Одиссея голодающего
Первое, что приходит на ум при виде афиши Художественного театра: «Как хорошо, что не сменили название». Да, кто-то из особо впечатлительных при виде слова «Голод» испытает страх и ужас, шлепнется в обморок. Кто-то процитирует Вертинского: «Что пора положить бы уж конец безобразью, / Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать». А иной зритель или даже не зритель, а просто оскорбленный в чувствах прохожий, настрочит жалобу в министерство культуры или в расположенный неподалеку Кремль: «Сделайте нам изящно!» Но автор, будущий нобелевский лауреат норвежец Кнут Гамсун, назвал свой первый и во многом автобиографический роман именно так — «Голод». Авторскую волю нужно уважать.
Однако в столичных театрах боятся причинить публике дискомфорт, опасаются за кассовые сборы, а всего сильнее страшатся гнева полоумных общественников, и потому «неудобные» названия меняют или кастрируют. Парочка примеров. В Театре им. Маяковского решили поставить позднюю повесть Габриэля Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх». Сперва анонсировали премьеру как «Вспоминая моих грустных», а после вообще изменили на «Любовь по Маркесу». В театре «Модерн» взяли мировой бестселлер Пауло Коэльо «Вероника решает умереть» и убрали пугающий глагол. Теперь просто: «Вероника решает». А там думайте, что хотите. Может, она уравнения по химии решает. Не от большого ума идут режиссеры на такие компромиссы, не от смелого характера, но Бог, как говорится, им судья.
Елизавета Бондарь ничего менять не стала: «Голод» так «Голод». Её спектакль, только что вышедший на Малой сцене МХТ им. Чехова, уже сейчас можно назвать одним из главных событий театрального сезона. Это зрелище, где все компоненты высокого качества, начиная с литературной основы (инсценировка Анны Лифиренко).
Роман, который считается и экспериментальным, и новаторским, появился в 1890 году. Автору было чуть больше тридцати и его мало кто знал.
Рассказ ведется от первого лица, от имени бедного и одинокого молодого человека, зарабатывающего на хлеб и кров газетной поденщиной. Точнее, пытается заработать. Продать тексты, которые сам он считает гениальными, ему удается не всегда, поскольку в его статьях много зауми. Хроническое недоедание и муки голода сказываются на его восприятии мира и на поведении. Он неадекватен, не контролирует себя. Он странен, а не странен кто ж...
Нервный и темпераментный, страдающий от своего унизительного положения безымянный герой испытывает эмпатию к товарищам по несчастью и готов поделиться последним. При этом он ещё и влюблен в причудившуюся ему таинственную и прекрасную Илаяли — ещё одну его придумку, порождение гордыни и больной фантазии.
История не имеет четкого сюжета, развертывается вне времени и пространства, хотя и есть указание на Христианию, то есть Осло, где слоняется неприкаянный маленький человек. И здесь чувствуется влияние Достоевского, хотя, как утверждал Гамсун, он сперва написал «Голод», а после уже прочитал русского классика.
Часто слова в спектакле заменяет музыка Романа Пархоменко и/или пластика. Звуки, которые извлекают сидящие по бокам сцены пианистка и перкуссионист, комментируют и дополняют происходящее на сцене.
«По жанру наш спектакль скорее притча, — поясняет режиссер на сайте театра. — В нем есть перпендикуляр: страшная правда жизни заложена в совершенно небытовую форму».
Да, этот спектакль можно смело назвать красивым, ярким, эффектным и даже волшебным, и даже легким, хотя, казалось бы, трагический сюжет не располагает к таким прилагательным.
Пространство сценографа Константина Соловьева по-скандинавски лаконично, его декорации из тех, что называют работающими: панели и рамки двигаются, а задник сцены регулярно меняет цвет (и тут стоит упомянуть отличную работу художника по свету Игоря Фомина).




Великолепна актерская команда, точнее будет сказать, ансамбль во главе с Сергеем Волковым, который играет главного героя и озвучивает его внутренние монологи. 31-летний артист, лауреат премии «Золотая маска», получил известность в спектаклях Юрия Бутусова, поставленных на сцене популярных театров двух столиц — им. Ленсовета и Вахтанговском. Следить за перевоплощениями Волкова в «Голоде» невероятно интересно — настолько богата палитра его исполнительских возможностей, где романтика соседствует с гротеском и клоунадой. И тут можно поздравить режиссера с точным кастингом, а актера — с попаданием в хорошие руки.


Спектакль заканчивается хэппи-эндом: измученный герой наконец-то получает целых три предложения работы за хорошие деньги, из которых он выбирает море. Другой вопрос — станет ли он реально капитаном корабля или предстоящая одиссея — всего лишь плод его нездорового воображения.
#новые_критики #театральный_обзор #мхт_чехова #голод #елизавета_бондарь #сергей_волков