Двойное сальто с гаража
В целях дальнейшего развития российско-китайских отношений и расширения двусторонних связей президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение о проведении в 2024 — 2025 гг. перекрёстных Годов культуры России — Китая. Одним из ведущих направлений сотрудничества станет кинопроизводство и кинопрокат.
Никакое кинопроизводство не может — да и не должно — существовать в изоляции. Бесспорно, условная Наталия Баскова может продолжать снимать по подвалам своих «зелёных слоников», отчаянно веруя, что данное высказывание — революционно. Но подобные перформансы никак не связаны с доходами проката, которые очень недурственно пополняют государственную казну. И никакого обмена опытом по организации производства, международных фестивалей (считай, выставки достижений), и обоюдного международного проката. А это необходимые условия для развития национальной культуры в сфере кино.
В сегодняшней ситуации такое взаимное сотрудничество весьма затруднительно, а по некоторым аспектам и вовсе невозможно. Огромное количество совместных международных кинопроектов поставлены на паузу, причём «в долгую». А голливудским блокбастерам, делающим огромную кассу в российском прокате, доступ в отечественные кинотеатры закрыт крепко-накрепко. Но это совсем не означает, что о культурном взаимодействии можно забыть, закрыться изнутри и сесть пить водку с беляшами. Скорее, наоборот. Не только Тони Старку интересно изучение российской культуры и кинематографии. Свои «супергерои» есть и в других странах. Одна из таких, бессомненно, Китай — стратегический партнёр не только в политическом аспекте, но и в культурном.
Российско-китайские отношения в сфере кино начали формироваться не вчера. И даже не во времена видеосалонов, куда подростки набивались до отказа, чтобы посмотреть на серию смертоносных ударов Брюса Ли.

Фундамент сотрудничества начал крепнуть ещё в начале 50-х: сразу после образования КНР в 1949-м. За первое десятилетие дружеских отношений между Китаем и СССР китайцы приобрели и перевели более 600 советских фильмов, среди которых были: «Молодая гвардия» Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» Столпера, «Рядовой Александр Матросов» Лукова, «Кубанские казаки» и «Трактористы» Пырьева и многие другие. В КНР приглашались советские звёзды. Например, в 1952-м, во время «Месячника китайско-советской дружбы» в Китай прилетали Галина Уланова, Борис Чирков и Любовь Орлова, которую впоследствии китайская публика и вовсе боготворила. В те времена советское кино было для китайских кинематографистов образцом примера. Причём, не только с художественной, но и с идеологической точки зрения.
В наше время российско-китайские отношения в сфере кинематографа вышли на новый, более взаимный уровень. Кино КНР теперь превратилось в мощную производственную машину, которая производит контент любого масштаба и жанра, а зрительский рынок считается одним из самых перспективных в мире. Голливуд и зарубежные онлайн-платформы готовы пачками скупать китайский кинопродукт, наперёд зная об успешности сделки. К примеру военный эпос Гуаня Ху «Восемь сотен» собрал $472 млн, став самым успешным фильмом 2020 года. Самая высокая кассовая доля — 90% — приходится именно на китайского зрителя. Тут впору начать потирать ручки и мгновенно завалить дружественную страну всяческими «Словами пацана» да «Движениями вверх», приговаривая: «Сейчас мы с китайскими братьями поддадим жарку!» Но! «Но» есть всегда.

В Китае существуют квоты, по которым в местных кинотеатрах может быть показано не более 80 иностранных кинокартин в год. И к выбору «импортных» фильмов там подходят весьма и весьма щепетильно. Данную «оборону» российское кино прорывало уже не единожды. Это были: «Метро» Антона Мегердичева (2012), «Он — дракон» Индара Джендубаева (2015), «Сталинград» Фёдора Бондарчука (2013), «Вий» Олега Степченко (2014) и «Экипаж» Николая Лебедева (2016). Прямо скажем, не так уж и много фильмов и, главное, не самых сногсшибательных. Но они настолько хорошо отработали в китайском прокате, что стало очевидным — в Год культуры России — Китая перспективы взаимного сотрудничества весьма и весьма велики.

А ещё есть вариант копродукции. Это проекты совместного производства, которым по китайским законам присваивается статус национальных. Но квотирование-то совместные проекты обходят без вопросов! Поэтому, подсобирывайтесь, Иван Филиппович Янковский, прихватывайте с собой господ Кологривого и Кемстача: у нас отныне будет кунг-фу! Этот самый опыт совместного производства у нас тоже имеется. Девятнадцатисерийный российско-китайский сериал «А зори здесь тихие» (2016) режиссёра Мао Вэйнина стал на родине постановщика суперхитом, а производился при непосредственном участии отечественного кинопрома.
У нас, в свою очередь собрала неплохую кассу действительно хорошая комедия «Как я стал русским» Акаки Сахелашвили и Ся Хао. Невозможно не упомянуть военную драму «Балет в пламени войны» режиссёра Дун Чуня под руководством Никиты Михалкова, который потом признавался, что оказался «под большим впечатлением от профессионализма и техничности китайской киногруппы». И выход российско-китайского блокбастера «Тайна печати дракона», при всей неоднозначности конечного результата, тоже вряд ли можно назвать случайностью. Хочется верить, что это лишь первая ласточка, по которой, как известно не принято судить о всей стае.

Так или иначе, на момент стартовавшего перекрёстного Года Двух Культур — несколько крупных совместных проектов уже находятся в разработке. Направлены они в первую очередь на кассовый результат и вполне могут не оправдать ожиданий: высока вероятность, что зритель к таким коллаборациям пока не готов. Но сам по себе проект киносотрудничества имеет все шансы оказаться судьбоносным для культурной связи обеих стран.

-
Я полон оптимизма, В том смысле, что хуже по-любому уже некуда, так что любой движ можно приветствовать.
3 -
-
У китайцев куча денег, огромный рынок и практически нет мастеровитых режиссёров. Кого-то это напоминает, разве нет?))
-
Неплохой китайский сериал смотрел недавно, там автобус постоянно бух! А парень с девчонкой петляя во времени пытаются остановить это безобразие.
1 -
-
-
Отличный подгон. Ну разве что, исключая приторный хэппиэнд. спасибо
1 -
Посмотрел пару китайских дорам для сравнения с корейскими. Они показались серьёзнее и по режиссуре и по актёрской игре. А по прочим ощущениям, у китайского кинорынка явный запрос на идейную масштабность и традиционную этику. Несмотря на долгосрочный оптимизм, пока что не вижу чем наш либеральный кинематограф может зацепить наших юго-восточных братьев.
2 -
allo, "Планета зверей" 2018. Продерётесь через начало со вставками из комиксов — будет Вам счастье. Не дорама, само собой, у китайцев нет дорам.
1 -
1