ЛЮБОВЬ КАК ВЫБОР
(тридцать лет назад вышел фильм, взорвавший моё сердце).
О картине Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна».

— Я не люблю тебя! Понимаешь ты это или нет??
Из-за одного этого кульминационного момента фильм можно смотреть и пересматривать.
Фрагмент на разрыв души. Сила эмоционального воздействия за гранью.
Сыграно так, что лично у меня и при десятом просмотре градом катятся слёзы. Ни толики фальши.
И попытка самоубийства героини после этих слов главного героя, и охранники, едва успевшие втроём скрутить и спасти богатую именитую хозяйку от рокового прыжка с верхнего этажа хрущобы...
И веришь: реально выпрыгнула бы.
И незабываемый отпечаток психотравмы на лице спасённой (браво актрисе — так сыграть).
Предшествовавший этому сюжет незатейлив. Окаянные девяностые, самое их начало. Страна развалилась, каждый выживает как может. Евгений Тимошин — рядовой инженер в одном из НИИ, подрабатывает по ночам грузчиком, живёт с женой и дочерью в тесной однушке в той самой хрущобе. Кое-как сводят концы с концами.

И вдруг, как в сказке, из далёкой Америки приезжает красавица Аня, влюблённая в Тимошина ещё со школы. Прожила 20 лет за границей, добилась успехов в бизнесе, и теперь предлагает «дяде Жене» уехать с ней. Бонусом — работа за рубежом. Мечта.
Аня, будучи младшеклассницей и однолюбкой, и в самом деле влюбилась в старшеклассника Тимошина. Сцена прощания с ним 20-летней давности щемяще трогательна: дядя Женя, наверное, больше не увидимся, знайте, что люблю вас и буду любить всю жизнь...

И вот теперь, через столько лет, блестящая перспектива вырваться из нищеты.
Доллары... Тогда за доллары были готовы на всё.
Влюблённая Аня решает за Тимошина его судьбу по-деловому, быстро и напористо. За те самые доллары в дорогущем бутике Аней куплен элегантный мужской костюм, возражения ошеломлённого Тимошина не принимаются (потом отдашь). Переговоры о будущей работе «дяди Жени» происходят у него на глазах, по радиотелефону с Америкой (о чудо), и всё решается на счёт раз.
Решение об отъезде надо принять утром, времени нет.
Аня приедет на авто прямо к тимошинскому дому, авиабилеты уже куплены.

Но... предстоит выбор. Быть купленным за доллары или остаться в хрущобе с опостылевшими женой и дочкой. Первая — спивающаяся очкарица-моль, вторая — истеричная дурнушка, заканчивающая школу (вы мне обе ос-то-чер-те-ли!!).
Мучаясь выбором, Тимошин проведёт всю ночь на улице, так и не позвонив Ане в гостиницу о принятом решении.
А утром прокричит в лицо красавице в мехах те самые слова, которые чуть не доведут её до самоубийства.

Это фильм о загадочности русской души.
Во все времена, должны быть ценности, которые не покупаются и не продаются.
Наверное, любовь это всё же большее, чем богатство, яркий секас, сытая жизнь. Это прежде всего родство с человеком, которого ты когда-то выбрал. Своих не бросают.
Остаться в хрущобе, перебиваться на нищенской зарплате в разваливающемся НИИ, пахать дальше на ночной погрузке-разгрузке...
Что такое все эти трудности, если есть любовь.
-
-
-
-
Ольга Гарина 18.11 в 12:46
Ну, тут бы я не согласилась) Могу отвечать только за себя. Мне нравится все талантливое и живое. Только в этой связке. А диагнозы - это не ко мне. Мне кажется, режиссёр - это вообще диагноз. Как и актёр
-
-
Господин Хорикава Ясукити 18.11 в 13:43
Старичюля, вполне возможно. Ну, как начну страдать по утрам, так и прекращу.)
-
Старичюля 18.11 в 13:511
-
-
-
-
-
-
Arhitektor 20.11 в 14:18
Да ну вас нахрен, тащ Виктор. Вот взял и, панимаэшь, выгнал слезу.)
Что удивительно, и чёртовы америкосы умеют снимать подобные фильмы. "Семьянин" (с Кейджем) , например. Тоже, оказывается, люди.)
Но я не про это хотел сказать. Наверное - большая слава Богу (или Богам, не знаю, сколько их там), - что в России всё ещё живы, не смотря ни на что, эти две матрицы мышления, поведения и чувств: "любовь", и "своих не бросаем". Это хорошая особенность нашей страны и нашего народа.
Но, к сожалению, крепкость этих матриц увядает: все прям стали за последние несколько десятилетий невьебенными бизнесменами и саморазвивающимися личностями, всё сильнее пиная в урну - друг друга и забываемые древние истины.
грустно это.
1 -
bastet_66 20.11 в 18:33
Ох, автор, в точку: до сих пор щемящее чувство после просмотра фильма не отпускает. А песня какая… В те годы именно так и было. Стояли перед выбором. Сегодня молодёжь вряд ли поймёт, что заставило героя остаться в тесной квартирке. Спасибо за статью. Напомнили, расчувствовалась, пошла смотреть.
1