Филипп Дик, «УБИК»

Доброго времени суток, друзья. Сегодня у меня для вас ещё одна книга, которая долго была в моём поле зрения и которую я сейчас прочитал экспромтом. И она меня поразила, чего я от неё совершенно не ожидал. Вторая такая подряд (бывает же), хоть и совершенно не похожа на предыдущую. Вообще. Принципиально. В корне. Они не похожи ни жанрово, ни стилистически, ни даже тем смысловым и философским зарядом, что несут. Но они похожи эффектом. И если предыдущая книга была житейским размышлением проповедью, данной через воспоминания, то нынешняя — это научная фантастика. Причём, культовая, друзья мои.

Филипп Дик, «УБИК»

Когда я говорю, что книга эта была в зоне моей видимости давно, то на сей раз это означает действительно давно. Очень давно. Впервые мне в руки она попала, когда я, будучи ещё школьником, зашёл в книжный и увидел на полке странное издание со странной обложкой и странным названием. Это уже потом я узнал, что держал в руках первое издание «Убика» в России, вышедшее в легендарной книжной серии «Оверсан» от издательства «Терра Фантастика». Практически раритет. Описание было тоже странным. Я мало что понял, ибо был чересчур молод (шёл то ли последний год Советского Союза, то ли первый год после него), поставил книгу на место и купил что-то другое, более пришедшееся мне по душе на тот момент жизни. Кажется, это были «Звёздные короли» Эдмонда Гамильтона — не меньший раритет в роскошном глянцевом оформлении. И вот теперь я думаю: что бы было, прочитай я «Убика» тогда? Подобные книги тогда оказывали на меня огромное влияние — я годами жил под впечатлением от той же «Дюны» или «Властелина колец». И то, что «Убик» впечатлил бы меня в сопоставимом объёме —несомненно.

О книге я был наслышан, но о чём она — практически не знал. Так, долетало что-то обрывочное. И это хорошо. Потому, что спойлеры в таком деле — не лучшая вещь. Но, с другой стороны, а можно ли в принципе заспойлерить нечто настолько безумное? Ведь этот не такой уж и большой роман (у меня на него сутки ушли, при том, что я не торопился) поражает в том числе и сюжетными поворотами. Книга ухитрялась удивлять меня раз за разом. Только я начинал думать, что понимаю смысл происходящего, как всё резко менялось. Только что ты был в одном контексте — и вот ты уже в другом. Словно это качественный детективный триллер, а не фантастика. И это, пожалуй, самое отбитое произведение Филиппа Дика из тех, что я читал. Но, быть может, и самое лучшее. Хоть и не могу сказать, что этот автор мною любим.

Как я и сказал: о конкретном содержании книги я не знал. Но что меня ожидает начал подозревать ещё даже не начав чтение, когда увидел, что переводчиком её является Андрей Лазарчук. Не слишком известный, но сильнейший писатель-фантаст, написавший одну из самых мрачных и тяжёлых книг, что я читал — гиперроман «Опоздавшие к лету». Я делал на него обзор почти три года назад. И я не ошибся. Потому, что в своём творчестве он, судя по всему, Андрей Лазарчук вдохновлялся, в том числе, и «Убиком». Причём, явно в немалой степени. Уж точно атмосфера мира, распадающегося на части, данная им в последней части «Опоздавших к лету» (романе «Солдаты Вавилона») неимоверно напоминает то, что создал Филипп Дик. По энергетике. Интонации. И чувству какой-то неимоверной внутренней безысходности. Более того, есть у меня подозрение, что некое вдохновение в этом романе черпал и создатель жанра киберпанк Уильям Гибсон. Его великая трилогия «Киберпространство» (второе название «Муравейник») также проникнута чем-то таким, очень напоминающим события и атмосферу «Убика».

Книга, в общем-то, и начинается, как типичный киберпанк (хоть и вышла в 1969 году, за десятилетие до изобретение такого жанра). Мы оказываемся в антиутопии будущего, которое, к слову сказать, напоминает чем-то нашу нынешнюю действительность. Например, наличием «умных домов». В которых даже двери требуют денег (причём, за каждое открытие). Но это детали. В целом же этот мир отличается довольно сильно. Например, в нём есть особые хранилища, в которые помещают недавно умерших людей, чьё остаточное создания удалось пробудить. Там они хранятся в замороженном виде и в состоянии медленного угасания. С ними приходят посоветоваться родные, близкие или коллеги. Ведь, порой, память и интеллект некоторых ушедших людей — это огромная ценности, не правда ли? В рамках одного такого хранилища их разумы объединены в общие сети, и что происходит внутри них — загадка для всех снаружи.

А ещё в этом мире существуют псионики. Люди, наделённые разными способностями, которые они, зачастую, используют отнюдь не во благо. К примеру, телепаты просачиваются в фирмы и организации, захватывают там всё изнутри и подчиняют себе. С ними борются «антипси» — специальные коммерческие организации, которые нанимают для этого. В свою очередь, между ними самими царит жесточайшая конкуренция. Такая, что они периодически просто уничтожают друг друга. Вот примерно с такого эпизода и стартует сюжет. Одна контора псиоников выманивает другую на Луну, якобы на задание, где совершает против них диверсию. А дальше с теми начинает происходить что-то странное и невероятное. А к середине книги это прирастает уже в реальную жуть, достойную Стивена Кинга. Всё вокруг внезапно начинает регрессировать — с одной стороны, физически стариться, а с другой, приобретать более архаичные формы. И сама окружающая реальность вдруг словно обрушивается в прошлое, куда-то в 30-е годы XX-го века. Более того, сами они начинают один за другим страшно и непонятно умирать, мгновенно старея и словно истлевая.

А в то же самое время во всех рекламных объявлениях, которые звучат там из любой щели, все названия товаров неожиданно заменились на одно непонятное слово — «Убик». Именно это странное нечто сделалось вдруг стержнем реальности. То, что имеет название, происходящее от английского слова ubiquity — «вездесущность». Или от латинкого «Ubique» — «везде»...

И что вообще происходи, тебе реально непонятно до упора. Количество «вот это поворотов» в тексте буквально зашкаливает. А ближе к концу они и вовсе едва ли ни на каждой странице. А окончательная правда просто бьёт тебя под дых. И даже тогда, когда ты уже, казалось бы, всё знаешь, тебе намекают на то, что на самом деле стоит за Убиком. Что он такое. После чего уже ты окончательно принимаешь сидячее положение и подпираешь голову рукой. И у тебя всего одна короткая мысль: «Н-да...». Этим всё сказано.

Впрочем, на самом деле книга куда глубже, чем даже этот безумный (и безумно интересный) сюжет. Во-первых, она буквально пронизана отсылками к философии Платона. «...в любом предмете живет воспоминание о предшествующей форме, и прошлое, затаившись в глубине, продолжает жить и выныривает на поверхность, как только нарост последующих форм исчезает почему-либо» ©. Это практически прямое изложение его учения об абсолютных идеях. По сути воплощённое Филипом Диком в романе. А, во-вторых... Ну, скажем так: там не явные и не для всех заметные, но очень серьёзные теологические отсылки. И это максимально мрачная теология. Книга имеет глубокий гностический подтекст. Фактически, в ней изображена манихейская картина мира, в котором два бога: добрый и злой демиурги. Они — творцы мира, который смертельная ловушка для души. И из которого эта душа стремится освободиться. Я не стану развивать данную мысль. Но пришла она из очень тёмных учений. Уж поверьте. Я погружался в тему глубже, чем хотелось бы.

Тем не менее, книга просто великолепна. И я понимаю, откуда у неё культовый статус. К прочтению рекомендовано. Только крышу придерживайте. Желательно, обеими руками.

Хорошего чтения, друзья.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 77
    10
    261

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.