«Русские дворяне не танцовали, как мешки с овсом»

Включаю телевизор. В кадре какие-то женщины с современными укладками и хирургическими лицами сидят за столом и сплетничают. Трясут простецкими локонами и турецкой бижутерией. Ужимки — как у кассирш «Пятерочки». Все одеты в нехитрые однотонные платья как будто из полиэстера. Это, оказывается, Екатерина II с фрейлинами! Обсуждают царициного любовника! Говорят друг другу «ты». Рядом крутятся какие-то графья, маршалы, прислуга — все тоже одеты ярко, отутюженно. Тоже — в полиэстер. Как будто все в один день пошили себе костюмы в провинциальном ТЮЗе.
Это, оказывается, новый сериал про Екатерину пошел! Четвертый по счету, теперь — о ее любовниках. Кто там любовники, так сразу и не разберешь: все мужики в сериале одинаково модно острижены. По моде нынешнего года! Два-три парика мелькнули в трейлере. Пока не скажут, непонятно, где князь, а где лакей.
Потемкина узнала только по повязке на глазу — а так ну чисто средней руки деловой гражданин, какой-нибудь клерк инвест-конторы, вышедший из барбершопа в ближайшем Подмосковье. Екатерина эта сюсюкается с ним в интонациях продавщицы.
Бог бы с ней, что исторически все недостоверно. И Екатерина выглядела не так, и говорила она с ошибками и акцентом, и писала медленно. Если бы вела себя как плебейка, ее бы не то, что во дворец не внесли — с этого света бы вынесли. А в сериале получилась простая русская баба, к которой легко и непринужденно обращаются все. Да она любого из своего окружения могла от скуки отправить на каторгу! Могла велеть засечь до смерти. В трейлере с Екатериной (Марина Александрова) фамильярно болтает княгиня Дашкова (Анна Ковальчук). А в реальности Екатерина долгое время запрещала ей въезд в Россию, возвращение к семье, потому что считала, что той гуляние по загранице будет полезно. Человек имел безграничную власть над любым гражданином империи. Вы в Эрмитаже были? Видели дворец? Так вот, она там жила одна! С прислугой, то есть. И ей было тесно. И не очень нравилось, потому она строила себе по всей стране новые дворцы. Нам же показали каку-то пигалицу чуть ли не в халате, перед которой подданные появляются без мундира, говорят развязно, не носят париков и могут похлопать «Катьку» по плечу.
Простой зритель вроде как не разбирается, кто там в каком мундире должен ходить. Но ведь обычный человек видит, что актеры играют и выглядят так, будто они во дворе на лавке. Господи, как тебе пришло в голову создать людей, которые будут стряпать подобные фильмы? Четвертый сезон отборнейшей хряпы. Русский сериальный пеплум. Отличает персонажей от обитателей какого-нибудь Ховрино только наличие наскоро сшитых костюмов. Все мужчины — словно из современного барбершопа. У женщин на лицах тяжелые отпечатки новейшей косметологии. Современный макияж. Современная речь с современной лексикой и орфоэпией. «Я провел свое расследование» — говорит будущий император Павел I! «Расследование»!
У нас это общее место. Давно никто не заботится о речи актеров. и черт бы уже с ней, с достоверностью — соблюдали бы хоть чистоту языка.
Когда-то смотрели мы американские блокбастеры, снятые по историческим мотивам: «Гладиатор», «300 спартанцев». А еще раньше — легендарные пеплумы «Бен Гур», «Клеопатра». Меня, помню, раздражало, что в фильмах появляются типичные голливудские блондинки с оперированными у пластического хирурга носами и скулами. Выглядели они очень современно и глупо. А уж когда пошли в исторических фильмах лица с филлерами, с винирами на зубах, стало совсем неинтересно: все актеры после одного и того же пластического хирурга, древние греки у них говорят fuck и кладут ноги на стол. Смотреть на такую чепуху чрезвычайно смешно.
Теперь и у нас эта же беда. Страну завалили низкопробными историческими поделками, в которых актеры различаются разве что тем, что из фильма в фильм надевают разные плохо сшитые, зато усердно отутюженные костюмы из дешевейших современных тканей. У этой, прости господи, Екатерины в царстве что сюртук, что халат, что бальное платье, что суконная шинель — все из одного материала. Я смотрю на подобные фильмы и не понимаю: неужели создатели настолько глупые, что не могут просто шить костюмы, например, из старых тканей? Или простирнуть их циклов 5-10 в машинке? Не утюжить всех под ноль. Это же так просто. Ну, с фасонами возиться уже неохота, всю шьют — как для поселкового хора ветеранов, мы это поняли и смирились. Но ткани-то можно помять? Почему у вас теперь даже крестьяне в новом ходят? Давно ли была другая провальная премьера, «Хитровка. Знак четырех»? Кажется, там только один актер догадался помять свой костюм — Пореченков. Остальные даже в погоне за преступниками щеголяли новыми выглаженными мундирами.
Актеры эти будто бы из фильма в фильм ходят. Какая-то просто прорва якобы исторических картин, в которых они говорят одним и тем же языком, носят одни и те же ткани, стригутся у одних и тех же модных мастеров. На лицах ни морщинки, ни жиринки, ни одной смурной мысли. Все эти «Холопы», «Последние богатыри», «Конек-Горбунок», «Грозный», «Елизавета» — несть числа дурацким фильмам, которые просто стыдно смотреть. Ладно бы их снимали на СТС для аудитории «Уральских пельменей», а то ведь это полнометражные ленты или масштабнейшие сериалы на центральном телеканале.
У меня лично все давно смешалось в голове. Когда и Иван Грозный, и князь Потемкин, и его лакей говорят одинаково, ведут себя одинаково, выглядят одинаково, смотреть сил нет.
Казалось бы, формат сериалов, приход развлекательных платформ дают киноиндустрии огромные возможности и деньги для создания по-настоящему эпичных картин. Это ж как можно было развернуться, если только для описания любовных похождений Екатерины у тебя 12 серий! Раньше укладывались в два часа и снимали об одном и том же историческом событии от силы 2-3 фильма в четверть века.
Теперь все есть: и деньги, и время, и пленку экономить не надо. Тканей — завались. Книг по истории костюма — бери из любой библиотеки мира и читай. Актеров только в нашей стране уже не счесть — выбирай любого, пробы онлайн, можно хоть в хабаровском поселке Чегдомын отыскать актрису на роль царицы.
А все равно хряпа! Создатели сериала рассказывают, что интерьеры снимали в студии: построили декорации кабинета, спальни. Видимо, такая заведомо выходила хряпа, что ни в один дворец снимать не пустили...
Когда-то читала байку: якобы после премьеры «Войны и мира» в Париже одна белоэмигрантка презрительно сказала: «Русские дворяне не танцовали, как мешки с овсом».
Знала б бабулька, что вскоре русские дворяне на экранах будут и сидеть, и стоять, и лежать, как мешки с овсом.
#creativemarket екатерина_фавориты #хряпа
-
Мой господин 07.11 в 16:30
Смотрел вполглаза, интересный момент, когда Катя едет в поля с Одноглазым. Просто едет. Самодержица у которой на плечах Империя
-
ляксандр 07.11 в 17:17
Ладно бы их снимали на СТС для аудитории «Уральских пельменей»
----------------------------------------
чёта я не понял. пельменей уральских смотреть шышталь = зашквар??
-
bastet_66 07.11 в 19:08
Просто потрясающая статья! Согласна с автором. Действительно отвратительное зрелище на экране. А что мы удивляемся? Всё равно молодёжь историю не знает. Ей вообще плевать, как на самом деле одевались во времена Екатерины. К тому же эту историческую личность они тоже едва ли представляют. Так что всё примут за чистую монету. А тем, кто постарше, остаётся только возмущаться. Спасибо!
-
Вячеслав Петров 07.11 в 19:54
Исторические сериалы - это ещё что! А вот бал Дворянского собрания, в арендованном фойе петербургского, средней руки, театра - это что-то! Лет десять назад. Вот уж где наряды-костюмы. Море бриолина, кринолина, марли и советских офицерских кортиков. А уж выведенные в свет благородные аристократические девицы в самопальных бальных платьях - ухх!
1 -
Ромуальд 07.11 в 20:16
Адаптированный для массового зрителя вольный пересказ жизни Екатерины, подобный относительно недавней бибисишной адаптации "Войны и мира". Такие тоже нужны, тяжеловесные, зато "достоверные" (но это не точно) исторические реконструкции массовый зритель смотреть просто не будет. Никто не возмущается адаптированными (упрощенными) переложениями классической западной лит-ры для изучающих тот или иной язык - решается совершенно определенная задача. Так и здесь.