Провидение отметило своим прикосновением, влюбляешься немедленно и бесповоротно. Франшиза «Фоллаут», созданная в середине 90-х гением Брайана Фарго и его студии Interplay, в очередной раз подтверждает это правило. Первый «Фоллаут» был не просто революционной компьютерной игрой, а целой глубокой, реалистичной, подробнейше проработанной альтернативной вселенной, качество и детализация которой по сей день остаются непревзойдёнными. Одним из драгоценных камней в короне игры был её уникальный стиль — смесь ретрофутуризма, нуара, техногенного хоррора, нигилизма и постядерной американы.

Стоит ли говорить, что после шести сиквелов, безграничной любви фанатов со всего мира, и миллиардных прибылей, экранизация игры была неизбежной. Единственным, чего всерьёз стоило опасаться, было попадание столь богатого исходного материала в руки посредственностей. Как верно заметил Островский, бриллиант требует как хорошей огранки, так и опытного ювелира, но в данном случае как минимум формально «Фоллауту» повезло, поскольку в составе креативной команды присутствовали авторы великолепного «Вестворлда» Джонатан Нолан и Лиза Джой. И вроде как хочется верить, что откровенно плохо сработать такие профи просто не могли, а также нельзя отрицать факт того, что у них вроде как получилось, но остаётся вопрос — что именно? 

«Фоллаут» переносит нас в альтернативную реальность, и рассказывает историю Америки, которая не сбилась с истинного пути и достойно ушла с исторической сцены. Согласно видению авторов, в 1950-х годах здоровые элементы американского общества одержали победу над либералами и страна, получив научно-техническую революцию вместо поколения обкуренных хиппи, начала развиваться бешеными темпами. К концу XX века над каждым домом с белым заборчиком развевался звёздно-полосатый флаг, в каждом гараже стоял «Крайслер» с атомным двигателем, экономика демонстрировала стабильный рост, и скрепные американцы жили, благословляя Господа и отцов-основателей.

Но не все были рады сиянию Града на Холме. К началу 2050-х Советский Союз потерял значение в мировой политике и превратился в вассала Китая (тут авторы попали в точку), и главным соперником Вашингтона стал Пекин. Китайские коммунисты ненавидели свободу и демократию, и пытались всеми силами уничтожить благородную Республику. После того, как попытки китайцев захватить Аляску конвенционными средствами были отбиты бравыми ребятами в силовой броне, коммунисты в бессильной злобе решили пойти ва-банк и развязали ядерную войну. Цветущая Калифорния превратилась в выжженную взрывами Пустошь, большинство людей погибло, часть стала мутантами и лишь счастливчикам удалось добраться до сети подземных Убежищ, рассчитанных на сотни лет автономности. 

И вот теперь за окном 2296-й год, и нас знакомят с главной героиней, родившейся и прожившей всю жизнь в Убежище 33. Люси Маклин — крайне энергичная и позитивная 25-летняя особа, с природной склонностью к механике, работающая сантехником в Убежище, преподающая детям историю и, согласно единогласному решению врачебного консилиума, имеющая репродуктивную систему высшего класса. Последнее обстоятельство в данный момент крайне важно для героини, поскольку её отец — глава Убежища 33 — договорился с соседним Убежищем 32 обменять два мешка кукурузы на генетически качественного жениха для дочки. Люси, которой до этого приходилось довольствоваться интимом с двоюродными братьями, несказанно рада началу семейной жизни и вовсю строит планы по деторождению.

Делегация соседей прибывает на церемонию бракосочетания, жених оказывается подкачанным красавчиком с порочным взглядом, торжества и брачная ночь проходят идеально, но к утру выясняется, что гости на самом деле оказываются рейдерами-каннибалами с поверхности, которые убили жителей Убежища 32 и использовали их униформу, чтобы проникнуть в Убежище 33. Нападающие устраивают изнеженным обитателям подземелья настоящую кровавую баню, но их цель — не ресурсы, и даже не небольшой арсенал Убежища. Вместо этого, по приказу таинственной дамы по имени Ли Молдейвер, рейдеры похищают отца героини, который, к её удивлению, знает главаря банды. Заштопав полученные во время рейда раны, Люси собирает рюкзак и несмотря на запреты нового руководства Убежища, направляется на поверхность, спасать папу.

А за пределами стерильного рая системы Убежищ бьёт ключом диковатая, жестокая, во многом безумная, но тем не менее, вполне настоящая жизнь. Люди, редко доживающие до пятидесяти из-за мутаций и радиации, тем не менее не вешают нос и стараются взять от своего недолгого века всё. Сохранившие хоть каплю разума и человечности основывают квази-государства, вроде Анклава, мелких полисов Новой Калифорнийской Республики или Братства Стали; опустившиеся до животного состояния собираются в банды. А некоторых настигает неоднозначное проклятие: под воздействием радиации они превращаются в гулов — разумных мутантов, потерявших человеческий облик, но получивших возможность жить чуть ли не вечно. К тому же, Новую Калифорнию именно в этот момент настиг кризис — некий учёный Анклава, укравший древний артефакт, скрывается на западном побережье, и все крупнейшие группировки сбились с ног, разыскивая ценную технологию.

И вот в этот весёлый плавильный котёл и попадает Люси, и как бы не сложилась её судьба, а также судьба её новых знакомых — рекрута Братства Стали по имени Максимус и гула Купера, в одном можно можно быть уверенным — скучно явно не будет.

Надо отдать авторам должное — в первые минуты просмотра «Фоллаута» зрителя словно накрывает тёплой, ламповой волной умиления. Картинка буквально ласкает глаз — здоровые полноценные семьи с детьми, американские домохозяйки в скромных платьях, без зелёной шевелюры, татуировок и пирсинга; настоящие мужчины, посвящающие себя заботам о семье и защите своей прекрасной свободной родины; идиллия тихой и стабильной жизни в архетипичном пригороде — всё это вызывает отклик в лучших уголках нашего сердца. Жизнь в подземном Убежище и Пустошь, появляющиеся на экране чуть позже, умело трогают другие струны зрительской души — идеально перенесённый на экран визуальный ряд и эстетика игры заставляет нас восторженно восклицать каждый раз, когда мы видим знакомый образ: о, это же стимпак, Пип-Бой и Мистер Хэнди! Смотри-ка, старый добрый Кольт 6250! Ух ты, вертибёрды и силовая броня! Эгей, рад-тараканы, мухи-мутанты и пёсик Догмит!

Авторы мастерски размывают границу между миром игры и телеэкраном, изящно обыгрывая такие фундаментальные элементы игрового процесса, как применение скиллов, путешествие по незнакомым территориям и случайные встречи с обитателями Пустоши. Скорейшему погружению в атмосферу сериала способствует также идеальная работа реквизиторов и операторов — каждое появление в кадре ретрофутуристической технологии, каждая панорама величественных пустынных ландшафтов и каждая нота незабываемого саундтрека попадает в десятку. Кажется, что Нолану и Джой удалось повторить свой успех и в нашей культурной вселенной произошло редчайшее явление — рождение нового первоклассного сериала. 

Но изначальная эйфория быстро проходит, и чем дольше сидишь у экрана, тем больше ошибки, ляпы и случаи явного идиотизма мешают наслаждаться просмотром. В частности, в первой же серии для того, чтобы создать повод для Люси покинуть Убежище, используется грубейший сюжетный костыль — почему Убежища, имеющие возможность посылать друг другу графические файлы, не знают, как выглядят соседи? Почему явно видимые татуировки, шрамы, общий неухоженный вид и полное отсутствие манер гостей не вызвали никаких подозрений? Почему на входе не стоят счётчики Гейгера, которые предупредили бы, что гости пришли с поверхности, а не из другого Убежища? Почему арсенал Убежища 33 охраняет один 70-летний невооружённый вахтёр? Откуда в либеральном Убежище 4 с «открытыми границами», которое десятилетиями принимает мигрантов с поверхности, неограниченные запасы довоенных деликатесов, вроде икры и шоколада, которыми закармливают нелегалов?

Впрочем, идиотизм обитателей поверхности не отстаёт от интеллектуального уровня жителей Убежищ. Братство Стали посылает на поиски артефакта в Калифорнии (это, если что, без малого полмиллиона кв. км) ровно пять отрядов — что там говорилось об иголке и стоге сена? Рыцарь Братства в экзоскелете, боевой ценностью примерно равный танку, почему-то имеет ровно одного солдата поддержки, в результате враги с лёгкостью заходят ему в спину — почему не послать с ним отделение, а то и взвод, ведь в постядерном мире технологии дороги, а человеческая жизнь дешева. Почему редчайший незаменимый экзоскелет доверяют недисциплинированному придурку, который забрасывает миссию, чтобы поохотиться на мутантов ради своего удовольствия? Почему технологичная броня-экзоскелет не имеет даже базовой системы безопасности вроде пин-кода и её может угнать любой ушедший в самоволку рекрут? Почему двоечник Максимус, не умеющий отличить ротор от микросхемы, неожиданно начинает разбираться в ремонте хай-тек брони? Зачем Рыцари постоянно лезут в ближний бой, когда у них есть огнестрел и лазерное оружие? Почему выход со сверхсекретной научной базы охраняет ровно одна автоматическая турель, не способная попасть по ростовой цели с десяти метров?

Не менее успешно держат марку слабоумия и антагонисты — в импровизированном городе Филли, где царит анархия, нет ни одной серьёзной банды; никто не делит территорию, не занимается рэкетом; человека, таскающего на себе бесценное снаряжение, никто не пытается убить; хулиганы не носят даже ножей, предпочитая выяснять отношения в честном кулачном бою, а ценные вещи можно просто бросать на краю дороги, и их никто не украдёт. В итоге в голову неизбежно приходит вопрос — как эти люди умудрились выжить после ядерного апокалипсиса? И, кстати, почему среди выживших так непропорционально много небинарных феминисток и жирных негров?

На таком фоне неизбежно теряются многие положительные моменты сериала, такие как объёмные, аутентичные и располагающие к себе персонажи, скромная, но крайне меткая критика слабохарактерных либералов, доводящих своё миролюбие до безумия, или прекрасно намеченная ницшеанская эволюция героини, подолгу вынужденной смотреть в бездну. Нельзя не похвалить также отменный юмор, умело обыгрывающий различия в восприятии мира цивилизованными и одичавшими героями; хотя и здесь авторы несколько перегнули палку — кто поверит, что живущий в условиях анархии 20-летний балбес не знает, что такое секс? В целом, креативной инерции франшизы всё ещё с лихвой хватает, чтобы поддерживать интерес зрителя, но досадные мелочи неизбежно тянут общее впечатление вниз, заставляя с тоской вспоминать жёсткую и реалистичную «Книгу Илая».

Но больше всего раздражает то, что Нолан и Джой это далеко не снимающие свою дипломную работу студенты, а высококлассные профессионалы с огромным опытом создания логически обоснованных миров. Им в руки дали одну из величайших франшиз последних 50 лет, и вместо изысканной огранки этого уникального алмаза, они пару раз лениво провели по исходнику грубой наждачкой и выбросили готовый продукт на рынок — мол, и так сойдёт. Уж чего-чего, но после идеально просчитанного «Вестворлда», где все ружья на стенах стреляли точно в цель, такого отношения я от них не ожидал. Тем более, что на старательную интеграцию в сюжет осточертевших элементов неолиберальной повесточки — все браки исключительно смешанные, все негры исключительно высокоморальны, все капиталисты непременно плохие, все женщины исключительно сильные — у авторов время почему-то нашлось.

Хотя, с другой стороны, чему я удивляюсь — Нолан и Джой всё же просто консультировали проект, а последнее слово было у продюсировавшей сериал студии Bethesda, которая, давно заведя в тупик собственную оригинальную франшизу The Elder Scrolls, столь же успешно похоронила и игровую вселенную Fallout, а последним гвоздём в крышке гроба стала данная посредственная экранизация, зачастую отступающая от оригинального лора.

Труппа оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, кастинг Эллы Пернелл на главную роль следует признать весьма удачным — явная секс-бомба в радиационной Пустоши была бы неестественной, а милая Пернелл чрезвычайно обаятельна и чем-то напоминает Гаечку из «Чипа и Дейла», плюс в финале крайне реалистично изображает дуру. Уолтон Гоггинс традиционно прекрасен в роли хорошего человека, под воздействием среды превратившегося в безжалостного наёмника. Аарон Мотен вполне аутентичен в роли раздираемого внутренним конфликтом Малькольма. На камео Кайла Маклахлена всегда приятно смотреть. С другой стороны, излишне политкорректная пропорция меньшинств на ролях второго плана сама по себе несколько отвлекает от актёрских талантов Лесли Аггамс, Зака Черри и Сариты Чоудри.

Итог: хрестоматийный пример неоптимально реализованного потенциала. Сериал в целом весьма неплох (а по нашим временам так и вообще хорош), весело и качественно снят, имеет задатки философской базы, прилично развлекает, но довольно неряшливая работа со структурой сюжета, логические дыры и низкая интенсивность использования творческого наследия франшизы не дают полноценно насладиться шоу, каждый кадр которого напоминает о том, что всё могло быть куда лучше. 

Вселенная «Фоллаут» явно заслуживает большего, впрочем, смотреть всё равно придётся, поскольку выход такого сериала — событие само по себе неординарное.

#новые_критики #фоллаут #элла_пернелл #уолтон_гоггинс #доработать_напильником

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 66
    22
    503

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.