Рецензия на фильм «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня» / Rebel Moon Part I: A Child of Fire

год: 2023 
режиссёр: Зак Снайдер
в ролях: София Бутелла, Эд Скрейн, Михил Хёйсман, Чарли Ханнэм, Стаз Нэйр, Пэ Ду-на, Джимон Хонсу, Рэй Фишер, Клеопатра Коулмэн


Привет зрителям!

Прошлый год выдался богатым на попытки голливудских кризис-менеджеров раздвинуть неимоверно узкие креативные горизонты, не менявшиеся со времён стариков Голдвина и Мейера. Финансистов в данном случае можно понять — «Звёздные войны», несмотря на свой статус культового бренда и громадный творческий потенциал, уже не выдерживают мёртвого веса мультикультурных латиносов и небинарных содомитов, который вашингтонский обком с маниакальным упорством продолжает интегрировать в каждый проект. В связи с этим, в области научной фантастики были предприняты целых две попытки запустить радикально новые франшизы. Первой стала неимоверно тупая (и коммерчески провальная) история любви метросексуальных азиатских роботов и негров-ампутантов под названием «Создатель», снятая британцем с ярко выраженным синдромом Дауна, а вот вторая попытка сначала выглядела весьма многообещающе, поскольку режиссёрское кресло занял никто иной, как гуру стильного слоу-мо и любитель пышных названий фильмов по имени Зак Снайдер.

«Мятежная луна» рассказывает нам о эволюции некой галактической империи в далёком будущем. Рождение Империи произошло довольно прозаично — объединив под своей властью одну планету, известную как Родина, главнокомандующий планетарной армией решил не останавливаться на достигнутом и начал планомерно завоёвывать всё, до чего мог дотянуться его космический флот. Ну а поскольку в числе технологий, доступных в конкретный исторический момент, были гиперпрыжки в пространстве, бластеры, ускорители массы, суперброня и разумные роботы, то в течение нескольких десятилетий Империя установила контроль над большей частью галактики. Но, как верно заметил Пелевин, каган может и дальше оставаться каганом, только если начнёт войну ровно в тот момент, когда к нему повернутся пацаны. Едва император задумался над тем, чтобы прекратить экспансию и передать трон этичной принцессе, которая хотела принести любовь и сострадание всей Вселенной, как всю королевскую семью немедленно вырезали, и бразды правления перехватил регент по имени Балисар.

Главная героиня Кора — офицер имперской гвардии, телохранитель погибшей принцессы и по-совместительству дочь регента — с горя ушла в самоволку, сбежала на край галактики и стала фермером на планете под названием Вельдт. В течение нескольких лет она наслаждалась идиллической жизнью и натуральным хозяйством, но в итоге война всё-таки нарушила её покой. На планете завелись повстанцы, гордо называющие себя Кровавыми Топорами, и Империя была вынуждена послать по их следу экспедиционный корпус под командованием слегка психически неуравновешенного адмирала Аттика Нобла, который сразу по прибытии чисто ради развлечения убил старосту колонии и реквизировал большую часть зерна, обрекая жителей на голодную смерть. Но стоило дредноуту адмирала скрыться за облаками, как Кора, используя свои навыки элитного гвардейца, собственноручно перебила оставленный имперцами гарнизон и спасла своих новых друзей. Однако глобальная проблема так и осталась нерешённой, поскольку Империя непременно вернётся и явно не обрадуется сепаратистским тенденциям колонистов. 

Единственный способ спасти Вельдт — собрать разношёрстную армию из повстанцев, наёмников, дезертиров, охотников за головами, инопланетян и прочих маргиналов, поэтому Кора, захватив с собой все наличные средства колонии, отправляется в путешествие по самым злачным местам галактики, в чём ей помогает обаятельный контрабандист Кай. Впереди её ждут приключения, переживания, предательство, и, разумеется, настоящая любовь.

Первое, что бросается в глаза при просмотре «Мятежной луны» это ярко выраженное несоответствие уровня исполнения формы и содержания фильма. Фирменный стиль Зака Снайдера ожидаемо присутствует в полном объёме — изумительно красивая и сочная картинка, постоянные торжественно-величественные полёты камеры, перемежающиеся молниеносной сменой кадров, эпичные битвы, бесчисленные градации слоу-мо, грандиозный размах событий, классно отрисованная техника, отличная работа костюмеров и стильные униформы войск, оригинальный дизайн инопланетных рас, а также столь интенсивное и эмоционально насыщенное повествование, что два с лишним часа хронометража совершенно не тяготят зрителя. Но всё великолепие формы, которое сначала кажется полновесной тройской унцией золота, при внимательном рассмотрении оказывается тонким слоем позолоты, скрывающим недорогую безделушку.

Снайдер заслуженно считается мастером, умеющим облечь любую идею в визуально и стилистически привлекательную форму, но вся проблема заключается в том, что означенную идею у него никак не получается сформулировать самостоятельно. Если за сюжет и сценарий отвечают такие титаны индустрии и визионеры как Фрэнк Миллер или Алан Мур, то результат выходит без всяких преувеличений гениальным, а если Снайдера вдохновляют хотя бы грамотные профессионалы вроде Джорджа Ромеро или Джерри Сигела, получается как минимум приличное и логически обоснованное кино. Однако при попытках режиссёра самому написать сценарий, итоговый продукт каждый раз оставляет впечатление творчества девочки-школьницы, бездумно компилирующей наиболее интересные ей идеи поп-культуры.
Вполне возможно, что экранизация графических новелл и правда является космическим предназначением Снайдера, поскольку что бы он не старался снять, в итоге всё равно выходит комикс. Однако между философским уровнем тех же «Хранителей» и приключениями Дональда Дака всё же есть разница, но именно её режиссёру никак не удаётся ухватить.

Увы, но при всём старании автора, а возможно именно благодаря ему, содержание фильма изобилует таким количеством зияющих логических дыр и откровенного идиотизма, что невольно начинаешь задумываться об интеллектуальном уровне продюсеров, смело выдающих 170 миллионов баксов под такой сценарий. 

В частности, наиболее раздражающим и регулярно напоминающим о себе элементом является абсурдно-мультяшная злобность и глупость антагонистов. Создаётся впечатление, что армия Империи состоит исключительно из идиотов, психопатов и садистов, которые после высадки на новой планете немедленно бросаются насиловать мирное население, вводить продразверстку, а в случае, если на глаза долго не попадается противник — стрелять в боевых товарищей ради развлечения. Младшие офицеры, вместо того, чтобы приструнить разошедшихся солдат, первыми спешат надругаться над дочками фермеров. Генералы и адмиралы, наплевав на стратегическое руководство крупными войсковыми операциями (в чём, собственно, и заключается их работа), сражаются в первых рядах, и словно ищут (и регулярно находят) смерть на передовой. Одновременно смешно и грустно, что Снайдер, очевидно черпавший вдохновение во вселенной «Warhammer 40000» и у сардукаров из «Дюны», показал элитные войска скорее как орду озверевших орков из «Варкрафта» или «Властелина колец». 

Разумется, берсерки и психопаты вполне способны побеждать на поле боя, но чтобы десятилетиями удерживать завоёванное или хотя бы обеспечить логистическую сторону управления сотней планет, нужен трезвый рассудок, который как минимум не позволит уничтожать покорённое население — кто тогда будет работать на благо Империи? Впрочем, когда по сюжету выясняется, что главный злодей регулярно употребляет экзотические инопланетные снадобья, его резкие смены настроения и сюрреалистическая жестокость получают хоть какое-то логическое объяснение, одновременно поднимая вопрос о том, как заядлый торчок умудрился дослужиться до адмиральского чина. 

Казалось бы, часть хронометража можно было потратить на то, чтобы хоть немного раскрыть характеры персонажей, как в своё время это было сделано с тем же Роршахом и доктором Манхэттеном, но вместо этого, словно руководствуясь мантрой «мятежники хорошие, империя — плохая», нам раз за разом демонстрируют очередную бессмысленную жестокость в исполнении Нобла.

Рецензируя космическую оперу, невозможно избежать её сравнения с таким золотым стандартом жанра как уже упомянутые «Звёздные войны», к тому же, в «Мятежной луне» даже присутствует свой подвид световых мечей. К сожалению, приходится констатировать, что кинематографическая вселенная Лукаса, которая изначально открыто позиционировалась как развлечение для детей в возрасте около 12 лет, по сравнению с «Луной» кажется образцом железной логики, здравого смысла и научного позитивизма.

К примеру, когда джедаи десятилетиями прячутся от ситхов на далёких малонаселённых планетах, изменив имя и всеми силами избегая публичности, неспособность властей найти их вполне объяснима. Но когда трое из пяти наиболее разыскиваемых бунтовщиков во вселенной «Луны», не скрываясь, живут в крупных индустриальных центрах, а один из них и вовсе работает гладиатором, регулярно выступая перед тысячами зрителей, бессилие имперской контрразведки заставляет схватиться за голову. Перефразируя старый анекдот — если даже космические тараканы знают, где прячутся повстанцы, трудно объяснить, почему антагонист годами не может их поймать. Опять же, если у Лукаса Звезда Смерти являлась в первую очередь средством устрашения и приведения к покорности, то персонажи Снайдера не раздумывая используют её, уничтожая планеты по любому поводу и без оного, потом удивляясь, что Империю никто не любит. Не меньший ужас вызывают зачем-то наделённые свободной волей и эмоциями боевые роботы, которые отказываются выполнять приказы, потому что у них депрессия (!!!) и стрелковое оружие, заряженное антиматерией, но при этом не создающее локальную чёрную дыру. Ну и вишенкой на торте служит образцово-мультикультуральная команда героев из арабов, негров, китайцев и прочих небинарных личностей, способная посрамить свежий трейлер GTA. И хотя широкое использование интернет-мемов второй свежести слегка оживляет повествование, улыбка старожила, услышавшего фразу «It’s dangerous to go alone. Take this», явно не способна компенсировать царящий на экране театр абсурда.

Кастинг проведён неплохо, но результат оказался крайне неожиданным для Снайдера — на заметных ролях нет ни одной красивой девушки. Уж от кого, а от автора «Sucker Punch» я ожидал умения грамотно вложить бюджет в годных актрис. И даже если приоритетом продюсеров были спецэффекты, а гонорары звёзд уровня Флоренс Пью нынче кусаются, то у той же Милы Йовович как раз подрастает очаровательная дочка, которая была бы рада старту в большом кино. 

Увы, но в приоритете у режиссёра была инклюзивность, поэтому главная роль Коры досталась мужеподобной алжирской танцовщице Софии Бутелле, а роль её помошницы-киборга Немезиды доверили и вовсе страхолюдной кореянке Пэ Ду-на. Поскольку без негров и индусов в наше время обойтись просто-таки невозможно, то роли генерала Тита и принца Тарака достались соответственно Джимону Хонсу и Стазу Нэйру. Чарли Ханнэм в роли контрабандиста Кая слегка разбавляет политкорректную компанию, но сценарий не даёт ему особо развернуться. Единственный приятный сюрприз преподносит Эд Скрейн в роли Аттика Нобла. У Скрейна богатый опыт изображения различных негодяев, и несмотря на абсолютно картонный образ адмирала-психопата, явно не дотягивающий до уровня Дарта Вейдера, кривляется он отменно и его не лишённая самоиронии игра помогает фильму набирать очки. 

Итог: визуально прекрасный, неплохо развлекающий, но абсолютно идиотский блокбастер. Потенциал создания новых «Звёздных войн» был бездарно загублен, и самое обидное во всей этой ситуации то, что исправление большинства ошибок и устранение несуразностей не требовало каких-либо финансовых вложений, а всего лишь внимательного написания сценария. Посмотреть, особо не вникая в суть происходящего на экране, стоит разве что ради шикарной картинки и обильного слоу-мо.

#новые_критики #мятежная_луна #космическая_опера #софия_бутелла #эд_скрейн #gta_6

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 33
    16
    482

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • YaDI

    Разумеется, смотрел. Фильм показался примитивновато-скучноватым, я даже приспал минут на дцать где-то в середине, когда она моталась по голактекам и весям, рекрутируя антиимперскую коалицию. Штош, возможно второй фильм будет повеселее.

  • Psychoscum

    ЯДИ 

    Весь фильм спасает Скрейн. Прямо Дэдпул.

  • KenshiRouge

    М-да. Посмотрела. Теперь, когда я буду вспоминать слова "занудный", "пафосный" и "ху.та", перед моим мысленным взором будет вставать эта величественная (нет) картина

  • goga_1

    Роман Газета 

    а почему "заняты" - там же принимают хоть по два, хоть по три. просто может у тебя будет другая точка зрения. а потом, ты пишешь прикольно, мне нравицца

  • Samarin

    кличка гога повесился 

    на самом деле почему-то не хочется про маньяков даже смотреть

  • Samarin

    кличка гога повесился 

    ты тоже отлично пишешь - и спасибо за хорошие слова

  • olifant

    Скачиваю...

  • capp

    Загублен и ладненько. 

    Всё равно смотреть не собирался.

  • capp

    Не, всё-таки чекнул вчера зачем-то.🤷‍♂️ 

    Испанский стыд, конечно, от всех этих нелепых персонажей и ихних* дебилоидных целеполаганий. Зак, не Зак.. нетфликс кого угодно и что угодно в свои фирменные коричневые тона раскрасит. 

    Особенно меня всю дорогу раздражал уже довольно замшелый эффект бликов контрового света а-ля на линзах камеры, извазюканных потожировыми. Это что касается картинки. 

    Пожалел, короче, об просратых двух часах. Такие дела.

  • SergeiSedov

    Kэп  Ушеля  

    "Особенно меня всю дорогу раздражал уже довольно замшелый эффект бликов контрового света а-ля на линзах камеры, извазюканных потожировыми". 

    Я ведь именно благодаря вам я узнал о существовании такой редкой (только для гурманов) категории в индустрии адалт мувис, как "Бухгалтерши". Спасибо, Кэп! Там, кстати, вообще ничего не бликует. 

  • capp

    Вахтанг Сабурталинский 

    Адалт мувис всегда на острие технического прогресса в киноиндустрии.☝