УБИТЬ ВОЙНУ
(о фильме Элема Климова ИДИ И СМОТРИ).
На Хатынский мемориал ездили всем классом в далёком 1973-м. Энергетика места кошмарная — без преувеличений. Тогда же запомнилась цифра: из двухсот погибших — более 70 убитых и сожжённых детей.
Ещё был жив(кажется, последний год) единственный выживший взрослый из Хатыни — Иосиф Каминский. Именно ему посвящён главный памятник мемориала — старик, несущий на руках убитого ребёнка.
Изредка Каминский встречал делегации, рассказывал о пережитом. Но категорически отказывался от общения только с немецкими экскурсантами.
Нет смысла пересказывать сюжет очень известного фильма.
Хатынская резня, увиденная глазами 14-летнего белорусского подростка Флёры, превратила последнего из ребёнка в старика за считанные часы.
Трудно сказать, как смог пережить несовершеннолетний актёр Алексей Кравченко столь травмирующую детскую психику роль, и при этом не сфальшивить и не свихнуться.
Кошмар и сюр происходящего усилен использованием новой для тех лет операторской технологии стедикам — перемещение камеры в пространстве — в силу чего эпизоды сожжения деревни и убийства жителей бьют по сознанию с почти документальной достоверностью.
Сцена возмездия — расправы партизан с пойманными карателями (несмотря на запрет самосуда командиром отряда) — тоже жестокая правда войны, не терпящей никаких сантиментов.
Но, более всего сильна кульминация — расстрел Флёрой портрета «Гітлер асвабадзіцель». С каждым выстрелом военная кинохроника поворачивается вспять, выгоняя окупантов, восстанавливая разрушенные дома, смещая фюрера, пришедшего к власти, и, наконец, превращая его в ребёнка на руках у матери.
Наверное, по логике, убив маленького Адольфа, подросток должен отомстить за сожжённых на его глазах детей, и убить саму причину войны.
Но возмездия не совершается.
Флёра опускает карабин, не желая стрелять в дитя.
Человек не может переступить грань, превращающую его в зверя. Уподобиться карателю.
«Гармония мира не стоит слезинки замученного ребёнка» (Ф. Достоевский)...
Наверное, смысл картины в этом.
Сохранить в себе Человека даже в самых адских и нечеловеческих условиях.
-
Старичюля 12.09 в 16:14
комплекс Хатынь на меня, довольно таки циничного, в силу возраста, вероятно, подростка произвёл очень сильное впечатление
фильм увидел уже позже. очень тяжело
и таки да, командовали немцы, жгли хохлы
никуда от этого не деться
3 -
-
-
Чёрный Человек 12.09 в 17:59
смарел. ща кравченко уебков одних бритолголовых играет. а задатки до были
1 -
-
Культурный Шизофреник 12.09 в 18:36
Великое кино, конечно... Возможно, лучшее, что снято о войне
https://youtube.com/clip/UgkxFEFpwU0gv5sLFSNom6ay70djEKTsmnQE?si=HgfiZVSjfie2RUFV
1 -
тов. Плотский-Поцелуев 12.09 в 18:44
Дура! Дура! Я сюда воевать пришел, а вы меня за придурка держите!
2 -
bastet_66 15.09 в 06:54
Смотрела фильм дважды, в разном возрасте, но эффект один: слёзы и ненависть к фашистам. На мой взгляд, одна из лучших картин о войне. Фильм – предупреждение. Кравченко в главной роли – прямое попадание в образ. Как ему удалось в столь юном возрасте, так здорово сыграть? Современное кино о войне невозможно смотреть: ни капли правды. Вот эту картину нужно детям показывать, чтобы помнили. Спасибо за статью.
1