Нехороший человек (Обзор сериала «Хороший человек» К. Богомолова)

Режиссер К. Богомолов
В ролях:
Никита Ефремов
Юлия Снигирь
Андрей Бурковский
Александра Ребенок
Ксения Собчак
Приступая к обзору этого сериала, задаю вопрос самому себе — кто я? Имею ли право клеветать и брызгать ядом на признанного мэтра искусств, который пишет мощные программные статьи о культуре, на худрука, однократного обладателя Собчак первой степени...
А потом подумал — он же имеет какое-то право на нас, простых людей, клеветать — чем я хуже?
Всегда, подступая к произведениям наших творцов либерального толка, аккуратно ступаю по их полю экспериментов. Интересного там обычно не очень много, зато есть высокий риск наступить то на какаху Линча, то на струп Альмодовара. А иногда можно даже мощи Новодворской узреть, но это только если хорошо преисполниться ненавистью к пьяному быдлу.
Почему Костик Богомолов взял для экранизации историю Ангарского маньяка понятно, даже если вы не подписчик одного известного фонда. Еще бы — много лет ПОЛИЦИОНЕР убивал мирных людей, убил их 86 и только потом уже его, наконец, поймали. Да и то, по сути — случайно. Спешу всех обрадовать — чувства ни одного полицейского от просмотра фильма не пострадали, потому что это кино не про полицию, не про расследование, а ПРО ТО, КАК СТРАШНО ЖИТЬ В РОССИИ!
Кстати, сразу предваряя вопрос — похож ли герой сериала на Попкова, на того самого маньяка? На это приуготовлен встречный вопрос — вы считаете Богомолова режиссером? Если да, то и Ефремов похож на Попкова. Кому, сами знаете, и кобыла невеста. Ну а если нет...
Впрочем, мы отвлеклись. Мы же все-таки о сериале говорим.
Начинается жидкий расследовательный бульон с того, что в руки провинциального блогера попадает запись, на которой куда-то тащат убиенную девушку. Блогеру можно было бы и кадр из фильма «Смерть ей к лицу показать» — он все равно бы не отличил от реальности, но уж что имеем. Блогер возбуждается и припадошно начинает рассказывать, что в их области не 12, как в среднем по стране пропавших, а двадцать четыре. И вся разница — это пропавшие женщины. Ну такая, инфографика для оглоушенных новостным потоком канала Россия 1. За какой период эта статистика, кто ее считал, на материалах ли уголовных дел или просто заявлений? Куча нюансов, но для интернет-аудитории и так сойдет. Умные похихикают про 147%, а дураки, естественно, начнут принимать меры.
Причем дураками выставлены сотрудники следственного комитета. Один чин вызывает другого и говорит:
— Короче, надо съездить хрен пойми куда, сделать хрен знает что, но чтоб тихо и спокойно. Как обычно мы делаем.
Наверное, Костя так себе представляет расследование. Без контактов с местными органами, без создания СОГ — просто езжай, милая, да расследуй, скатертью дорога.
Милую следовательницу играет моя любимица Снегирь. Нет, вы не подумайте, она прям нормально играет. Но она играет не полицейского. Она играет ЖЕНЩИНУ-ПОЛИЦЕЙСКОГО.
Меня тут на сайте недавно обвинили в том, что я не считаю женщин за людей. И фильм, в немалой степени, этому посвящен. Проблема в том, что для раскрытия этого всего необходим был другой жанр. Не детектив, не триллер. А какая-нибудь производственная драма. Ну или романтическая комедия. Любой жанр подойдет, кроме детектива.
Тем более — детектив-то пустой. Мы знаем, кто маньяк. Через несколько серий узнаем, кто возбудил блогера. Есть еще недоинтрига со вторым маньяком, но это было вообще смешно, скажу об этом чуть позднее.
Поэтому что сподвигло Костю снимать это как детективный триллер — большой вопрос. Для детектива в нем нет интриги, а для триллера — саспенса. Но мы же уже поняли, к чему ведет нас режиссер, верно?
Приехав в город, Снегирь (я не буду заморачиваться над их сценарными именами, я их вообще не смог запомнить за все девять серий, хотя старался) первым делом выискивает блогера, которого к тому времени отоварили по чикалде. Дверь нараспашку, Снегирь крадет данные с его компа и пытается инкогнито вести расследование. Ну, вы знаете, эти русские следователи...
Кстати, на судьбу блогера хочу обратить внимание всех неравнодушных к западным реалиям людей. Он из комы так в процессе фильма так и не вышел и послужил, по сути, торпедой для вброса. Молящимся на незримую мощь западных партнеров стоит об этом помнить — и тогда перед ними откроются новые зияющие высоты.
И тут она встречает маньяка. Нет, не так — МАНЬЯКА! Который работает в местном следственном комитете, весь из себя такой спокойный, собранный, немногословный. Не знаю, кто консультировал Богомолова по вопросу поведения маньяков, но его консультант явно не в теме. Отсутствие девиаций в поведении — это тоже девиация, причем не шизоидная, а депрессивная. А значит и метод убийств должен быть строго определенным. Не подходящий под modus operandi убийцы, который нам весь фильм показывают. Но кому какое дело? В крайнем случае, нам продемонстрируют инфографику. Или мультик.
О, да, мультики! Боже, какой же деген... гений посоветовал Костяну эти мультфильмы? Кто сказал ему подпустить этого артхауса в жанровое кино, как шептуна в такси? Ну я даже был готов признать особого рода извращение у режиссера — родители маньяка-Ефремова — мультипликаторы и он теперь в напряженные моменты мыслит мультиками. Но серьезно — я стерпел разговоры с мультипликационным богом, растущие из черепа убитой собаки цветы, сцену открытия гроба. Но итижи пассатижи, вот это мульт-порево — оно зачем в фильме? Я не хочу знать любимые тэги Кости на Pornhub, ну правда.
Кстати, про артхаус. Хотелось бы выразить отдельную благодарность звукооператору, который подкладывал под происходящие на экране события шепот «Господи, помилуй» и прочий шепотной трэш. Гори, дорогой друг, в аду, потому что ты первый должен был сказать режиссеру, что это не считывается, а раздражает. Два источника звука на одном кадре разной частотности — за такое, наверное, во ВГИКе до сих пор на горох ставят.
И музыка, боже ты мой... Я, наверное, примерно никогда не смогу больше слушать песню «Что так сердце растревожено». И вообще, прости меня, Федя Чистяков, но я больше тебя не люблю и временно не слушаю. Потому что дать осквернить свои композиции в этом сериале — это свинство с твоей стороны. А уж песня Palina в титрах значительно повысила мою реакцию в поисках кнопки «Пропустить» примерно на 189,7%
Так вот, а дальше типа должно быть расследование. Но его нет. Вернее оно есть — но и нет его. Сказал бы про расследование Шредингера, но не смешно, честно.
Потому что дальше начинается вот это:
Маньяк-Ефремов живет рядом с алкоголиками. Это, естественно, не удивляет. Жил бы он рядом с простой работящей семьей — вот это был бы шок! У алкоголиков есть дочь. Она влюблена в маньяка, но вынуждена шариться по лесам, потому что родители-алконавты то бухают, то дерутся. Типичные российские обыватели, так сказать.
Отцы города на серьезных щах обсуждают, кому выгодно слить видео. Параллельно следователям дают понять, что ворошить прошлое не надо.
Бывший бандит что-то строит, но у него это отнимает Собчак. О, Ксюша! Эта неповторимая актерская школа «Дома-2», когда об изнасиловании родным отцом ты рассказываешь тоном воспитателя, требующего от Венцеслава Венгржановского перестать есть козявки. Эти мастерские деловые переговоры, похожие на перетирание сухой воблы в газетке. Эта мимика удава, уснувшего перед броском. Да ни один эпитет в мире не сможет в полной мере раскрыть Ксюшино мастерство!
А, ну и кстати, сразу — видео подбросила Собчак, чтобы нагнуть отцов города от имени губернатора. Сразу проспойлерю, чтобы потом не отвлекаться. И самое удивительное — она там заказала убийство отца. Труп нашли, улики добыли хоть и незаконно — но уже хоть что-то. Будь Снегирь полицейской, она бы скрутила Собчачку в бараний рог и заставила писать признательные показания. Но они — две обиженные женщины, их обеих насиловали отцы. Гениальная фраза «Эти преступления никто не расследует». В результате они расходятся — и Ксюша уходит из фильма навсегда. Наверное, пошла телеграм-канал делать, не знаю.
И раз уж я упомянул преступления против женщин, выскажу свою позицию. Примерно сорок процентов фильма посвящено обсасыванию темы женского бесправия, насилия мужиков, вот этих «Ни одна женщина никогда не победит мужчину». Я скажу так — преступления против женщин — отвратительны, они унижают прежде всего мужчину, поскольку в нашей традиции женщина изначально почти всегда верит мужчине. А все эти изломы женских душ — это, безусловно, заслуга мужчин.
Есть сильные женщины, которые могут прожить это и жить дальше. Да, с надломленной психикой — но могут. Есть те, кто мимикрирует, есть те, кто фиксируется на управлении и подавлении. И вот эту страшную проблему нужно анализировать и бороться с ней. Нет, не так как в фильме, когда Ефремов идет к отцу Снегиря и бьет ему рожу. Это должна быть система — врачи, сообщающие о подозрительных синяках. Учителя, видящие ребенка в депрессии или в страхе. Об этом нужно говорить. Но только не в формате богомоловского фарса.
Там есть шедевральная сцена. Ефремов приходит домой, у соседской девочки — след от удара. Ефремов идет к алкашам. Алкаш-мужчина сообщает, что алкаш-женщина изменила ему со сторонним алкашом и он ей выписал пару горяченьких. А девочка попала под горячую руку. Ефремов сначала сует алкашу нож в руки — типа, иди, накажи бабеху свою. Тот отказывается. Ефремов заливает ему в горло водку. Потом идет к женщине-алкоголику и спрашивает, зачем она изменила мужу. Та резонно замечает, что это, в принципе, не его собачье дело. Маньяк стонет, как его все достали и убегает.
Вот так Костя предлагает бороться с домашним насилием? Аплодирую стоя.
Ну и второй маньяк. Естественно, это школьный учитель. Он когда-то маньячил, потом передал маньячные бразды ученику. Я понимаю, что деконструировать надо всех, и учителей — в первую очередь. Но вы ему хоть бэкграунд какой-то дайте, а то несет дешевой агиткой. Сделали же подобное в «Хрустальном» — и там вопросов у меня не было.
Есть ли светлые пятна в фильме, спросите вы? Да, их ровно два. Это герой Бурковского, бывший муж Снегиря, который на протяжении фильма ее любит и помогает чем может. Я прямо по-человечески его жалел, хотя обычно он играет каких-то ублюдосов.
И второе — водитель Снегиря в городе. Адекватный мужик, барыжит водкой, не задает вопросов. Вот на таких людях держится наша страна и вот таких героев надо побольше. Не то, чтоб каждый там нарушал закон и мутил схемы — а просто чтобы было видно, что он готов к любому трындецу и не задает лишних вопросов.
Обзор получился обширный, я не обо всем рассказал. Знаю только одно — очень долго с экранов телевизора и кинотеатров на нас смотрели слепленные Костиком и иже с ним рыла. Если представить нашу страну такой, как в сериале — то непонятно, откуда столько волонтеров, неравнодушных людей, профессионалов своего дела в стране? Ведь в фильме только коррупционеры, алкаши и маньяки. Я думаю, нужно честно сказать — время этого кино прошло. Нужно просто не смотреть его, не поддерживать. И оно рано или поздно исчезнет. Потому что все, что там сказано — гнусная ложь. Обо мне, о моих близких, о стране. Да, уродов хватает — но на то мы и общество, чтобы бороться с ними — общественным порицанием, личным примером, просто неравнодушием. А кино это схлынет, как пена — и забудется.
Я, во всяком случае, на это очень надеюсь...
-
Низкий поклон тебе, Даня, за то, что уберег ты меня от налипания на мозги этой гадости) Хотя репутация режиссера для меня уже служит черной меткой, как и то, что там играет гениальная актриса с подмостков Блондинки в шоколаде, Дома 2 и прочая) Вылепил красочный образ тогочтоненадосмотреть отлично!
1 -
Спасибо, Лен, старался живописать ужасы как мог, чтобы уберечь))
1 -
Разделю ответ на 2 части))
Во-первых: я не обвиняла тебя в том, что ты не считаешь женщин за людей. Можно банально поменять местами субъектность и сказать, что ты мужчин людьми не считаешь, это тоже будет верно. Потому как я о том, что (как мне, естественно, кажется) ты часто не понимаешь, почему так, зачем и отчего делают/думают особы противоположного пола. И ты мысленно объединяешь их в кучку, а затем формируешь правила поведения/взаимодействия/управления. Не разбираясь в мотивах. Нажми на кнопку, получишь результат. Это отлично работает. С женой тоже. Слышишь изменение интонации, делаешь раз-два-три. Не разбираясь в причинах, а купируя негативные последствия.
Во-вторых: товарищ режиссёр не понимает "рузкей нарот". Поэтому объединяет их в группу по внешним признакам и делает раз-два-три. Иногда попадает в точку, иногда мимо. Потому как несмотря на то, что живёт рядом с народом больше 23 лет, практически не пересекается. Ну нельзя же в самом деле считать типовыми представителями исконно-посконного обслуживающий персонал. Скажем так, поле для тестирования гипотез достаточно узкое. Плюс отягощенный анамнез в виде любви к классической русской литературы, где обычный Ваня — это некая середина между Левшой и Смердяковым. А почему и откуда эти образы — это уже другой уровень погружения, требующий любви и терпения. И эмоционального вовлечения. А зачем вовлекаться в отношения с теми, кто тебе не близок? Ни психологически, ни физически *шутка про лошадь и Аскотские скачки*
2 -
Светлоликие филологи с язычками в анусе придумали новые правила, по которым всё обязаны грить - в Пушкине!. Вот прям в самом Александре Сергеевиче, блин. ((
2 -
-
-
//Короче, надо съездить хрен пойми куда, сделать хрен знает что, но чтоб тихо и спокойно. Как обычно мы делаем. - в мемориз))
//Так вот, а дальше типа должно быть расследование. Но его нет. Вернее оно есть — но и нет его. Сказал бы про расследование Шредингера, но не смешно, честно.// - Увидев упоминание маньяка, пошла сначала почитать, что там. И, судя по всему, в сериале качество расследования такое же, каким оно было в реальности. Мутно там и неясно. Возможно, здесь режиссёр не виноват.
//Эти мастерские деловые переговоры, похожие на перетирание сухой воблы в газетке// - с сегодняшнего дня я фанат твоих саркастических возгласов и формулировок. До меня кто-то занимал?)
//Гениальная фраза «Эти преступления никто не расследует». - Насколько поняла из пары статей, половину преступлений этого урода действительно не расследовали, отделываясь запросом и отпиской.
//Алкаш-мужчина сообщает, что алкаш-женщина изменила ему со сторонним алкашом// - "сторонний алкаш")) это шедеврально)
Обзор действительно получился эмоциональный. Смотреть не буду, за твой просмотр и отзыв спасибо.) Было интересно и местами очень забавно. Пиши ещё.)
3 -
Привет, рад что понравилось))
Увидев упоминание маньяка, пошла сначала почитать, что там. И, судя по всему, в сериале качество расследования такое же, каким оно было в реальности. Мутно там и неясно. Возможно, здесь режиссёр не виноват. - Это больше про то, что режиссеру и сценаристу в принципе неизвестны полицейские методы работы. Бездарность следствия можно было показать и через фактуру
с сегодняшнего дня я фанат твоих саркастических возгласов и формулировок. До меня кто-то занимал?) - Вроде пока нет)
Насколько поняла из пары статей, половину преступлений этого урода действительно не расследовали, отделываясь запросом и отпиской. - имеются в виду преступления против женщин в семье
Спасибо еще раз, будем стараться))
2 -
Привет)
//Бездарность следствия можно было показать и через фактуру - спорить не буду как раз из-за отсутствия фактуры, смотреть-то не смотрела)
//Вроде пока нет) - значит, пока я буду монополист. Самопровозглашенный, но тем не менее)
//имеются в виду преступления против женщин в семье - сложная и до сих пор во многом табуированная тема в нашем обществе, увы. Но я не смотрела, не знаю контекста сериального по этому вопросу, потому не будем.)
//Спасибо еще раз, будем стараться)) - тебе спасибо, будем читать))
1 -
-
Спасибо за ироничный обзор.
Сериал про Ангарского маньяка уже был - "Тень за спиной" (2019). Смотрел его, там маньяка распознают в последней серии. Ничё так, жена оценку 7 из 10 поставила.
Сериал Богомолома вряд ли буду смотреть.
1 -
Спасибо, рад, что понравилось.
Я саму тему изучал, в принципе. Было интересно. Про Тень за спиной слышал, и слышал, что она ближе к истине. Но мне нужен перерыв, пока точно смотреть не буду))
1 -
смотрел бро. так скажу много надуманного и неестественного. Никита так мне нравица. из плеяды думаю не выбиваеца. хоть не алкаш и то зюс. талантливый малый. но здесь чужероден хоть и стараецо. лондонград с олеринской гораздо больше его
2 -
-
-