bitov8080 prosto_chitatel 06.05.24 в 16:42

АЙДА ЗА ГАРАЖИ

В Музее Москвы прошла выставка, посвященная заветной мечте советского человека и месту его самовыражения, проведения досуга, отдыха, встреч с друзьями и прочее, прочее — гаражу. Очень душевная получилась экспозиция, многое и правда погружало в прошлое, знакомое из детства. Хотя лично в нашей семье из средств передвижения долгое время был только велосипед «Урал» с рамой, на котором было ужасно неудобно кататься, и я постоянно норовила улететь с дороги в кювет. Потом папа приобрел у своего знакомого автомобиль Москвич-412 и возил нас с ветерком до шести соток и обратно, вынуждая слушать в машине исключительно радио Ретро и записи т-ща Владимира Высоцкого. Гараж же раздобыть во времена оные было делом непростым, почти, как обзавестись все той же дачей или кооперативной квартирой. Когда в нашем городе началась гаражная застройка, нам досталась только угловая сарайка метр на метр с погребом (теперь не знаем, как от нее избавиться). И сами гаражи сейчас тоже стали не сильно нужны. А раньше сложно было себе представить, что можно просто так, невозбранно, что называется, оставить машину возле дома и с нее не снимут зеркала, магнитолу и все, до чего дотянутся.

Встречает гостей небольшой сопроводительный текст, задающий общее настроение: «Слово «гараж» происходит от французского garage — укрытие. Часто для владельцев гараж становился не только укрытием для автомобиля, но и личным убежищем, где на нескольких квадратных метрах они строили свой мир. Каким был этот мир? Как он влиял на судьбу и повседневную жизнь счастливого обладателя? Об этом — наша выставка»(с) Большой зал разделен на отдельные тематические зоны. Мы заходим в первую и перед нами предстает «Витрина, где гаража нет. Официальные образы счастья». 

Что же представлено на этой витрине? Тарелка из сервиза «Мадонна», счастье обладания которым, нынешнему поколению объяснить будет очень сложно. Но я помню восторг, когда приезжала к своей тете в Уральск и можно было подходить к специальному серванту с посудой и созерцать красоту. Тетя работала товароведом, на минуточку. То есть, у нее еще было пальто с ламой, белая хлопковая блуза, вышитая вручную незабудками по краю (что-то невообразимое) и джинсовая юбка чуть ниже колена. А так же духи «Пани Валевская» в синей бутылочке с узким горлышком, которые я вылила, пытаясь реанимировать свои сдохшие фломастеры (и как-то при этом дожила до сегодняшнего дня).

Здесь же расположен хрусталь, неизменный атрибут красивой жизни. Пара салатниц и бокалов, доставшиеся от мамы в наследство, кстати, у меня до сих пор живы. А у свекрови до сих пор жива сакраментальная хрустальная люстра с подвесками, которую она, охая и стеная, мыла по весне, стоя на стремянке и проклиная все на свете. Очень красивый хрусталь сейчас делают наши умельцы, как и прежде, в Гусь-Хрустальном, но цены по совести говоря, там очень даже кусаются. Далее на витрине — транзисторный приемник VEF-202, пылесос «Чайка», стиральная машина «Рига-55», холодильник ЗИС, производства завода им. Сталина, 1953 года и автомобиль Москвич-400 из коллекции Музея Транспорта Москвы. 

Следующая ниша выставочной экспозиции посвящена первой встрече человека и автомобиля. Тому времени, когда пролетку, что на фото ниже, сменил невиданный доселе простым горожанином автомобиль. Итак, пролетка. Изначально  такие экипажи назывались пролетными, откуда и пошло общее название этого вида транспорта. В городе пролетки сохранялись вплоть до 1940-х годов. Из каталога выставки: подобно современному такси извозчики делились на несколько категорий, «ваньки», «голубчики» и «лихачи». Последние перевозили обеспеченных граждан и были чем-то вроде комфорт-класса. Издалека их пролетки узнавали по красным спицам, ступицам и черным ободам(с) И именно такая пролетка сохранена, отреставрирована и представлена на этой выставке.  

Ниже мы видим автомобиль ГАЗ М-1. Из каталога: Производился на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год. Упрощенно назывался просто «эмка» или «М-1», что означало «Молотовский-первый» в честь председателя народных комиссаров СССР Вячеслава Молотова. С появлением этого автомобиля можно считать, началась полноценная автомобильная культура. Машину выделяли ученым, выдающимся передовикам, летчикам и деятелям искусства. (с)

«Спасаясь от нужды в трудное время, мы купили корову Машку. Когда беда кончилась, мы продали Машку, а в сарай где она была, поставили автомобиль и тоже назвали его в память доброй коровы Машкой», Михаил Пришвин.

«После двух лет работы в одном из московских гаражей он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденья, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет», Золотой теленок. Илья Ильф, Евгений Петров. 

А вот выдержки из книги Петра Климентьевича Энгельмейера (1855-1942), российского инженера, популяризатора технической мысли. Книга «Автомобиль, мотоциклет и моторная лодка» (1908) полна детальных инструкций и философских рассуждений о жизни с мотором:

«Не стряслось ли что-нибудь в магнето? Если магнето предварительно разбирали, то правильно ли его собрали? Проверить искру, когда она наконец получится, по ходам поршней. Не перепутаны ли свечные провода? Чисты ли контакты в распределителях магнето? Целы ли угольные щётки? Провода? Не раздвинулись ли электроды в свечке дальше 1/2 милл.?»

«Не покупайте себе машину, если вы не в состоянии полюбить ее. Машина недаром женского рода: вы должны ей прощать мелкие капризы. Вы никогда не доведете машину до полного послушания, если подойдете к ней с предвзятой мыслью, будто она должна вас слушаться. Но зато и самой упрямой машиной овладеете, если будете настойчивым»

«Вообще трудно избегнуть того, чтобы когда-нибудь не остановиться из-за недостатка бензина; хотя это самая постыдная причина остановки..»

Здесь же рассказано об известных дореволюционных автовладельцах.

Из каталога выставки: Князь Владимир Орлов. Генерал-лейтенант, начальник военно-походной канцелярии императора Николая II. Познакомил императора с автомобильной культурой, много раз возил его на своем личном автомобиле. 

1. Князь Орлов на костюмированном балу, 1903 2. Императорский «Делоне-Бельвиль» 70CV S.M.T. с кузовом ландоле. За рулем князь В.Н. Орлов. Красное Село, 1909

Из каталога: Барон (с 1913 года граф) Владимир Фредерикс. Министр двора, отвечал за обеспечение царской семьи транспортом. В 1901 году купил легкий паровой экипаж французской фирмы Serpollet и решил продемонстрировать придворным. Но в самый неподходящий момент автомобиль заглох посреди дороги и перегородил проезд императорскому кортежу. Через какое-то время Фредерикс, починив автомобиль, предложил проехаться в нем Николаю II — но и в этот раз машина сломалась, и ее пришлось оттаскивать на лошадях в гараж. Таким было начало императорского автомобилизма(с)

1. Министр императорского двора, барон Фредерикс, 1913. 2. Барон Фредерикс демонстрирует свой паровой автомобиль царю, Николаю II

Княгиня Софья Алексеевна Долгорукова. Состояла в Императорском автомобильном обществе. Автомобилями заинтересовалась с юных лет, об этом писала «Петербургская газета»: «Частенько по улицам довольно быстро мчался громадный автомобиль, управляемый изящной женщиной, закутанной в кокетливый резиновый балахон. Ярая великосветская княгиня умело справлялась с сильной машиной». Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега на приз Его Императорского Величества, проходившего в июне 1910 года. После революции эмигрировала и водила такси во Франции. 

1. Княгиня С.А. Долгорукова, 1910 2. В автомобиле «Делоне-Бельвиль» во время Императорского пробега, 1910

Слева внизу на фото знаменитый автогонщик Василий Солдатенков. Был старшим лейтенантом флота, служил при российском посольстве в Италии. В 1902 году принял участие в гонке Стрельна — Гатчина — Стрельна на паровом автомобиле Gardner-Serpollet, но из-за технической неисправности сошел с трассы. В 1904 году приобрел гоночный автомобиль, на котором в том же году установил новый рекорд скорости в России 99,477 версты в час (101,6 км/ч) 

Рядом фото Андрея Нагеля. Русского автомобилиста, редактора и издателя. Служил в канцелярии Министерства путей сообщения, был страстным любителем машин марки Руссо-Балт. Участвовал в мотоциклетных и автомобильных гонках, многократно в них побеждал. Издавал и редактировал авторитетный специализированный журнал «Автомобиль». 

1. Мичман Василий Васильевич Солдатенков в одеждах русского воеводы, 1903 2. Андрей Платонович Нагель 3. А.П. Нагель за рулем Руссо-Балта перед поездкой в Севастополь. Санкт-Петербург, 1911

Цесаревич Алексей. Из каталога: У цесаревича тоже была маленькая машинка. В 1914 году император Николай II подарил сыну автомобиль массой 350 кг, 10-ти сильный двигатель которого позволял развивать скорость около 60 км/ч. В 1930-х годах на маленьком автомобиле учились водить участники кружка автомобилистов Ленинградского дворца пионеров у Аничкова моста. В 1942 в Аничков дворец попала бомба и автомобиль был уничтожен. 

1. Наследник Алексей в автомобиле 2. «Гараж» в детской комнате цесаревича в Царском Селе

Из прошлого мы переносимся в не очень далекое прошлое, если сделаем шаг в сторону, попав в лабиринт современной гаражной застройки:

Удивительно, что такое показывают в музеях, вам же знакомы эти экспонаты, это собрание дрелей, разнообразных инструментов и мотков провода? И кажется само собой разумеющимся и их существование и их назначение. Но если подумать, чем больше проходит времени, там дальше современное поколение и наши дети от этой экспозиции. А мы просто ностальгируем, глядя на следующий отсек зала, где показан гараж, как место для починки чего угодно и мастерская «Сделай сам». Процитирую некоторые надписи возле экспонатов:

Оживить телевизор. Если ломался телевизор, это была настоящая трагедия для семьи. На покупку нового нужно было записываться в очередь и ждать, да и ремонт в мастерской мог длиться очень долго. Приходилось разбираться с поломкой самому. Самая частая проблема — телевизор переставал включаться из-за поломки пускового конденсатора. Нужно было выпаять его и заменить новым.

Запустить свой самолет: Авиамодельные кружки были почти в каждом советском Дворце пионеров. Здесь можно было от склеивания самолетов из готовых элементов дойти до создания собственных моделей. Самые продвинутые ставили на свои аппараты бензиновые моторчики и устраивали целые авиашоу на радость жителям окрестных дворов.

Разобраться с бытовой техникой. Заменить вилку у настольной лампы? Легко! Этому учили на уроках труда не только мальчиков, но и девочек. Тем, кто освоил азы электрики, жизнь постоянно подкидывала все новые задачи. Пройдя уровень починки выключателей и розеток в квартире можно было переходить к проведению освещения в гараже. (с)

А вот уголок, посвященный советским самоделкиным. Автомобиль Юна, который вышел на дороги в 1981 году, и стал совместным проектом братьев Алгебраистовых, Юрия и Станислава, и Щербининых — Анатолия и Владимира.  Красное купе, сродни волшебству на дорогах в 80-е годы. Алгебраистов много лет работал над усовершенствованием машины. 

Юна и Юрий Алгебраистов, 1985

 

Автомобиль «Весна», созданный умельцем, советским инженером-профессионалом, Владимиром Мироновым в 83 году. Ему удалось придумать и сделать буквально самостоятельно машину с клиноремённым вариатором, на которую был получен патент. Владимир участвовал во многих публичных автомобильных мероприятиях, где показывал чудеса автоматической передачи. 

Еще одна машина из движения САМАВТО, «Гран Туризмо Щербиных» (сокращенно «ГТЩ»)  из коллекции Владимира Киреева.

И автомобиль «Труд» из коллекции Олега Кучеренко, в котором мастер сам сделал даже трехцилиндровый двигатель и собрал кузов из множества элементов без видимых стыков. 

Рассматривать гараж только как место хранения или ремонта конечно же нельзя. Вокруг гаражей создавалась целая планета, пространство, выпадающее за рамки обыденной повседневной жизни. Даже для тех людей, у которых пока не было машины и не было гаража, в том измерении находился свой источник удовольствия. Песни под гитару, дружеские посиделки, празднование любых событий, философские диспуты, азартные и не очень игры, зарождение граффити и многое другое, все это там, по ту сторону гаражей. Оформители выставки отлично схватили и передали это загаражное настроение.

Ниже Волга ГАЗ-21 с оригинальными деталями, заменившая Победу. Волгу часто дарили за достижения. Юрию Гагарину после полета в космос в 1961 году и позже другим советским космонавтам. Еще раньше о статусе, измеряющемся марками машин, написал Самуил Маршак:

Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на ЗИЛе длинном,
Просто талант — на «Победе».
 
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов.

/Впервые в «Литературной газете», 1954, № 132, 4 ноября, в разделе «Эпиграммы»

Здесь отчего-то мне было особенно душевно и тепло. Наверное, потому что все это, в отличие от пролетки и паровых автомобилей, жило вместе со мной. И все это я очень хорошо помню, так же, как, думаю, и вы. Какие только гаражи не выдумывали наши сограждане. Гараж в корпусе старого автобуса. Металлические гаражи и достопамятный гараж-ракушка. Гараж кирпичный и гараж с пристройкой второго «жилого» этажа-курятника. Было? Было!

Наконец, архивные фото, говорящие сами за себя.

И под занавес начинка того самого гаража. Что было внутри, чем и как украшали любимое место обитания хозяева? (Такая чеканка, полагаю, была в каждом приличном щитовом домике, сараюшке, квартире и гараже)

Здесь представлен раздел «Для тех, кто знает, как заработать». В нем (умельцами) советская «Волга» переделывается в купе командой Игоря Затевахина (Тюнинг-Арт Музей) и представителями компании АВТОКЛАСТЕР 19/21.

Что еще можно было организовать внутри гаража:

И яркое напоминание о стратегических запасах закруток, картошки, ненужных и очень нужных вещей:

Спасибо за внимание, друзья)

 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 55
    22
    524

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    про загорожи всегда зачот

  • 313131

    зачитался важще вчера и засмотелсо. малорик Женечка большая( в хорошем смысле этого слова)

    а ваще то за  гаражами всегда насрато и бутылки пустые валяюца постоянно.

    так что призыв хороший но спорный. лучше ойда в гаражи гг

  • petrop

    У нас был случай: мужик с бабой в машине трахались, запершись в гараже, и угорели насмерть (дело было зимой, в авто печка работала). А у обоих были муж и жена. Так муж свою супружницу даже из морга забирать не стал, обиделся шибко.

  • bitov8080
  • Karl

    Евгений Петропавловский 

    да слышал о таких случаях, помню

  • Karl

    Здорово, Маршак хохмит) молодец)

    Да, гаражная культура у народа это цэлый пласт...

    Помню с одним чуваком из Кирова разговаривал, он говорил, мне что гараж как у брата построил, с потайным замком ( от жены прятаться) двухэтажный))

  • Stavrogin138

    Половину детства в гараже провел- делал с отцом подвал. Так что культовость места подтверждаю))

    А вообще было интересно, особенно про зарождение автомобиля))

  • bitov8080

    Даниил Смирнов спасибо) рада видеть буквами

  • Stavrogin138