Рецензия на сериал «Сёгун» / Shōgun

год: 2024
автор сериала: Рейчел Кондо, Джастин Маркс
в ролях: Хироюки Санада, Космо Джарвис, Анна Саваи, Таданобу Асано, Такехиро Хира, Юки Кэдоин, Акико Кобаяси, Юки Кура, Моека Хоши


Привет зрителям!

Известный путешественник и профессиональный экспат Уилл Фергюсон, изрядно пожив в Японии, утверждал, что обитатели страны Ямато со свойственной им тонкой иронией называют посвящённые японской старине фильмы «тянбарой», потому что практически в каждом из них заглавная музыкальная тема, исполняемая на сямисэне, звучит как «тян-бара-тян». Некоторые «тянбары», такие как «Телохранитель» Куросавы или «Затойчи» Китано, представляют собой произведения искусства мирового уровня, другие же, вроде бесконечных сериалов о э-дзидай, забываются сразу после просмотра даже самими японцами. Но свежий «Сёгун» выбивается из стройного ряда стандартных телепроектов, поскольку представляет собой крайне удачное японское прочтение западного взгляда на Японию.

«Сёгун» рассказывает нам о реальном историческом событии — первой британско-голландской экспедиции в Японию. К концу XVI века противостояние между Англией и Испанией достигло апогея: после разгрома «Непобедимой армады» британский флот начал угрожать коммуникациям между Испанией и их американскими колониями, и каждый потопленный галеон означал увеличение дефицита испанского бюджета, потраченного на аннексию Португалии и неудачное подавление сепаратистов в Нидерландах. 

Новообразованная голландская республика решила нанести удар в спину противнику, снарядив экспедицию в Японию с целью разрушить португальскую монополию на торговлю с Китаем, и заодно ограбить все попавшиеся по пути испанские колонии. В 1598 году пять каперов амстердамской Ост-Индийской компании с пятью сотнями англо-голландских наёмников взяли курс на Магелланов пролив, но через два года до берегов Японии добралось лишь одно судно с дюжиной моряков на борту — остальные погибли в боях с испанцами, в штормах, и от лишений. Старшим офицером на фрегате «Эразм» остался штурман Джон Блэкторн.

Япония встретила гостей не очень приветливо — местные власти конфисковали корабль, а команду по навету местных священников объявили пиратами и бросили в тюрьму. Дело было в том, что к моменту прибытия англичан португальцы уже почти полвека выполняли роль посредников в торговле между Японией и Китаем, получили право создать несколько экстерриториальных анклавов, и успешно проповедовали католицизм, а значит, англичане-протестанты немедленно стали злейшими врагами крещённых феодалов. К тому же, поскольку наивный Блэкторн начал требовать справедливого суда и вспоминать Великую Хартию Вольностей, местный даймё Ябушиге решил проучить строптивого гайдзина и приказал сварить одного из членов его команды заживо, а сам в это время наслаждался криками жертвы в компании гейши и мальчика-проститута.

Увидев такое проявление древней и тонкой культуры, Блэкторн был несколько шокирован, но не опустил руки и продолжил бороться за выживание, пытаясь договориться с аборигенами. К счастью для протагониста, голландским фрегатом и его грузом, состоящим из новейшего европейского оружия, заинтересовался крупнейший феодал по имени Торанага, который реквизировал корабль вместе со всей командой и решил привлечь штурмана к себе на службу, предложив ему тренировать армию даймё по западному образцу. Учитывая, что альтернативой данного предложения был чан с кипящим соевым соусом, Блэкторн взвесил свои опции и благоразумно поступил на военную службу.

Впрочем, главный герой довольно быстро выяснил, что выбрал крайне неудачный момент для визита в Японию и начала карьеры в армии Торанаги. После смерти верховного правителя Тайко в стране начались междоусобицы, сотни феодальных лордов вступили в борьбу за власть, разумеется, действуя не так грубо, как в Европе, а соблюдая внешние приличия — к примеру, не поклониться заклятому врагу это бесчестие, а вот натравить на него ронинов или ниндзя вполне вежливо. К тому же, на политическую борьбу наложился религиозный конфликт: феодалы-буддисты ненавидели феодалов, принявших христианство и благодаря обращению в истинную веру имевших преференции в торговле с европейцами; испанские священники конкурировали с португальскими иезуитами, и все группировки пытались повлиять на императорскую власть, добиваясь принятия выгодных для себя законов. Разумеется, большинство игроков немедленно со страшной силой возненавидели протагониста, чьё прибытие нарушило хрупкое равновесие, и регулярно пытались его убить. 

В итоге Блэкторн осознал, что стал пешкой на гигантской шахматной доске и лишь победа Торанаги даст ему шанс выжить и вернуться домой. А Торанага в свою очередь понял, что лишь новейшее европейское вооружение и тактика поможет ему осуществить давнюю мечту: покорить всю Японию и стать верховным правителем — сёгуном.

Приключенческие романы, вроде классического «Острова сокровищ», «Трёх мушкетёров» или «20 тысяч лье под водой», прочно ассоциируются с целевой аудиторией школьного возраста — огромный объём экшена, простые и слегка схематичные персонажи, их довольно примитивная мотивация — всё это создаёт необходимую интенсивность повествования, призванную компенсировать отсутствие новых идей и изысканной формы. «Сёгун», написанный Джеймсом Клавеллом в 1975-м, кроме вышеописанных стандартных элементов жанра, включал в себя попытки анализа психологии средневековых японцев, выполненного настолько наивно, что полученный результат вышел скорее комическим, чем-то напоминая лубочные образы русских из «Красной жары». Клавеллу, разумеется, простительны попытки подвести хоть какую-то рациональную базу под поведение азиатов, поскольку, побывав в японском плену во время Второй Мировой, он имел возможность лично наблюдать лучшие стороны их национального характера, но роман, при всей его терапевтической ценности для автора, лучше от этого не стал.

Соответственно, прочитав оригинал, я не ожидал чего-то экстраординарного от его экранизации, но не иначе как по иронии судьбы (или воле ками), в числе авторов сериала оказалось немало японцев, благодаря своему культурному багажу прекрасно видящих все просчёты австралийца Клавелла. В итоге, сценарий сериала, избавившись от громоздких и нудных размышлений и подробного описания нехитрых и одновременно пафосных переживаний героев, засиял новыми красками и стал неожиданно неплохо развлекать зрителя. В этом смысле философия авторов сериала напомнила мне философию топ-менеджеров японского автопрома — максимум экономии на всём, плохонькая оцинковка, но при этом качество сборки отличное, что и привлекает клиента.

Краеугольным камнем обеспечения интереса аудитории любого телепроекта в равной степени являются интересный сюжет и реалистичные персонажи, и под руководством Рейчел Кондо и Эмили Йошиды, «Сёгун» обеспечивает прекрасный баланс между означенными элементами. Приключенческий сериал не был бы приключенческим без постоянной смены декораций и хорошо поставленного экшена — авторы не дают зрителю скучать и сцены беспрерывных интриг, покушений, предательств и дворцовых переворотов регулярно разбавляются кровавыми битвами с использованием катан и картечи. Визуальное оформление также не отстаёт, и величественные панорамы японской природы органично сочетаются со строгой гармонией феодальных замков и средневековых японских городов. Впрочем, особо долго полюбоваться на пейзажи у аудитории не получится, поскольку за каждым углом прячется очередной ниндзя или ронин, а значит тинейджер, живущий в каждом из нас, будет доволен современной реинкарнацией работ Купера и Рида.

Персонажи сами по себе очень хороши, а по сравнению с оригиналом ещё и выполнены весьма трёхмерно и реалистично. Основная заслуга в этом принадлежит их куда более адекватной мотивации; в отличии от несколько романтизированных героев опуса Клавелла, здесь самураи преследуют вполне понятные и приземлённые цели — во-первых выжить, во-вторых, отхватить себе как можно более выгодный удел, и в-третьих, убить как можно больше врагов и кинуть как можно больше союзников, постоянно меняя альянсы. Прекрасно проведена деконструкция идеализированного образа бусидо — феодальная элита, требующая от подчинённых неукоснительного следования сложнейшим и противоречивым правилам, сама соблюдает их исключительно в тех случаях, когда находит это выгодным. Тот же Блэкторн, по прибытию в Японию причисленный к классу варваров и унтерменшей, немедленно был записан в самураи, получив почётный ранг хатамото, когда выяснилось, что его знания о военной тактике могут помочь будущему сёгуну, и всё это под аккомпанемент громких заявлений о том, что закон цивилизованной Японии один для всех. Воистину, золотой стандарт римского лицемерия «что позволено Юпитеру, не позволено быку» применим в любой точке земного шара.

Также отлично подчёркнуты глубочайшие философские различия между европейским индивидуализмом и тягой к социальной гармонии муравейника, столь характерной для Азии. Тема столкновения систем общественного устройства и культурного обмена обыгрывается со всех возможных сторон, включая многочисленные юмористические ситуации, и многократно подчёркивается культурный шок европейца, констатировавшего отсутствие какой-либо ценности личности и привычного здравого смысла в чужой для него культуре.

Кастинг не отстаёт от общего качества производства и проведён прекрасно. Хироюки Санада абсолютно аутентичен в роли сёгуна Ёсидо Торанаги (прототипом которого послужил сам Иясу Токугава), каждую секунду экранного времени излучающего безжалостный практицизм и достойный Макиавелли цинизм. Космо Джарвис великолепен в роли привыкшего к цивилизации европейца, на лице которого застыло выражение «куда, чёрт возьми, я попал?» На милейшую Анну Саваи в роли Марико и очаровательную Моеку Хоши в роли Фудзико приятно смотреть. Такехиро Хира весьма компетентен в роли главного антагониста лорда Ишиды. Но самый приятный сюрприз преподнёс Таданобу Асано в роли Ябушиге — такая концентрация подлости, алчности и мерзости на экране встречается крайне редко, и Асано так не радовал зрителя со времён «Убийцы No.1» великого Миике.

Итог: отличный экспортный образец японского искусства. Снято качественно, небезынтересно и с душой, звёзд с неба не хватает, но развлекает отлично. Любители исторического кино несомненно оценят, для тех же, кто хочет сэкономить время, существует упрощённая версия от «Гриффинов»:

#новые_критики #сёгун #космо_джарвис #таданобу_асано #анна_саваи #исторический_сериал

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 31
    13
    398

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • jatuhin
  • Psychoscum
  • capp

    Потом посмотрю. 

    Хотя, раздражают меня эти узкоглазые в последнее время даже ещё хуже испанцев.

  • USHELY

    Сериал не плох, но досматривать не буду. 

  • YaDI

    кака бычно жду выхода всех сериев. а так же Хало 2й сезон. а ещё на иных носителях штук 10 несмотренных сериалов, капец какойты

  • 4mp

    Хороший обзор. 7 серий осилил залпом, жду выхода оставшихся трех. 

    Космо Джарвис так себе актёр если честно, но развлекает тем, что похож на Сидора Лютого из "Неуловимых мстителей". 

    Японцы безупречны все без исключения.