Кружочки (часть 1)

1. Станция Зеро
Чем мне нравился Костян, так это своим постоянством. Двадцать лет назад он решил выращивать в себе даосского бессмертного зародыша и зарождать в глубинах тела киноварную пилюлю — и пока четко придерживался плана. По его прикидкам ему оставалось еще примерно столько же, чтобы вознестись на небо и жить там среди себе подобных.
Я же с тех пор успел опробовать с десяток различных духовных техник, поэтому с точки зрения Костяна был духовной шалавой.
Обижаться я на него не обижался, но при случае мстил.
— Ты чего сморкаешься, как хоккеист какой? — с беспокойством спрашивал его я. — Это же расход ци какой. Да и вообще тебе уже болеть не по статусу.
Впрочем, Костяна так просто было не поймать.
— Про сопли в трактатах ничего не сказано, — отвечал он мне гнусаво. — Вот плеваться нельзя — это да. И кончать тоже. В сперме вообще дохуя ци.
— То есть ты воспринимаешь трактаты как уголовный кодекс? — продолжал упираться я. — То, что не запрещено, то разрешено?
— Мудрец, следуя Срединному пути, не впадает в крайности, — оппонировал Костян, и я сдавался.
Хороший чувак Костян. Цельный. Ни разделить его, ни попилить.
За тем я к нему и приходил. Сам-то я был трещиноватый. То и дело реальность находила во мне тайные пустоты, и тогда я под весом бытия распадался. Потом, конечно, части меня сползались к условному центру, но каждый раз я пересобирался в нового себя — и не сказать, чтобы новые версии были сильно удачнее предыдущих.
Порой я брал свою гордость за глотку и просил у Костяна совета. Если честно, то советы не отличались разнообразием и в основном заключались в цитировании «Дао Де Цзин». Ну, знаете, эти заходы про то, что будь молодцом, то есть бесформенной водой и прочей пустотой.
Гораздо полезнее было просто гонять с Костяном чаи. Он мне что-то рассказывал про даосскую алхимию, про легендарного Желтого императора, а я слушал его и успокаивался. Не от рассказов, конечно, а от костиной уверенности в будущем дне и грядущем личном бессмертии. Он мог бы стать отличным конным командиром, не пасующим перед лицом превосходящего врага с пулеметами или даже базуками.
Я представлял себе, как он гарцует на лошади с шашкой наголо и кричит своим ребяткам:
— Не то страшно, что снаружи! А то страшно, что внутри! Не дайте страху вас опиздошить!
И так далее.
Вот и сегодня я поперся к Косте за утешением. Тем более, он мне был должен денег, и я собирался стрясти с него все до копейки.
— Денег нет, — холодно сказал Костян, открывая дверь.
— И как ты расплачиваться со мной собираешься? — проворчал я, протискиваясь мимо него в коридор.
— Когда Лю Ань стал бессмертным, вместе с ним путь на небо получили дворовые собаки и куры, — с достоинством ответил мне Костян, жестом приглашая на кухню.
— Понятно, — сказал я, — долг ты мне не вернешь, но заберешь меня с собой, потому что я — единственная твоя кровиночка и близкая душа. Хорошо, что у тебя нет собаки.
В квартире Кости царила немыслимая для меня чистота. Он объяснял это тем, что внутренняя алхимия требует беспрепятственного движения ци внутри жилого пространства. Это означало, что у меня шансов не было никаких. В моей квартире энергия ци наверняка уже получила несколько черепно-мозговых травм, на регулярной основе сталкиваясь с грязной посудой и разбросанными вещами.
Костян налил мне травяного чаю и уселся напротив, умудряясь держать спину прямой даже на табуретке.
— Ну что там у тебя? — спросил он даже как-то участливо. — Не за деньгами же ты в самом деле пришел.
— Вообще-то именно за ними. Но если отставить в сторону материальный вопрос, то остается метафизический. Мир летит в ебеня, Костян. Вот что у меня. Тебе из пещеры этого, может, и не видно, но все катится по известному адресу.
Я покрутил в пальцах крошечную пиалу из костяного фарфора и почему-то рассердился. Невозможно же так пить чай. Два глотка сделал — и все, наливай новую порцию.
— Мудрый занят простыми вещами. Пьет, когда хочется пить. Ест, когда голоден. Облегчается, когда испытывает нужду.
Костя произнес это как-то аккуратно, без привычного морализаторства. Я бы даже сказал — примирительно.
Я встал и зашагал по кухне. Подошел к окну и приоткрыл форточку. За стеклом на подоконнике сидел голубь и, следуя рекомендации Кости, мудро гадил, ничуть не смущаясь моего взгляда.
— Кость, — попросил я. — Давай без этого твоего. Поговорим как два нормальных мужика.
И мы поговорили.
2. Станция «Детство»
Выше я погорячился. Вряд ли тот разговор вели два нормальных мужика, потому что результатом его был следующий план: я отправлюсь в путешествие духа, чтобы из точки А, в которой меня ничего не устраивает, попасть в точку Б, которая, быть может, устроит меня чуть больше.
Костян, будучи практиком старой закалки, настаивал на физической проекции духовного путешествия.
— Если не приложишь телесных усилий, — сказал он мне тогда, — то как был соплежуем, так и останешься. Думаешь, почему я лифтом не пользуюсь и на турнике вишу? Потому что дух — это проекция тела.
— А не наоборот? — усомнился я.
— И наоборот, — уточнил он.
Над видом путешествия я размышлял недолго. В моменты, когда мир уходит из-под ног, нас часто выкидывает в ощущения детства, меня вот лично выкинуло к дяде Мише.
Прежде чем рассказать о дяде Мише, я расскажу вам занимательный факт о доме, в котором я вырос. В нем было всего пятнадцать квартир, а в них жило всего семеро детей. Шесть девочек и я.
Кто бы мог подумать, что я с самого детства был вынужден столкнуться с неработающими законами статистики в случае слишком маленькой выборки.
Я и потом сталкивался со многими неработающими законами, но этот случай был самым милым.
Девочки меня обожали. Я до школы вообще был уверен, что мироздание в основном: а) состоит из женщин, б) теплое и заботливое.
Как это на мне отразилось, я расскажу потом, а сейчас я все-таки перейду к дяде Мише.
Дядя Миша жил на первом этаже нашего крошечного дома и часами наблюдал из окна за нашими играми.
Я рос во времена Битцевского маньяка и страшных статей про педофилов в «СПИД-инфо», но взрослые спокойно отпускали нас играть дотемна, потому что дядя Миша нес свою вахту.
Он был мечом во тьме и щитом, охраняющем детское царство прыжков через резинку и классиков.
С классиков же мое метафизическое становление и началось.
В тот день как всегда выигрывала Леля. Она была самой меткой и ловкой. Камешек, который она кидала на квадраты, всегда попадал в цель.
— Молодец, Леля, — прокомментировал дядя Миша из окна. — Ты опять прошла путь от Малкут до Кетер. Запомни мои слова, тебя ждет необыкновенная жизнь.
Я тоже хотел необыкновенной жизни, но для этого мне нужно было стать таким же ловким, как Леля. Еще желательно было запомнить загадочные слова, которые произносил дядя Миша, а уж это было чересчур. Проще было закончить игру.
— Все, — сказал я тогда, швыряя свой камешек на асфальт, — надоели мне эти классики.
Дядя Миша поднял бровь, и я понял, что он мной недоволен. От этого было еще обиднее.
— Мы всю жизнь играем в классики, Леня, — сказал дядя Миша. — Это очень древняя игра.
— Вы тоже играете? — спросила Леля.
— Конечно, — ответил он. — Только в другие. Там вместо квадратов кружочки. И расположены они чуточку иначе.
Мы хором затребовали у него показать нам его кружочки, что он и сделал. Так я впервые познакомился с Древом Сефирот.
Дядя Миша нарисовал на асфальте кружочки и даже подписал их.
Через неделю надписи стерлись, но мы их уже знали наизусть.
— Кетер, Хохма, Бина, Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Малкут! — выкрикивали мы, перепрыгивая с кружочка на кружочек.
— Прыгайте, детишки, — радовался дядя Миша. — Подрастете — поймете, для чего это все.
Так в нашем дворе стало на семь каббалистов больше.
Потом дядя Миша перепрыгнул из московского кружочка в иерусалимский, и в его квартиру въехала семья еще с двумя девочками. Мы перестали играть в каббалистические классики, и принялись играть совсем в другое.
Но уроки дяди Миши я запомнил хорошо.
— Малкут — это корень Древа жизни. Материальный мир. Кетер — это вершина Древа. Мир божественных эманаций, куда стремится каждый каббалист. Там, на вершине, все возможно. И придти к вершине можно разными путями.
Дядя Миша рисовал мне разные траектории духовного восхождения, но больше всего мне понравились две вещи: какие ровные он рисовал стрелки, как будто по линейке, и что совсем не обязательно нужно пройти через все кружочки. Можно было и напрямки.
3. Станция «Малкут»
На прощение Костян выдал мне советский пятак.
— Я вообще-то каббализм не очень люблю, — сказал он. — Уж больно синтетическое учение. Тут у гностиков идею десяти сфер человеческого бытия подрезали, там у неоплатоников что-то подсмотрели. Да и мадонны всякие каббале успели поднасрать. Еще големы эти, зашифрованные божественные откровения...
— Дядя Миша с тобой не согласился бы, — строго сказал я, рассматривая пятак.
Пятак оказался восемьдесят пятого года, почти моим ровесником.
— По сути, Леня, ты отправляешься в шаманское путешествие. Как его не назови. Хоть восхождением к вершинам Древа Жизни, хоть трансцендентальным метротрипом. Спустишься в глубины метро, чтобы обновленным выйти в новый лучший мир.
— Аминь, — сказал я и обнял его.
Мало ли, вдруг в новом мире Костяна не будет.
— Погоди, — вспомнил я. — Пятак-то зачем?
— А чем ты собрался платить привратнику, охраняющему вход в нижний мир? Картой «Тройка»?
Костян покачал головой, вытолкнул меня из квартиры и захлопнул дверь.
За что еще его люблю, так это за полное отсутствие сентиментальности.
Метод, который я использовал для определения маршрута, я назвал ассоциативно-симпатическим. Тот же принцип, как у куклы вуду, только словесный.
Спуск в нижний мир я нашел очень легко. Во-первых, сефира, с которой начинается дорога к вершине, называлась «Малкут», поэтому лучше бы станции начинаться со слога «ма», во-вторых, по рассказам дяди Миши, этой сефире была свойственна женская энергия, а в-третьих, Костя жил совсем неподалеку.
Марьино подходило идеально.
В метро я спускался медленно, чтобы прочувствовать важность момента. Я сжимал в ладони костин пятак и отслеживал, как затихает шум улицы и температура воздуха.
Оказавшись у стеклянных дверей, я остановился и глубоко вдохнул. Из-за покачивающихся от потоков теплого воздуха дверей тянуло креозотом — тем самым запахом подземки, который ни с чем не перепутаешь.
Там, за дверьми, меня ждало первое препятствие.
Рядом с кабинкой у турникетов стояла женщина. Время было позднее, людей было мало, поэтому для московских мятущихся душ одного привратника было достаточно. Внутренне я страшно обрадовался. Привратником мог оказаться и мужчина, а с ним мне было бы договориться гораздо сложнее.
— Здравствуйте, — печально сказал я. — Я в сложной ситуации, хоть мне и непросто это признать.
Из своего детского насыщенного общения с девочками я вынес самое главное — рецепт успешных переговоров с людьми женского пола.
Начну с того, что женщины отлично умеют чувствовать неправду. Как у рыб есть боковая линия, чувствительная к колебаниям воды вокруг, так и у женщин есть энергетические вибриссы, которыми они ловят неискренность.
Еще женщины любят архетип Атоса. Он сильный, чувствительный, и на его челе лежит печать темной тайны. Не стоит вываливать на женщину все проблемы разом. Если уж так приперло, начните с небольшого намека.
И в качестве третьего ингредиента, прописанного в моем рецепте, значится спокойная готовность к отказу. Это я уже взял от самураев, но женщинам самураи тоже нравятся. Они почти как Атос, только одеваются экзотичнее.
Привратница без особого выражения посмотрела на меня.
— Ну? — лаконично спросила она.
— Мне нужно пройти через турникет, но по религиозным соображениям я не могу воспользоваться проездным билетом. Зато у меня есть вот что!
Я достал из кармана пятак и протянул его привратнице.
— Что это? — продолжила задавать вопросы женщина.
Это уже был второй вопрос, так что после третьего сфинкс меня должен был пропустить.
— Это, — сказал я, — символ московского метрополитена, оставшегося в прошлом. Времени, когда метро олицетворяло светлые чаяния советского народа. То время, когда внизу — метро, наверху — Гагарин, а посередине летит олимпийский Мишка.
Я так проникновенно это сказал, что у меня самого защипало в глазах.
— Господи, — с тоской сказала привратница, — говорят же, что душа на своем закате вспоминает материнские сосцы, но ты-то куда? Молодой еще.
Это был третий вопрос, поэтому нужно было ответить максимально точно.
— В прошлом мы черпаем утешение, потому что в будущем его нет. Так и балансируем в настоящем между светом ностальгии и тьмой грядущего, как девочка на шаре.
Привратница вдруг улыбнулась.
— У меня дочка учится в цирковом, — сказала она. — На эквилибриста. В Дю Солей попасть мечтает. Я вообще-то не против, хотя там разврата много.
Она неодобрительно покачала головой.
— Да какой там разврат, — воспротивился я, — никакого развтрата, сплошная манифестация человеческой чувственности и красоты. Как у Ефремова, помните?
Привратница не ответила. Судя по выражению лица она представляла свою дочку на цирковой арене среди таких же, как она — прекрасных, гармонично развитых, пусть даже и не таких светлокожих.
— Давай свой пятак, — махнула рукой женщина. — Если камеры будут просматривать, скажу, что у тебя карточка размагнитилась.
Так и началось мое путешествие. С женской участливости и проникающих в сердце метафор.
Сефира «Малкут» символизировала собой проявленный материальный мир, поэтому особенных сюрпризов я не ожидал.
Спустившись на эскалаторе, я пошел к поездам, идущим в центр.
-
-
-
-
Владимир Кочерженко 03.10 в 14:36
К чему? О чем? Зачем? Какова польза для ума? Досада! Или я дурак, или из меня делают дурака?
1 -
Анна Бурденко 03.10 в 14:39
вы не дурак, вы прекрасный интеллектуал, а я пишу дурацкую ерунду и просто всех гипнотизирую ахалаями-махаями! не переживайте!
-
-
Макс Кишкель 03.10 в 15:24
Так. Не крайне, но - не моё. Это не значит "плохо". Лайк за юмор, хоть он местами зачем-то разжеван.
Ставлю под сомнение одновременность Битцевского маньяка и "резинки". В наших краях девочки перестали прыгать в начале 90-х. Даже если в Москве было иначе, рекомендую избавиться от "резинки" в следующей редакции, чтобы не раздражать провинцию.
1 -
Анна Бурденко 03.10 в 16:30
спасибо за подсказки! Юмор же у меня восхитителен, у меня пятерка по нему, собираюсь конкурс смеховой выиграть (ворчит)
2 -
Аля К. 23.10 в 22:13
Поздравляю автора озвучкой!
Прослушать её можно как тут в плеере в конце текста, так и в нашем отдельном разделе, в который можно попасть, нажав на значок Озвучено рядом с публикацией или по ссылке https://alterlit.ru/archive/category/sound/
2 -