Рецензия на сериал «Скрежет металла» / Twisted Metal

год: 2023
авторы сериала: Ретт Риз, Пол Верник
в ролях: Энтони Маки, Стефани Беатриз, Уилл Арнетт, Самоа Джо, Томас Хейден Чёрч, Нив Кэмпбелл, Ричард Кебрал, Джаред Банкенс, Майкл Д. Митчелл


Привет зрителям!

Как бы я не любил умные и неординарные кинопроекты, авторы которых обладают достаточным талантом, чтобы вложить с свои произведения глубокий смысл, иногда всё равно хочется посмотреть что-нибудь простенькое, милое и развлекательное. Ну а что может доставить большее эстетическое наслаждение, чем классическая романтическая история, помноженная на комедию положений, с добавлением таких умилительных элементов, как постапокалиптическая Америка, смертельные гонки на тачках в стиле «Безумного Макса», хипстеры-каннибалы и клоун с мачете в руках? 

Поэтому, когда я узнал что Sony, недавно крайне удачно экранизировавшая собственный хит «The Last of Us», замахнулась на консольную игру 90-х под названием «Twisted Metal», я начал смотреть в будущее со скромным оптимизмом. Ну а когда я констатировал, что шоураннерами выступили сценаристы «Дедпула», а в составе труппы числятся звёзды культового «БоДжека», мой оптимизм эволюционировал в практически 100% уверенность в успехе. И в итоге интуиция меня не обманула.

Как и положено любому уважающему себя развлекательному проекту, да к тому же ещё снятому по мотивам древней консольной игры, сюжет «Металла» отличается солидной долей очевидного и осознанного идиотизма. Дело происходит в некой параллельной вселенной, где, согласно видению авторов, в 2004-м году произошёл техногенный апокалипсис, а именно, некий компьютерный вирус полностью уничтожил Интернет. Как поясняет нам весёлый голос за кадром, без доступа к фактически безграничному объёму бесплатного порно (которого, кстати, 20 лет назад в сети было несколько меньше, зато куда лучшего качества) люди немедленно озверели и начали резать друг друга, а тут ещё атомные электростанции дружно взорвались, заразив огромные территории.

Большинство крупных американских городов на радость Трампу отгородились от хаоса неприступными стенами, выкинули на мороз всех неблагонадёжных граждан и превратились в неофеодальные уделы. Связь между современными полисами поддерживают т. н. «молочники» — независимые перевозчики, транспортирующие различные товары в багажниках своих авто. Разумеется, многочисленные банды мародёров, живущие по принципу «взять всё и поделить» изо всех сил стараются помешать перевозчикам, поэтому «молочники» рассекают по хайвеям на хорошо бронированных машинах, обвешанных пулемётами.

Главный герой по имени Джон Доу как раз относится к означенному братству самозанятых профессионалов и считается одним из лучших водителей Калифорнии. В самом начале апокалипсиса он нашёл старую «Субару», назвал её «Эвелин», и в итоге провёл за рулём последние 20 лет, обеспечивая города Уэст-Коста продуктами и медикаментами. Своей жизнью протагонист вполне доволен, хотя бы потому, что в момент наступлении анархии он был ещё ребёнком, уже практически не помнит оседлой жизни, и даже находит некоторую романтику в своей карьере. 

Но в один прекрасный день происходит чудо: вместо того, чтобы как обычно тормознуть курьера у ворот, Джона приглашает в свой кабинет лично мэр Сан-Франциско. Эта сильная и независимая дама делает герою интереснейшее предложение — смотаться до Чикаго, встретиться с таинственной личностью по имени Калипсо и привезти некий криогенный контейнер, причём успеть надо ровно за 10 суток, иначе ценное содержимое посылки испортится. Джон, уже давно не выезжавший за пределы относительно спокойной Калифорнии, не горит желанием рисковать жизнью, передвигаясь по незнакомым дорогам, но после того как мэр предлагает ему гражданство Сан-Франциско в качестве оплаты за его услуги, риск сразу становится оправданным, и герой отправляется в путь.

По дороге ему встретится условно очаровательная сеньорита по имени Тишина, обитающий в руинах Лас-Вегаса безумный клоун, известный как Сладкоежка, кровожадные христианские фундаменталисты, различные виды бандитов, каннибалов и мародёров, и конечно же, новое американское ГИБДД, которое не выписывает штрафы, а чаще всего просто расстреливает нарушителей на месте. Но всё это разнообразие послужит всего лишь приятным бэкграундом для классической любовной истории, развивающейся в течение всего сезона, поскольку Джон и Тишина, при первой встрече смотревшие друг на друга через прицел револьверов, всё равно умудрились влюбиться с первого взгляда.

Сериал «Скрежет металла» (по русской традиции ставший очередной жертвой переводчиков-гидроцефалов, поскольку прилагательное «twisted» означает «искорёженный» или «изогнутый», но никак не существительное «скрежет»), представляет собой пример крайне грамотного исторического заимствования и синтеза жанров. Визуально сериал выполнен прекрасно, погонь, взрывов и прочего весёлого экшена в нём ровно столько, чтобы не мешать развитию сюжета.

В свою очередь, базой повествования служит классический роуд-муви, к несущей раме которого, подобно самодельной броне к корпусам машин, авторы приваривают разнообразные дополнения, включая милейшую романтическую линию, комедию положений, и даже острый социальный комментарий. Сериал ни на секунду не забывает о своей сверхзадаче по развлечению зрителя, и общий стиль повествования напоминает оригинальные «camp movies» 60-х и 80-х. Конечно, до золотого стандарта самопародии вроде «Барбареллы» или «Голливудских шлюх с бензопилами» сериалу ещё далеко, но в целом всё сделано настолько качественно, а хорошие актёры настолько искренне валяют дурака на камеру, что общее впечатление получается весьма положительным. 

Одним из показателей качества проекта всегда является то, что очевидные глупости и ляпы замечаешь уже после просмотра. Поэтому зрителя совершенно не интересует, как капризная и изначально нежная японская тачка умудрилась пережить 20 лет езды по разбитым дорогам без оригинальных запчастей и нормального ТО, зато с плохим 92-м бензином; как под капотом малолитражки помещается целая система боепитания пулемётов; откуда в постапокалиптических городах (и тем более в полностью «зелёной» Калифорнии) промышленность и электричество, почему жители пустошей чистые и с идеальными причёсками, или почему калибр 12,7мм не пробивает легковушки насквозь. В данной области «Металл» напомнил мне ещё один пример удачной и крайне стильной экранизации компьютерной игры — серию «Resident Evil», где сверхспособности и поразительная живучесть героини Милы Йовович тоже не вызывали вопросов.

Непременно следует отметить также отличный саундтрек — обычно музыка в фильмах, за исключением лучших работ Циммера, Хисаши или Шнурова, проходит незаметным фоном, но в конкретном случае подборка отдалённо связанных с темой дороги и авто композиций в исполнении Portishead, Faith No More, ODB и даже Т. А. Т. У, идеально попадает в тон сериала.

Но перипетии сюжета, продуманный градус абсурда в каждом кадре, и остроумные шутки сами по себе не способны создать настолько интересное повествование, чтобы безоговорочно увлечь за собой зрителя. В этот момент на помощь авторам приходят замечательно выписанные герои, немедленно оживляющие вселенную сериала. Несмотря на то, что ни одного из основных персонажей нельзя назвать многогранным или утончённым, все они получились на удивление объёмными и живыми. Неисправимый весельчак и экстраверт Джон, ни на секунду не способный закрыть рот, представляет собой классический случай, когда чёрный юмор превращается в броню, способную защитить его носителя от ужасов окружающего мира. В свою очередь, молчаливая и убийственно серьёзная Тишина, всеми силами отталкивающая окружающих, на самом деле невыразимо страдает от отсутствия человеческой близости. В лучших традициях романтических комедий, парочка главных героев дополняет друг друга подобно элементам пазла, в итоге образуя милейшее единое целое.

Заслуженный и полновесный пинок авторы отвесили также любителям создавать порядок из хаоса — глава постапокалиптической полиции агент Стоун, при всей его карикатурности, наглядно демонстрирует, что большинство готово принять любые, даже самые абсурдные правила игры, если в качестве приза им пообещают стабильность. Разумеется, игроков не смущает тот факт, что приз представляет собой рыбу, которую держит на палке погонщик эскимосской упряжки.

Но лучше всего у авторов получился Сладкоежка — если четверть века назад школьникам приходилось самостоятельно продираться через замысловатые вербальные конструкции «Антихриста» и «Ecce Homo», то теперь философия позднего ницшеанства и закон идентичности Аристотеля подаётся зрителю в элементарной и весёлой форме — прогресс налицо. Несмотря на яркую комедийную упаковку, образ клоуна и его взаимосвязь с современным миром при ближайшем рассмотрении приобретает неожиданную глубину. Подобно Джокеру Нолана, Сладкоежка олицетворяет частный случай вселенской справедливости — общество, изо всех сил искажавшее реальность и продвигавшее поистине клоунский мир, в итоге получило чистый хаос. Что же, не жалуйтесь, если теперь ответом на привычное современному «цивилизованному» человеку лицемерие стал удар мачете по черепу.

Труппа очень хороша и отрабатывает весьма профессионально. Энтони Маки, играющий роль Джона, хоть и имеет в своём резюме проекты Marvel и драмы Кэтрин Бигелоу, лучше всего проявляет себя именно как комедийный актёр, и в данном случае идеально соответствует материалу. Излучаемая им энергия и беспрерывный сарказм делает его похожим на Эдди Мёрфи в лучшие годы. В свою очередь, кастинг Стефани Беатриз служит примером финансовой гениальности голливудских продюсеров, которые в последнее время взяли за правило приглашать на главные роли индусок и мексиканок: без мейкапа их можно смело принять за живущих в пустоши жертв радиации, не тратя ни копейки на компьютерную графику, а стоит слегка подштукатурить фейс — и сразу можно снимать флешбеки о счастливом юношестве. Так что, учитывая, что Беатриз ещё и хорошая актриса, образ Тишины получился весьма аутентичным.

Дуэт Самоа Джо и Уилла Арнетта это отдельная история: первый, будучи профессиональным рестлером, предоставляет визуальный образ Сладкоежки, а второй озвучивает его, и, прямо как в случае с Дартом Вейдером, результат получается весьма нетривиальным. Арнетт главным образом известен как голос БоДжека, и тут его опыт приходится как нельзя кстати — клоун-убийца получился в равной степени прикольным, страшным и реалистичным. Ну а прекрасные актёры Томас Хейден Чёрч и Нив Кэмпбелл оправдывают свою репутацию, блестяще играя роли двухмерных антагонистов.

Итог: милый, смешной, очаровательно картонный, качественно снятый и отлично развлекающий сериал. Чем-то напоминает пиццу — вроде ничего полезного для здоровья нет, а оторваться невозможно. Рекомендую.

#новые_критики #скрежет_металла #twisted_metal #уилл_арнетт #энтони_маки #романтическая_комедия

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    11
    197

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.