Anikpolishav Polina Anikina 17.11.23 в 08:52

Наше кино с «изюминкой». Сериал «Сансара», 2023 г.

«Сансара», Россия, 2023

Жанр: драма, фантастика

Режиссер: Мария Агранович, Сергей Коротаев

Сценарист: Савва Минаев

Платформа: Okko

В ролях: Павел Деревянко (Андрей), Кристина Асмус (Надя), Павел Чинарев (друг), Ольга Сутулова (коллега) и др.

Ограничения: 16+

Аннотация

Эгоист Андрей, погрязший в пороках, не любящий никого, кроме себя, работает в банке на выдаче кредитов и проворачивает там незаконные схемы. После празднования своего дня рождения пьяный Андрей катается на катере по ночной Неве и видит перед собой странную незнакомку. Она толкает его в воду, откуда Андрею не выбраться. Но наутро он просыпается один у себя дома в кровати. Он не сразу понимает, что сегодня — это предыдущий день его дня рождения, и он попал в контрамоцию, когда жизнь течет в обратном направлении. Андрей разыскивает незнакомку и выясняет, что её зовут Надя, и она тоже находится в контрамоции. А для возврата в настоящее, ему надо найти момент в его прошлом и исправить ошибку.

Развитие сюжета

Теперь Андрей будет устранять неправильные поступки, которые он сделал в свой день рождения, когда время повернулось вспять. В тот день он снова проворачивал в банке незаконные схемы, обидел маму, с которой и без того не слишком теплые отношения, обманул любовные ожидания коллеги-любовницы, не продолжил знакомство с девушкой с сайта знакомств после ночи любви, не дал кредит мужчине в сложной жизненной ситуации, не пришел к другу-фокуснику на выступление, не взял девушку с дредами на работу и поругался с бывшей женой.

Из списка того дня не все можно назвать ошибками. Свидания с дамами были по взаимному согласию, ссоры с бывшей супругой происходят по вине обеих сторон, а прохладные отношения с мамой и даже её обида — это не полный разрыв родственной связи. На работу тоже не берут кого угодно, а тех, кто успешно проходит собеседование. Получается, что из его проступков только махинация на работе и отказ в кредите мужчине можно считать серьезным проступком, требующим изменения.

Ситуация с незаконными операциями в банке Андрея создает самый динамичный эпизод сериала. В момент, когда начальник охраны банка, прикрывающий эти операции, заявляет о выходе из дела, ситуация накаляется до предела — подельники решают устранить начальника охраны. Теперь же Андрей, живя в прошлом, спасает его от покушения. Эта ситуация с вероятной гибелью сотрудника касалась Андрея лично, возникла при его участии, а исправление несло для него серьезные риски. То есть это могло бы стать финальным испытанием героя, но уже в четвертой серии всё разрешилось, а серий у сериала восемь. После такого яркого начала, зритель ожидает, что дальше у героя будет повышение ставок, но Андрей начинает исправлять свои более мелкие «прегрешения».

Живя в контрамоции, Андрей не закручивает роман с коллегой, по которой сохнет другой, более скромный сотрудник. Девушку с сайта знакомств, которой муж поставил синяк на лице, Андрей знакомит с неженатым другом. Наконец, почти все «грехи» того дня Андрей при поддержке Нади исправляет, но время всё равно идет в обратную сторону. А Надя, словно внештатный агент МЧС, мотается по больницам, изучает списки погибших, чтобы завтра (которое вчера) и предотвратить гибель этих посторонних людей. С ней бегает и Андрей.

К финалу истории у героя остается не решенным только вопрос с девушкой с дредами, которую он не взял на работу. Андрей узнает, что она всего один день будет в другом городе, поэтому надо туда ехать. Но ставшая ему любимой Надя отказывается отправляться в путь с Андреем — ей надо спасать гостей клуба, который скоро сгорит от короткого замыкания. Выбор героя тут совсем не сложный, так как помощь девушке с дредами не гарантирует ему избавление его от контрамоции (ничто на это не указывает). На другой же чаще весов — плачущая Надя и возможность спасти многих людей. Андрей не едет искать девушку с дредами. Он вместе с Надей вызывает электриков, которые устраняют неполадки с проводкой. Люди, которые завтра придут в клуб, спасены.

Но ведь Андрей не виноват в том, что в заведении неправильно смонтировали электрические сети. Он даже не выдавал в своем банке кредиты владельцам клуба. Получается, эти ошибки не исходят из внутреннего недостатка героя и не являются результатами его действий. Но предотвращение трагедии в клубе возращает герою нормальное течение времени. Девушка Надя при этом исчезает — она осталась в контрамоции. Андрей грустит, но песня Сансара подсказывает ему направление поиска любимой.

Недостатки

  • Мне совсем не верится в любовь Нади и Андрея. Но еще менее правдоподобна любовь Андрея и соседки сверху, которая похожа на Надю, но она слишком простая для такого героя;
  • Не понятно из-за чего Надя живет в контрамоции, что она такого натворила, и почему не может, как Андрей искупить свою вину;
  • Поведением Андрей напоминает героя романа и фильма «Духлесс» — циничный офисный Дон Жуан. Соответствует образу главного героя сериала и множество пошлых сексуальных сцен, и бесконечные пьянки-гулянки. Все это было в кино миллион раз;
  • В финальной серии выясняется, что Андрей придумал себе Надю, а её никогда не существовало. Не люблю этот прием: так можно любую муть в сценарии написать, а потом объяснить, что это всего лишь причудилось герою. К тому же в сериале точно были моменты, когда друзья Андрея Надю видели или слышали её голос в момент звонка по телефону;
  • Песня «Сансара» очень надоела.

Резюме

Термин контрамоция взят из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и сам киносюжет сериала «Сансара» вторичен — таких кинофильмов снято много. Но сделана «Сансара» с по-другому. Обычно в кино с таким сюжетом подразумевается исправление героем своих ошибок, что приводит к его внутренним изменениям. И уже обновленный герой возвращается в нормальную жизнь в настоящем. А в «Сансаре» Андрей исправляет чужие ошибки (кроме ситуации в банке). То есть он просто совершает добрые дела вместе с Надей. Этим он, вероятно, исправляет карму, поэтому выходит из контрамоции. Наверно из-за этих нарушений сюжета, история получилась непредсказуемой и привлекла столько зрителей.

Моя оценка 6 из 10 (всё же интересно получилось)

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 22
    13
    206

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • capp
    Kэп 17.11 в 10:19

    Качественно всрать финал, это то, в чём нашим киношникам равных нет!

  • capp
    Kэп 17.11 в 10:26

    А Деревянкин - да, почему-то неизменно вызывает чувство острого раздражения.

  • Arhitector
    Arhitektor 17.11 в 16:13

    Тема неплоха, а вот реализация сюжетца достаточно примитивна. "День сурка", относящийся к данной смысловой дорожке, и то постильнее и поинтереснее будет. Не умеет отечественный кинопром пока в глубокое и атмосферное. Очередная шняговатовщина.

  • TEHb

    Arhitektor, "День сурка" тоже не был первопроходцем. )

  • TEHb

    Автор, это третья ваша публикация, которую я прочла. Больше не буду.

    Недостатки перечислены поверхностно и неубедительно.

    Возможно, если бы я не проводила аналогичный разбор сценария "Периферийных устройств", то была бы более благосклонна в оценке ваших стараний.

  • bastet_66
    bastet_66 20.11 в 18:46

    С чем точно соглашусь: ну не могут пока наши фильмы задеть за душу. Правда, оценить сериал, о котором идёт речь в статье, можно только после просмотра. И я обязательно это сделаю, потому что отзыв понравился. Хочется убедиться, что автор не для красного словца написала: «всё же интересно получилось». Спасибо.