Маяковский продолжается
Накаркал... В апреле я написал в колонке для Альтерлит: «Сидел на премьере и думал: почему сейчас так много спектаклей о жизни Есенина, так много моноспектаклей о Вертинском и о Бродском, а вот о Маяковском — всего ничего? А между тем совсем скоро, 19 июля, исполнится 130 лет со дня рождения великого поэта».
Речь тогда шла о премьере спектакля «Без галош элегантнее», поставленном в Театре Терезы Дуровой, где певец революции был выведен как франт, носитель хорошего вкуса и лидер мнений. Кому интересно, тот найдет и прочитает.
А сегодня — речь о новых постановках о поэте-юбиляре, которые, конечно же, появились. И я посмотрел за последнюю неделю аж три. Они очень разные по масштабу и амбициям и, с одной стороны, сравнивать их не совсем корректно, а с другой, это штрихи к портрету. «И это всё о нём».
Премьеру мюзикла или, как настаивают авторы, муздрамы «Маяковский» представил «Ленком Марка Захарова». Работала большая команда, потрачены десятки миллионов на декорации, костюмы и спецэффекты. Одни приняли это сложноустроенное и густонаселенное зрелище восторженно, другие сдержанно и даже кисло, назвав его эстетику устаревшей.
Режиссер Алексей Франдетти привлек в качестве композитора и автора стихов рэпера Басту (Василия Вакуленко). И Баста заставил сценического Маяковского и Ко петь его сочинения — от стартовой «Это был непростительно высокий полет» до финальной «Сансары». А драматургическую основу байопика написала Ника Симонова, смешав эпизоды из частной жизни поэта, порой существующие на уровне домыслов и сплетен, с моментами его творческих поисков.
Жанр мюзикла предполагает некую долю наивности, условности и сентиментальности. Эстрадную подачу материала, «разжеванность» и утрированность истории. Его язык должен быть понятен нетеатральной публике, которая обычно и заполняет зал. Своего рода это комикс. Поэтому глупо подходить к спектаклю с теми же мерками, что и к биографии из серии ЖЗЛ или многосерийному фильму. Но все-таки не будем забывать, что Маяковский настаивал: «Я — поэт. Этим и интересен». Процесс рождения стихов, споры о литературе и даже целый поэтический баттл с Есениным здесь есть. Но «личного» гораздо больше.
Меня если что и покоробило, так это даже не странное соавторство Басты, Симоновой и Маяковского, а небрежность, с которой создатели зрелища представили большую часть исторических персон. И если главный герой (его в очередь играют молодые фактурные артисты Станислав Тикунов и Игорь Коняхин) еще как-то соответствует общепринятым представлениям о Маяковском, «легенде бренда», то остальные действующие лица далеки от прототипов.
Возьмем, даже не Лилю Брик, представленную высокой рыжеволосой красавицей и алчной мещанкой, или Айседору Дункан, которая мечется по сцене с красным шарфом, а, к примеру, Максима Горького и Корнея Чуковского. У играющих их народных артистов России Виктора Ракова и Ивана Агапова нет ни внешнего сходства, ни внутреннего. Нет харизмы. Нет характерных особенностей. Ну кто не знает, что родившийся на Волге буревестник революции всю жизнь окал? В Ленкоме не в курсе. Чуковский был на 11 лет старше Маяковского, однако он не обзавелся лысиной, как изображающий его артист. И вообще Корней Иванович, в доме которого Маяковский в 1915 году чуть ли не каждый день обедал, выведен необаятельным, бездарным и жалким интриганом. Очень уж это однобоко. Хотя авторы имеют право и на такую версию.
Совсем другого Маяковского представили в театре «Мастерская Петра Фоменко», где в основу спектакля легла литературно-музыкальная композиция по его произведениях — от поэм до открыток. Называется он «Маяковский. Послушайте». И мы слушаем автобиографию и стихи поэта.
На маленькой голой сцене — всего три исполнителя: Анатолий Анциферов, Павел Яковлев и Федор Малышев (он же режиссер). Они заметно уступают Маяковскому в росте, но не в темпераменте и страсти.
Как не уступает и Дмитрий Бозин, тонко и неплакатно сыгравший поэта в спектакле «Баня». Это премьера в Театре Романа Виктюка по фантастической пьесе Маяковского. Автор введен в эту «драму в шести действиях с цирком и фейерверком» режиссером Сергеем Захариным в качестве наблюдателя за своими персонажами. И об этой премьере стоит написать отдельно.
#новые_критики #театр #театральный_обзор #маяковский #ленком #мастерская_фоменко #театр_виктюка
-
Чей туфля? 14.09 в 10:12
Очень интересно. Будет возможность - обязательно посещу. Как раз через неделю буду в златоглавой.
И даже театр Виктюка. Хотя сначала хотелось бы прочитать обзор.
1 -
-
-
-
Дон Боррзини 14.09 в 21:38
Конечно, в эту эпоху Маяковского надо затирать. Кем угодно, чем угодно, как угодно. Ведь это самый выдающийся поэт эпохи созидания.
1 -
Царевна 15.09 в 15:40
Как это однобоко, чтобы было сходство внешнее и внутреннее. Штамп это)).
Почем мы знаем внутренности, по героям произведений? Главное ведь отклик зрителя. Дездемона 60 лет пусть и смотрится потасканной, но как играет... или для достоверности нужно заниматься сексом, жевать, мочиться, размахивать тампаксом? Не критика и не стеб, интересно, когда это уместно?
*Может, Брикс по натуре увиделась режисеру легкомысленной, ветренной, рыжеволосой соблазнительницей - ведьмой?