Топ-5 Советских фильмов ужасов

Жанр ужасов, триллера или иных душещипательных историй как-то не сильно прижился в нашем кинематографе. Это несмотря на то, что в принципе в литературе, по крайней мере с мистикой, всё в порядке.
Более 30 лет прошло с момента развала СССР, в котором вроде как данный жанр кинематографа не пестовался, и мы несмотря ни на что, и поныне там, где начинали. Впрочем, был небольшой отрезок на излёте советской эпохи, когда отечественный кинематограф выдал несколько блистательных работ в жанре фильмов ужаса.
Причём эти фильмы не были банальными поделками на перештампованные американские аналоги, как это пытаются делать сейчас. Эти кинокартины были полны индивидуализма и создавались по лекалам нашего кинематографа.
- День гнева

Картина вышла в 1985 году. Фильм снят по роману выдающегося советского писателя-фантаста Севера Гансовского. Главные роли исполнили Юозас Будрайтис и Алексей Петренко.
День гнева, конечно трудно назвать фильмов ужасов в чистом виде, всё-таки фильм представляет смесь ужастика и фантастики.
По сюжету журналист едет в заповедник, где некий профессор вывел полулюдей-полумедведей, которые при этом обладали дьявольским интеллектом и конечно же взбунтовались против своего создателя…
- Пьющие кровь

Фильм Евгения Татарского вышел в 1991 году. По своей сути данная картина является экранизацией романа А.К. Толстого “Упырь”. Главные роли в кинокартине исполнили молодой Андрей Соколов, Марина Влади и Донатас Банионис.
Не сказать, что Пьющие кровь, прям так леденят кровь, однако картина вышла невероятно атмосферной и совершенно точно переносящая в антураж событий начала 19 века.
По сюжету фильма молодой князь знакомится с юной девушкой, в которую моментально влюбляется. Однако на том же балу князь знакомится со странным молодым человеком, который поведал князю страшную тайну, что родственники его возлюбленной давно умерли и являются на самом деле упырями.
- Семья вурдалаков

Фильм Игоря Шавлака, который сам и исполнил главную роль вышел в 1990 году. Картина, как и предыдущая является экранизацией произведения А.К. Толстого “Семья вурдалака”. Хотя экранизация Шавлака весьма вольно обходится с оригинальным текстом и лишь в общих чертах воспроизводит его сюжетную канву. Помимо Шавлака в фильме снялись актёры Николай Волошин и Юрий Катин-Ярцев.
Фильм вышел несколько сыроватым, но Шавлаку удалось воссоздать с помощью мрачной картинки и леденящей кровь музыки невероятно мрачную и безысходную атмосферу, за что данный фильм и ценится любителями отечественной жути.
По сюжету московский журналист по заданию редакции едет в командировку в глухую деревню, где поселяется в семье недавно умершего старика, который вскоре возвращается в облике жуткого вурдалака.
- Господин оформитель

Фильм режиссёра Олега Тепцова по сценарию Юрия Арабова вышел на экраны СССР в 1988 году. В основу сценария лёг один из самых загадочных рассказов Александра Грина “Серый автомобиль”. В фильме представлены прекрасные актёрские работы Виктора Авилова, Анны Демьяненко, Михаила Козакова и Ивана Краско. Невероятное музыкальное сопровождение для картины написал Сергей Курёхин.
Таинственно-мистическая атмосфера фильма заставляет вглядываться в каждый кадр, чтобы понять смысл происходящего на экране. Режиссёр филигранно выстраивает картинку и антураж начала века.
По сюжету фильма талантливый художник-оформитель, работающий в Петербурге в 1908 году берётся оформить витрину ювелирного магазина и в качестве модели для манекена он использует образ девушки больной чахоткой, и которая вскорости должна умереть и создаёт настоящее произведение искусства.
Затем действие переносится в 1914 год и дела у художника-оформителя идут ни шатко, ни валко, он почти разорён и начинает злоупотреблять морфием. Вскоре он получает заказ от одного богача на оформление его особняка и каково же было удивление художника, когда он увидел супругу своего нанимателя, которая была копией той самой умершей от чахотки девушки, по образу которой он в своё время создал почти живой манекен.
1. Прикосновение

Фильм Альберта Мкртчяна по сценарию Андрея Горюнова вышел на экраны в 1992 году уже после развала СССР, но работа над фильмом велась, когда ещё страна существовала, так что фильм несомненно является представителем советского кинематографа. В фильме снялись актёры: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Николай Аверюшкин, Андрей Дударенко и Всеволод Абдулов.
Фильм снятый на стыке эпох и в канун смерти страны получился невероятно жутким и леденящим кровь. Мистическая атмосфера фильма пронизана таинственностью и ужасом, который медленно захватывает зрителя и вскоре не отпускает его до конца картины.
Небольшая путанность сюжета с лихвой компенсируется атмосферой, вязкой и тугой, замогильной. Ну и конечно же на высоте музыкальное сопровождение, которое, как и в лучших образчиках жанра в нужные моменты заставляет подпрыгнуть от страха, даже если смотришь этот фильм днём. Говорят, Прикосновение изучают студенты кинематографисты в Японии и Южной Кореи, как пример того как грамотно выстроить атмосферу страха, не прибегая особо к классическим голливудским пугалкам.
По сюжету фильма следователю Крутицкому поручают расследовать загадочное самоубийство молодой девушки, которая прежде чем покончить с собой, убила своего сына. Сожитель девушки рассказывает следователю, что до самоубийства девушку довёл призрак её отца, который постоянно к ней являлся и просил убить себя. После общения с Крутицким сожитель погибшей девушки так же кончает с собой.
На кладбище Крутицкий знакомится с сестрой погибшей и её дочерью. Девушка рассказывает, что к ней стал приходить призрак её погибшего двенадцать лет отца и говорить, чтобы она убила дочку и покончила с собой. Ещё девушка рассказала следователю о каком-то странном культе смерти, который всегда почитался в её семье.
-
Акулина 19.11 в 10:26
Сейчас..с утреца Вий смотрела, вот где детская страшилка. Каждый раз поражаюсь, как она /ведьма/ руками двигала по невидимой стене. Помню, в детстве тренировались, все так же пробовали сделать) Пантомимы нашего двора))
3 -
-
-
-
Дюже Покс 19.11 в 10:34
Сейчас..с утреца Вий смотрела, вот где страшилка ажъ трусики намокли! \почти Акулина\
-
-
-
Шубин 19.11 в 10:46
ща вот нашел инфу что "вий" единственное кено ссср включенное в рейтинги мировые фильмов ужасов....высшее место правда 85 ...но все равно..
а ваня вот не включил... гад такой....
2 -
ivanegoroww 19.11 в 11:58
Ну да, тут с названием я немного ошибся, топ скорее перестроечных фильмов... И да опять без раскола...
1 -
-
-
Авось 20.11 в 15:57
В "Оформителе..." жути больше наводит фантастичекий вокал Ольги Кондиной и музыка С.Курехина. А сюжет, более мистика, чем ужастик. И это не главное, там удивительно эмоционально Авиловым подан философский контекст теории искусства. Интересные мысли о его роли. О пути художника, его споре с богом и вытеснении божественного своим взглядом на мир. Главный герой, говоря языком простым, пробует исправлять косяки Всевышнего. Это своеобразный спор о творчестве с гоголевским "Портретом" и "Дорианом Греем" О.Уйальда.
-
Renkas 24.11 в 10:23
Для "Пьющие кровь" тоже Курёхин музыку написал. Вообще, как по мне, ща все фильмы довольно слабо смотрятся. Не пойму почему.
1 -
-
Renkas 25.11 в 01:41
Я про список. "Пьющие кровь" больше всего понравились. Ну там актерский состав больной мощный.
-
ivanegoroww 25.11 в 10:57
Понятно. Просто данная выборка это одни из лучших представителей жанра у нас в стране. Ну и стоит учитфвать время когда они были сняты. Это перестройка, закат советского кинематографа.
1