Рецензия на сериал «Джентльмены» / The Gentlemen

год: 2024
автор сериала: Гай Ричи
в ролях: Тео Джеймс, Кая Скоделарио, Дэниэл Ингс, Джоэли Ричардсон, Винни Джонс, Джанкарло Эспозито, Майкл Ву, Гарри Гудвинс, Дин Дж. Логан


Привет зрителям!

Как утверждает китайская народная мудрость, рыба не знает, что живёт в воде. Думается, что в этом смысле современное поколение весьма счастливо, поскольку не застало пик творчества многих знаменитых режиссёров, а значит, не имеет возможности сравнивать. Фильм «Джентльмены», снятый Гаем Ричи пять лет назад, был последней легитимной попыткой некогда уникального творца вернуть себе статус мирового бренда. Уж не знаю, брак ли с Мадонной или же мерзкая английская погода подточили талант мастера, но с середины нулевых режиссёр, некогда блистательно начавший карьеру новым словом в кинематографии, начал снимать вполне приличные, но отвратительно стандартные фильмы, которые при всём желании нельзя было отличить от работ любого голливудского ремесленника категории «Б». Ну а когда вошедший в плоский штопор автор начинает заимствовать у бесталанного лагеря не только элементы стиля, но и идеи, понимаешь, что наступил настоящий кризис жанра.

Сериал «Джентльмены» базируется на той же сценарной премисе, что и одноимённый фильм — некие предприимчивые представители организованной преступности находят остроумный способ спрятать свои плантации веселящих ямайских снадобий от вездесущих полицейских дронов и бессовестных осведомителей. Бандиты договариваются с обедневшими британскими аристократами, берут в аренду неприметное здание недалеко от фамильного замка, и в итоге получается классическая ситуация «win-win» — криминальные ботаники получают базу, куда полиция даже и не подумает заглянуть, а лорд пополняет семейный бюджет несколькими миллионами фунтов в год. 

Именно так и начинается сериал — капитан Эдвин Хорниман, после смерти отца неожиданно унаследовавший титул герцога Холстеда, полуразрушенный замок, 500 гектаров земли, 20 душ крепостных и показавший дно банковский счёт, решает продать поместье, чтобы расплатиться с долгами брата по имени Фредди. Брата в своё время явно не обошла стороной эпидемия коровьего бешенства, поскольку он умудрился задолжать 8 миллионов ливерпульской мафии, что сильно осложняет ситуацию, ведь жители этого портового города даже на уровне общенациональной английской шизофрении имеют славу полных отморозков. Сам Эдвин давно отошёл от аристократической жизни, служит в армии, причём не писарем в штабе, а в самой настоящей горячие точке, и полуразрушенный замок XVI века не представляет для него никакой ценности, к тому же, на него немедленно находится покупатель — эксцентричный американский миллиардер Стэнли Джонстон. Казалось бы, всё складывается наилучшим образом, но тут Эдвину наносит визит юная бизнесвуман по имени Сьюзи Гласс. 

Выясняется, что много лет назад отец Эдвина, старый герцог Холстед, договорился с отцом Сьюзи — известным уголовным авторитетом, и сдал часть своего поместья под нелегальную плантацию, за что благодарная ОПГ ежегодно выплачивала ему миллионную арендную плату. Разумеется, Сьюзи категорически возражает против продажи недвижимости и предлагает свою помощь в урегулировании вопроса долговых обязательств Фредди.

Получив с помощью Сьюзи приличную скидку от суммы долга и продав отцовскую коллекцию драгоценных вин, Эдвин уже практически готов расплатиться с ливерпульской братвой, как идиот Фредди вносит в план неожиданные коррективы. Не выдержав морального прессинга со стороны кредиторов, Фредди достаёт из сейфа антикварную двустволку «Holland&Holland» и сносит голову высокопоставленному члену вражеского мафиозного клана. И теперь, чтобы выжить, спрятать труп, зачистить поместье и отвести от себя подозрения, братьям Хорниман приходится с потрохами закладываться криминальной семье Гласс, которые совсем не прочь иметь на створке целого герцога, к тому же обладающего полезными навыками профессионального военного.

В итоге Эдвин против своей воли всё глубже погружается в криминальный мир, выполняя всё менее приятные задания Сьюзи — начав с угона эксклюзивных авто, он быстро прогрессирует до вымогательства, грабежа, контрабанды и убийства, при этом наивно уверяя себя, что всё это временно, скоро он договорится с уголовниками, выселит их из поместья и вот-вот заживёт нормальной жизнью законопослушного джентльмена. Аудитории же остаётся лишь хвататься за голову, вспоминая тот факт, что даже всемогущему Майклу Корлеоне в итоге так и не удалось отойти от дел, а значит, какие могут быть шансы у дурачка с претензиями?

На бумаге концепция «Джентльменов» выглядит весьма многообещающе, к тому же, позиционируя сериал как комедию, авторы имплицировано обещают зрителю наличие знаменитого английского юмора. И в целом, в первые минуты просмотра кажется, что Ричи пусть не превзошёл себя, но хотя бы вернулся к истокам — тут вам и интересные раскадровки, и со вкусом подобранная музыка и фирменные флешбэки. Но первое впечатление быстро сменяется стиснутыми зубами и вкусом надкусанного прогнившего лимона — уж не знаю, кто помогал Ричи в написании сценария, но с персонажами, которыми всегда славились его фильмы, дело обстоит неожиданно плохо.

Стиль чёрноюморных сериалов можно условно разделить на два подвида — «стиль Ричи», когда юмористический эффект достигается нарочитой абсурдностью совпадений и остроумной реакцией героев на них, и «стиль Фарго», когда зрителя веселят ряженые клоуны-дауны, по недоразумению названные персонажами. Увы, но по каким-то мистическим причинам Ричи решил отвергнуть собственные достижения, и перенять стиль пятого сезона проекта Коэнов и Ноя Холи. 

Эд-Шулер, Гарри-Топор, Рори-Ломщик, Док, Ник-Грек, Борис-Бритва, Турок, Тони-Пулезубый, Рыжий — все эти персонажи, когда-то радовавшие нас своим появлением на экране в ранних работах Ричи, несмотря на разницу в биографиях и интересах, имели одну общую черту — все они действовали чётко, продуманно, максимально использовали свои интеллектуальные способности для того, чтобы выжить в джунглях криминального Лондона, и их планам могли помешать исключительно объективные обстоятельства. В «Джентльменах» же, наоборот, идиот на идиоте сидит и идиотом погоняет, и, разумеется, всё постоянно идёт наперекосяк. 

Начнём с того, что главный герой, кристально честный и никак не связанный с криминалом человек, услышав о том, что мафия вымогает 8 миллионов у его брата, почему-то не бросился немедленно заявлять в полицию. И если в случае какого-нибудь простолюдина копы могли бы проявить свою традиционную ленность, то элементарное нежелание видеть в газете «The Sun» заголовок «Бандиты расчленили герцога Холдстеда за долги. Полиция не помогла», заставил бы правоохранителей оперативно разорить гнездо уголовных стервятников. Впрочем, и бизнес-партнёры Эдди явно не могут похвастаться IQ выше 80 — ферма, производящая в месяц товара на 5-6 миллионов, не охраняется вообще, камер наблюдения нет, и зайти туда, а заодно и украсть чемодан денег может любой человек с улицы. Поражает также везучесть ботаников — много лет подряд по территории поместья шатаются посторонние люди, ездят грузовики, круглосуточно работают генераторы, а ни у одного из 20 слуг не возникает никаких подозрений. Кстати, о тёмных делах на территории поместья знают даже местные цыгане, а копам всё равно никто не стучит.

Полный фургон товара стоимостью 1,5 лимона доверяют доставить до места назначения дебилу-торчку, который курит прямо за рулём (а если его остановит ГАИ?), причём за фургоном не то что не идут машины сопровождения, но даже в сам фургон не встраивают GPS-датчик, чтобы в случае чего быстро найти. После того, как фургон воруют конкуренты и дебил рассказывает, что его отвлекла девушка, а он дал ей номер телефона, его не начинают прослушивать — а вдруг как она ему позвонит? 

Другие банды в городе также состоят исключительно из имбецилов — 150 кило колумбийского национального продукта упаковывают в «Ламборджини» салатового цвета — такую точно ни один патруль не тормознёт, а стережёт склад с полутонной товара ровно один невооружённый охранник. Но лучше всех выступили ливерпульские вымогатели — это всякие дураки вроде Тони Сопрано всю жизнь катались на неприметных «Шевроле», а умные британские чавы в трениках, официально работая продавцами на рынке (причём в провинции на шотландской границе), рассекают на «Роллс-Ройсах» за полмиллиона. Что ж, такой институции, как налоговая служба, в Британии очевидно и в помине нет.

Общий стиль ведения дел в английской криминальной среде тоже поражает — какому-то совершенно постороннему дурачку позволяют ездить и решать вопросы от имени банды, у протагониста все идут на поводу, и не имея никакого опыта и авторитета, он, тем не менее, планирует преступления и раздаёт указания. Дисциплина в ОПГ, кстати, тоже на высоте — босс вызывает на дело, но в принципе можно и не явиться, если есть уважительная причина, например, у тебя похмелье.

Словом, постоянный испанский стыд и кринж сильно мешают просмотру — если вы снимаете очевидную комедию абсурда уровня «Аэроплана» братьев Цукеров, это заранее создаёт у аудитории определённый настрой, но тут всё вроде серьёзно, и при этом уровень идиотизма постоянно зашкаливает. Разумеется, от столь характерных для Ричи резких поворотов сюжета и интриг не осталось ни следа, и все сценарные ходы элементарно просчитываются на полчаса вперёд.

Что именно помешало Ричи снять нормально, так и остаётся загадкой. Сериал делался для Netflix, которые славятся широкой креативной автономией авторов, бюджет проекта не космический, да и в целом это же не комикс уровня Marvel, когда продюсер стоит над душой и внимательно следит, чтобы режиссёр случаем чего не испортил. 

Отдельно стоит отметить полное отсутствие обещанного английского юмора. Я не ожидал, конечно, что Ричи переплюнет собственные искромётные диалоги из «Карты, деньги...» или «Крутых копов» Эдварда Райта, но когда высшей точкой комедийной составляющей сериала являются небритые подмышки бельгийской принцессы и сохранённые в формалине яйца Гитлера, невольно начинаешь склоняться к мысли, что у Равшана с Джамшутом в своё время получалось смешнее. Ну а цитирование Библии в процессе пыток и убийств конкурентов и вовсе обескураживает — очевидно, Ричи полагает, что «Криминальное чтиво» все успешно забыли?

Труппа подобрана хорошо и отрабатывает вполне профессионально, что, впрочем, не спасает сериал. Тео Джеймс очень аутентичен в роли Эдди, уверенного в своём интеллектуальном превосходстве над бандитами, и тем не менее, с каждым шагом продолжающего увязать всё глубже. Кая Скоделарио хороша в роли невозмутимой крёстной мамы подпольного бизнеса. Дэниэл Ингс прекрасен в роли придурочного Фредди. Старая гвардия в составе Джоэли Ричардсон и Винни Джонса не подводит. Джанкарло Эспозито снова торгует химией на экране (ахах, отсылка к «Breaking bad», как тонко и глубоко!), а Майкл Ву талантливо выбешивает в роли китайца-олигофрена.

Итог: поделка «под Ричи» от самого Ричи. Результат вышел посредственным. Ранние фильмы Ричи были прекрасны именно тем, что высочайшее качество режиссуры и сценария позволяло превратить каждую секунду созерцания в чистое наслаждение. Сейчас же, как в и последних «Фарго», неописуемый идиотизм происходящего на экране отвлекает от просмотра.

#новые_критики #гай_ричи #джентльмены #тео_джеймс #криминал

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 34
    14
    432

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Anat-K

    А мне сериал понравился))) Всё в стиле Гая Ричи, и даже умудрился на основе того, одноименного фильма, снять нечто свое целостное. Буду ждать продолжения)))

  • 1609

    Здравствуй, Саша. Обзор выше всех похвал. Все разжевал и в рот положил, как говорится. И сделал это мастерски. С удовольствием прочитала.

  • Psychoscum

    Нинель Цуппербилль 

    Кушай, Ниночка, расти большой и красивой!

    Аватар традиционно 💕💕💕

  • Anat-K

    "Общий стиль ведения дел в английской криминальной среде тоже поражает..."

    что-то вот здесь вы совсем, Александр, дали газу)))

    Я нигде не читал, что сериал документалистический))) Развлекательный, чистой воды, остросюжетный сатирический сериал)) Как и сам фильм)))

    Если хотите что-то серьезное смотреть про дела наркомафии, смотрите цикл "Нарко" где за основу взяты реальные дела Пабло Эскорбара, картелей "Кали", "Тихуана" или одноименный сериал про того же "Эль Чапо"))

    Вот там не смешно совсем смотрится кино))) Включая видео/фото хронику картельных разборок. Вот там без слова старших даже пикнуть никто не смеет)))

  • Psychoscum

    Мистер Белый 

    смотрел "Нарко", как же. И даже обозревал. Снято и правда очень хорошо.

  • USHELY

    Александр Костин 

    Да ,это идеал всего

  • elvi

    Уже было хотела скачать, но прочитала Ваш обзор, а потом ещё и увидела семисерийное повествование о тернистом творческом пути Рокко Сиффреди. 

  • Psychoscum

    Дорогая Элли 

    Это что-то вроде "Красотки", но с лысым мужиком вместо Джулии Робертс?

  • elvi

    Александр Костин 

    Нет) Да и Алессандро Борги, как и Рокко, не лыс, а вполне себе ого-го! 

  • USHELY

    Смотрю его сейчас. Так и не понял, бросать или нет?

  • Psychoscum

    Ушеля 

    Только от вас зависит - выдержат ваши нервы, или нет.

  • USHELY

    Александр Костин 


    через серию отвечу. пока, за неимением других. вроде всё зачотно, но не захватывает. можно смотреть с непьющей семьёй