Отсмотрел российский кинопрокатный хит этого года под названием «Хитровка: Знак четырех» от именитого Карена Шахназарова, «крайний раз» снимавшего 6 лет назад, а так он вообще-то, как это называется, на административной работе, ну и немножечко патриотическим экспертом широкого профиля в ток-шоу Соловьева.
Фильм — постмодернистский мэшап, бессмысленный и беспощадный. Тут абсолютно все притянуто за уши: Хитровка — к Конан Дойлу и его индусам, Гиляровский — к Станиславскому, театр МХТ — ко всему остальному. Причем из всего этого Шахназарова по-настоящему интересует только Анфиса Черных.
Если парочка Пореченков-Крюков — пародия на Холмса и Ватсона, то не смешная; если злодей — пародия на Воланда, так то же самое, ну разве что дать Анфисе возможность в малюсеньком эпизоде в карете слегка включить Маргариту; если Шахназарову захотелось, неизвестно зачем, впендюрить камео Чехова (больше похожего на Троцкого) и Горького (этому даже реплик не досталось, хватит и канонической косоворотки), так это на конкурс самых бессмысленных камео. Актер Крюков в финале бродит среди компьютерных колонн и голов Будды, вольно пересказывая финальный монолог из «Знака четырех» (кстати, в фильме ни слова о том, почему знак и почему четырех), который всё объясняет, по щиколотку в воде, — где имение, где наводнение, где Хитровка, а где этот наркотрип?
Все в этом фильме ну так вычурно и при этом безыдейно, что так называемый поздний Михалков на этом фоне просто образец философской глубины и вообще режиссерской мысли.
И еще: блин, а можно запретить уже по поводу и без повода цитировать кэмероновский «Титаник» с бросанием макгаффина в набежавшую волну? В данном случае это к тому же московский Обводной канал, глубина метров пять, — тоже мне «не доставайся же ты никому». Впрочем, подходить к этому фильму с логическими мерками вообще бессмысленно — это ж постмодерн, гы-гы, тут индус (со своим антиквариатом) и антиквар (со своим антиквариатом) без охраны годами живут на Хитровке и не парятся, пока не заявляются эти недо-Воланд со своим недо-Азазелло на курьих ножках.
Но даже для постмодернистского стебалова а-ля Гай Риччи (ладно, нет идеи, так будем брать задором, правильно?) тут недостает ни актерской харизмы, ни юмора, ни драйва, ни даже банального аттракциона, в конце концов, — безблагодатная погоня по Обводному каналу на паровых катерах явно не тянет на образец кат-сцены, тем более для сегодняшнего объевшегося спецэффектами зрителя, — она и у Масленникова 40 с гаком лет назад была не сильно хуже.
Вообще зачем все это было снято, хотя бы сам режиссер в курсе или нет?
Видимо, Шахназаров просто соскучился по режиссуре, и ему захотелось погонять, как встарь, костюмированную массовку взад-вперед по фанерному «уголку старой Москвы» на Мосфильме, куда чаще водят экскурсии, чем снимают кино, а между прочим, именно под его руководством этот «уголок» и соорудили еще лет 15 назад. Вот и погонял, а заодно и Анфису показал. Как там в известной юмореске Жванецкого: «Если, конечно, красивая женщина».
Ну и ладушки. Кто что имеет против красивых женщин. А кино — ну что кино. Вино и домино.