Обзор фильма «Детка»: все останутся, а я умру

Жанр: драма

Режиссёр-постановщик: Ирина Бас

В ролях: Мария Мацель, Виктория Исакова, Алексей Розин, Алексей Фаддеев, Степан Белозёров, Никита Шишкин, Маруся Фурина, Дмитрий Миллер, Никита Чеканов, Евгений Зайфрид.

Производство: Россия

Год: 2024

18+

В прошлом году, когда «Детка» шествовала от одного отечественного фестиваля к другому — тогда ещё с рабочим, более запоминающимся  названием «Летом асфальт тёплый» — уже были заметны крепкие постановочные умения дебютантки Ирины Бас. Теперь фильм, достаточно тихо мелькнув в прокате, вышел на онлайн-платформах. Что нам со всем этим делать — давайте разбираться.

«Что со мной не так-то?»

Даше — семнадцать лет (её играет вездесущая Мария Мацель), она живёт в Кировске, небольшом городке Мурманской области. На школьном выпускном вечере она экспрессивно исполняет джазовую композицию и ведёт себя крайне вызывающе, порождая крайнее недоумение своего отца (Алексей Фаддеев). Из мимолётного диалога зритель узнаёт, что он воспитывал дочь в одиночку, а мать ушла из семьи практически сразу после рождения Даши. О причинах и мотивах «кукушкиного» поступка матери в кадре — ни слова. Это не даёт покоя как зрителю, так и героине Мацель.

О своей матери (заслуженная токсичная мать всея отечественного кино — Виктория Исакова) у Даши информации не богато: ну, посвятила жизнь музыке; ну, переехала в Санкт-Петербург (все дороги ведут в этот город); ну, и всё на этом. С отцом Даши связь не поддерживает. Особо не задумываясь, сказав отцу, что едет поступать в ВУЗ в Мурманске, Даша отправляется на поиски матери. Поступок спонтанный, импульсивный и недалёкий. Он и от обиды на мать, и от неумения принимать собственную женственность. И от банального подросткового «навредить всем» — и себе и родителям. Как ревнивый кавказец в старинном анекдоте угрожал родителям своей супруги, которую заподозрил в неверности: «Я зарэжу и его, и её, и себя, и вас!»

Мать она находит сильно быстрее, чем Данила Багров брата. Ей не приходится ночевать под мостами, делиться нехитрой снедью с бомжами в беседке на Смоленском лютеранском кладбище, грустно сиживать под дождём, под такие же «дождевые», невесёлые хиты «Наутилуса». Впрочем, сцена с восседанием на скамейке под дождём в «Детке» есть. Но где её только нет!

Мама девочки, Лена, даром что взрослая, образованная женщина, ведёт себя приблизительно как Даша. У них вообще оказывается много общего: они порывисты, не терпят контроля над собой, но при этом категорически не понимают, что делать, когда решения нужно принимать самостоятельно, и уж тем более — нести за них ответственность. Матери и дочке даже предстоит несколько раз за фильм поменяться местами: то Лена будет ждать дочь и не находить себе места, то Даша будет пытаться выручить непутёвую подвыпившую мамашу из беды.

Обычно холодная цветокоррекция в моменты кратковременного сближения героинь тоже приобретает краски. Кислотно-зелёный цвет на танцполе, нейлоновые вывески цвета фуксии, яркие платья Даши. А во время и после ссор — вновь появляется холодный, предрассветный оттенок, который сопровождает по-настоящему удушающее одиночество.

Лене, которая безобразно бросила дочь ради карьеры, гневно и неодобрительно прилетает со всех сторон. Бывший муж говорит о ней: «Таким, как ты, нужно матку при рождении вырезать». Её любовник (Алексей Розин, всегда играющий неопределившихся любовников, максимально уставших от жизни и едущих к избранницам, чтобы тупо посидеть вне семьи), узнав, что девочка вовсе не кузина — как утверждали обе — а родная дочь Лены, не задумываясь, покидает дом и выходит из отношений. «Ты же говорила, что ненавидишь детей? Разберись в себе». А разобраться в себе — это один из ключевых вопросов, стоящих перед героиней Виктории Исаковой.

— Это не больно.

— Тебе-то откуда знать?

Стоит отметить бесстрашие Марии Мацель, с которым она взялась за работу. Она практически не покидает кадра и обнажается не только физически. Пожалуй, это первая действительно взрослая роль актрисы — не из-за рейтинга 18+ и стеснительно-обескураживающей телесности на экране, но ещё из-за пути, который проходит её героиня. В «Отпуске в октябре» Романа Михайлова она больше походила на жертву режиссёрского эксперимента, в «Чёрном облаке» у Мацель был опыт подросткового хоррора — этакая «Кэрри»  на фоне Петербурга. В «Детке» дошли и до драматического проживания роли. Справилась — в лучшем смысле этого слова. Попробуй провернуть хоть какие-то актёрские штучки на фоне Исаковой? Провернула.

Её героиня, параллельно страстям, которые великий Салтыков-Щедрин в великом же романе «Господа Головлёвы» назвал бы страстями «по-родственному», всё-таки пытается поступить в ВУЗ, а не просто болтается по клубам. Но поступает она совсем не на ту специальность, о которой говорила отцу, — она хочет стать актрисой. На вступительных экзаменах девушка довольно ловко транслирует внутренние терзания, разыгрывая сцену ссоры матери и дочери. Это одна из самых ярких и запоминающихся сцен в кинокарьере Марии Мацель. Во всяком случае, пока.

«Детка», при всём ворохе вопросов к сценарию, искренне старается разговаривать со зрителем на доступном языке, обращаясь как к подросткам, так и к их родителям, пытаясь поднять важные темы взросления, воспитания и взаимопонимания. Это зрительское кино, которое пытается быть авторским — ни в коем случае не наоборот.  

#creativemarket #детка #русское_кино #ирина_бас #мария_мацель #виктория_исакова

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 85
    21
    410

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Stavrogin138

    Тема интересная. Но проблематика у нас всегда уходит в некую социальную неприкаянность, которая будто бы выскакивает чертом из табакерки и такая "Ну вот она я". И призывно изгибается, как надувная фигура на заправке))

    Я чисто для себя захотел посмотреть этот фильм. Как отец - я и понимаю конфликт - и не понимаю, потому что у меня все по-другому. И чтобы сделать правильные выводы - посмотрю фильм. Спасибо за обзор, он выполнил свою миссию))

  • USHELY

    Даниил Смирнов 


    тогда просмотр должен заставить тебя задуматься (пох о чём, можно даже об оливье с раковыми шейками)

  • Stavrogin138

    Ушеля 

    Ну вот задуматься - это тема. Пища во время просмотра, кстати, весьма мешает. Как и мысли о ней))

  • USHELY

    Даниил Смирнов 


    во время просмотра, хорошо идёт пиво и лёгкое вино. водка не идёт ни как. еда тоже не катит

  • KenshiRouge

    Замечательный обзор. Он подсвечивает важные аспекты фильма в целом и актерской игры в частности, не ломая интриги и не пересказывая сюжет. Даёт представление о том, чего ждать от конкретной ленты, но не навязывает авторской оценки. Взвешенно, уважительно к материалу, максимально широко — оч нравится. 

  • USHELY

    KenshiRouge 

    Я не понял, ты будешь смотреть?

  • KenshiRouge

    Ушеля 

    Смотреть не буду)) не мое. Но обзор — шикарен

  • vpetrov

    В "Брате" пожалуй что, не беседка. На Смоленском лютеранском кладбище.. В "Брате" - склеп. Со стенами из решёток. Что делает трапезу и возлияния вернувшегося с войны Данилы, и "несуществующих людей" - бомжей (пиршество, по сути, на гробах) ещё более жизнеутверждающими.

  • ampir
  • Tardaskin
  • vpetrov

    Продолговатый ящик 

    У этого приятеля вся жизнь - сюжет.

  • capp

    Очень обстоятельно всё описано. Даже смотреть не нужно.

  • 1609

    Написано хорошо. Фильм не видела. Но радует, что гг не силикатная дива.

    Цветовая гамма напоминает чем-то Титан и Кар Ваевский почерк.

    А вообще неоч доверяю режам женщинам, пожалуй кроме Гай Германики и Киры Муратовой.

  • 1609

    Джон 

    Стиль согласна.. Хорош. Тарковщина прям

  • 1609
  • soroka63

    Нинель Цуппербилль 

    Ты ж пойми, это было снято до всех голливудских и каннских плакатных Иисусов. Именно на советскую школу сюжет лег идеально, ибо что такое кодекс строителя коммунизма, как не переосмысленные 10 заповедей