«Аватар-2: Путь воды» — три в одном
«Аватар: Путь воды» США, 2022, режиссёр Джеймс Кэмерон, в ролях: Сэм Уортингтон, Зои Салдана,Стивен Лэнг.
«Темные судьбы» США, 2019, режиссёр Тим Миллер, продюсер Джеймс Кэмерон, в ролях: Линда Хэмилтон, Арнольд Шварценеггер, Маккензи Дэвис.
Грешным делом я предполагал, что новый «Аватар» не выйдет примерно никогда, просто потому, что Кэмерон всю свою карьеру привык зрителя не просто удивлять, а ошеломлять, а тут уже все уперлось в технологический тупик — вероятно, временный, но пока что никакого панорамного безочкового 3D (например) не предвидится.
За неимением радикальных прорывов режиссер упирал по крайней мере на реальные подводные съемки: а вы знаете, что у меня обвешанные датчиками актеры кувыркались на тросиках не просто перед зеленым экраном, но делали это действительно под водой, ради особой реалистичности движений? Мы даже софт специальный разработали под это дело, цените.
Потом оглушительно провалились убогие «Темные судьбы», где Кэмерон в ипостаси продюсера, похоже, сознательно пристрелил осточертевшую ему франшизу «Терминатор»: ну достало его тридцатилетнее нытье фанатов, и решил он поляну выжечь окончательно и засыпать дустом, чтобы там больше никто ничего вырастить не смел. Оно бы ладно, но доверие-то публики было подорвано по-любому, сколько ни прячься за спину автора «Дэдпула».
Тут еще и ковид животворящий подоспел, премьера отложилась до лучших времен, однако бесконечно долго тянуть хвоста за кот невозможно.
Никто уже особо и не ожидал, конечно, потому что тринадцать лет — это не комар чихнул, и тинейджерам, впечатленным в свое время «Аватаром», уже самим в районе тридцатника, семья, ипотека, спиногрыз(-ы) и туманные перспективы, особливо с учетом геополитической обстановки.
Но все-таки Джеймс Кэмерон — один из немногих режиссеров мирового уровня, который почти 40 лет делал нам хорошо, положение как бы обязывает, поэтому получите-распишитесь. И теперь вот «вся станица в празднике — дождалИсь», как сочинил когда-то Розенбаум по совсем другому поводу.
Кэмерон еще сразу после премьеры «Аватара» в декабре 2009 года три новых части обещал. И вот по «Аватару: Путь воды» впечатление, что на всякий случай он решил все эти части утрамбовать в один фильм, а то мало ли что.
Трехчасовое кино (в 3D-очках тяжело и вредно проводить столько времени, окулисты негодуэ!) отчетливо распадается, соответственно, на три части по часу каждая (ну, плюс-минус), различающиеся по жанру и темпу, объединенные лишь общими персонажами.
Первая часть — это вступление, от которого, похоже, Кэмерон с удовольствием бы отказался, так ему не терпится отправить семейство Салли на морской курорт, да нельзя. Поэтому первый час выглядит как затяжной трейлер так и не вышедшего фильма: галопом по Европам рассказывается, «где они были 14 лет» (извините). Джейк Салли (кто бы сомневался) создал образцово-показательную семью и партизанит против землян, которые, несмотря на это, быстренько обосновались на Пандоре круче прежнего (Эйва почему-то больше не слышит и стада слонопотамов с эскадрильями дракош на захватчиков не насылает), а покойного полковника Куориджа и весь его взвод, оказывается, загрузили по цифровому бэкапу в тела, хе-хе, аватаров. То, что эта фишка в принципе обнуляет сюжетную основу первого «Аватара» (зачем с такой технологией в принципе нужна была возня с барокамерами и доставка Джейка с Земли за тридевять парсеков?), никого не волнует. Как и то, что борьба со злодеем отныне теряет смысл: убьешь одного, так выставят другого, да хоть целую роту сразу, атака клонов, так сказать.
Тут начинается ироничный фан-сервис, где злодей зеркалит героя, психуя в лаборатории, укрощая дракош и так далее. Фан-сервиса в «Пути воды» — как... воды, реплики из первого фильма повторяют, не стесняясь, при любых мало-мальски сходных обстоятельствах. Просто вместо пресловутого анабтаниума (всё, не нужен?) теперь вытяжка из мозга местных кашалотов — что-то вроде аж эликсира бессмертия.
Вторая часть (Салли с семейством сбегает на побережье, чтобы спасти свое племя от расправы, ну-ну) — чисто диснеевский полнометражный мультик о приключениях на морском курорте: семейные ценности, подростковые проблемы и как их решать, братание с водоплавающими, аквариумные красивости из фильма «Жизнь Пи», ну и, разумеется, единение с природой во все места — тут можно бы вставить шутку про Грету Тунберг, однако боян.
В качестве того, кого при разборе фильмов некоторые кинокритики называют «одноногой собачкой», т. е. манипулятивным способом выжимания слез, здесь выступают местные кашалоты, истребляемые людишками (у них тут внезапно целая китобойная флотилия образовалась) ради той самой вытяжки. Но, надо сказать, для нужного градуса эмпатии они слишком громоздки. Лучше бы, право, каких-нибудь дельфинчиков взяли.
Третья часть в какой-то мере возвращает нам прежнего Кэмерона, которого мы помним и любим. Нам демонстрируют морской бой с китобойной флотилией, точнее, целых два боя, дневной и ночной, и если первый выглядит эффектно и бодро, без мельтешни в стиле Майкла Бэя, то второй — натуральный «пожар в бардаке во время наводнения», однообразная рукопашка в темноте на фоне языков пламени то на палубе, то в трюме тонущего корабля (привет, «Титаник»).
Пришлось Кэмерону и Ко решать еще и отдельную задачу: как сделать экшн эффектным, но бескровным. Ну вот чтоб прям ни капельки, аккуратные царапины на синих мордах не в счет. За кровянку в кадре последние двадцать лет в мире насилия и чистогана сразу всю детско-подростковую аудиторию отсекают, обрекая кино на кассовый провал (советские благомыслы со своим наивным ограничением «детям до 16», которое, кстати, толком и не соблюдалось, курят). У Кэмерона получилось: ну хоть бы раз что-то красное брызнуло. Бескровное перепиливание руки натянутым тросом — м-да.
И вот, когда все, что должно было потонуть, потонуло, нас ждет еще, оказывается, «печальный, но дающий надежду финал» минут на пятнадцать, с рыданиями и песнопениями у костра, но зритель уже готов покрыть его матюками, он устал и хочет в туалет.
Лучше бы Кэмерон, право, снял спин-офф об этом самом рифовом племени, а в финале на борьбу с китобоями мог бы туда прибыть и Джейк. Действие при этом могло бы происходить параллельно с сюжетом первого фильма: там воюем на земле, здесь на море, и там, и там отчасти еще и в небесах, круть. Кино явно вышло бы куда более цельным и логичным.
Вот куда ещё три фильма-то в стиле «те же яйца, вид сбоку»? На одних компьютерных красотах бесконечно выезжать не получится. Ладно, третью часть мы ещё выдержим, хотя сборы точно просядут, и на этом всё.
-
Второй не смотрела и не буду, все говорят дрянь почти. А первый шедеврален. Много раз наслаждалась и ещё буду. Красивая сказка про любовь, доброту и честь.
3 -
Бггг, я чтобы не перепутать, хитрожопость с обратной стороны блокнотега веду)))
1 -
Тогда ставь, а я пойду высокой литературой бередиться на ночь)
1 -
-
Что же касается сюжета, то убогость последних десятилетий и не предвещала ничего.
Сейчас поищу "сюжет" сделанный еще к первому аватару. Суть - УГ
1 -
Почти теми же словами и я написал - потом заметил Ваш комментарий.
1 -
-
Смотреть это гуано точно не буду, как и не смотрел Терминатора 3, 5, 8 и сколько их там было. Чем больше частей, тем бОльший крен идёт в смысловое вырождение и в гиперболизацию спецэффектов. Фильм ради фильма не кладётся мною в мою кинематографическую корзину.
А аватаров я и так каждый день вижу. Прямо на улице. Прямо целыми толпами. Хотя всё-таки чуть сомневаюсь: автары? зомби? суррогаты?
Так что Аватар...2, 3, 4, 5...10 вдвойне не интересны
-