ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
Человек способен на все — дурное и хорошее. Мне грустно, что это так. Поэтому дай нам бог обстоятельств времени и места, располагающих к добру...
Сергей Довлатов (03.09.41-24.08.90).

Мой литературный Бог родился 82 года назад.
Как по мне, очень вредит его памяти мода на него, которая нынче наконец-то сходит на нет. Много неудачных кино-постановок, обесценивающих его творения (тот же Заповедник с вездесущим Безруковым, в котором от Довлатова...)
Наверное, благодаря именно этой дурацкой и отчасти навязанной моде, появились недоброжелатели, «уличающие» автора в лености, индивидуализме и конформизме, мрачном мировосприятии и переоценке художественного уровня его прозы.
Тот же Заповедник многие упрекают в авторском самолюбовании, желчности оценок и характеристик персонажей, противопоставлении собственного эго окружающим.
Как заметила одна знакомая, общий посыл повести — «все вокруг п... расы, один я Д Артаньян», и слишком много мраков и нытья. Наверное, такая точка зрения имеет право на жизнь.
Как впрочем и моя, противоположная.
Ведь автор-то и над собой хохмил. Да ещё как. Был ироничен прежде всего к себе. Не жалел себя ни грамма, и точно так же хлёстко бил как и других. Вот за это его люблю и уважаю.
А ещё за то, что как никто умел исполнять свои сюжеты на грани смешного и трагического. Высшее мастерство сочинителя. Ибо жизнь трагикомична по сути.
Это видно и в упомянутом Заповеднике, и в Компромиссе, и в Зоне, Марше одиноких...
Он не был мизантропом, и на самом деле любил Человека. Любил выпивох Пушкиногорья, неоднозначных коллег-сослуживцев, странноватых таллинцев, даже ушлых зэков, которых волею судьбы охранял в особорежимном уголовном лагере в Коми.
Творчество Довлатова, несмотря на кажущуюся хаотичность и лоскутность, складывается в единый пазл любви к Человеку — со всеми его грехами, достоинствами и недостатками.
Довлатовскую иронию надо понять и прочувствовать. Желчности и колких насмешек в его сюжетах меньше, чем доброты.
Нет человека, более близкого мне по мировосприятию.
И я благодарен судьбе, что она пусть эпизодически, но свела меня с ним в далеком юнкорском детстве 76-го.
Очень доброй души талант остался в 20 веке навсегда.
Светлая память.
-
Макс Кишкель 16.09 в 09:16
Гений, не гений. Для меня он однажды оказался Спасителем. Когда шевелились и шептали мохнатые углы, ночь казалась бесконечной, глаза было нельзя закрывать. И я читал Заповедник.
4 -
-
тов. Плотский-Поцелуев 16.09 в 09:35
Приятно осознавать что Кишкель допивался до сиреневых соплей, до невменозного ужаса перед фантасмагорическими проявлениями алкогольного психоза, это хоть как-то обьясняет мой бан)))))
2 -
-
Чей туфля? 16.09 в 10:36
Ну, это так - комментарий, не более. Для статьи маловато будет, для эпитафии многовато.
Довлатов весьма спорная фигура. И в плане писательском, и в плане житейском.
И - да, он один из моих любимых писателей
2 -
-
Чей туфля? 16.09 в 10:43
И цитату по памяти:
- И причем тут Магеллан?
- Не знаю. Может умер. Или "героя" дали. (с)
Как-то так
3 -
victor 16.09 в 12:09
Ага))
это вроде когда поезд остановился в Луге по пути в Заповедник))
Мне ещё понравилось, оттуда же:
после коммунистов больше всего ненавижу антикоммунистов
(если я правильно процитировал на память)2 -
-
-