cp

И ме-е-е-е-дленно ворочаем языком…

Вчера весь день читала о том, как женился некий Евгений Чебатков. Сквозь тонны ненужной информации прорвались дальние воспоминания: кажется, это какой-то комик. Где-то что-то слышала. Не могла и предположить, что публике интересна его свадьба. 

Кому вообще в России интересен наш стендап? Это же унылое грустное зрелище. Последним настоящим стендапером был, прости господи, известный муж известной престарелой Примадонны. Плохо или хорошо, но именно то был стендап. А прототип наших стендаперов — Задорнов. Да, человек, который выходил на сцену в водолазке и рассказывал смешные истории из жизни. Оба, конечно, так себе, но какой стендап, такие и стендаперы. 

Не наш жанр, давайте признаемся честно. Ну не идет у нас. В России успешного стендапа нет. 

Тем непонятнее, почему он вообще кого-то волнует? Каждый день стендаперы попадают в новости. Вчера женился этот Чебатков. Позавчера сообщалось сразу о двух фестивалях, в которых выступали стендаперы: на Алтае и в Ульяновске. Не была ни там, ни там, но смотрю передачи а-ля «Клуб кинопутешественников» и знаю, что в обоих местах жизнь невеселая: зачем им еще и толпы этих заунывных людей с негнущимися физиономиями и непригодными для жизни дипломами провинциальных вузов? 

Каждый месяц встречаю рекламу новых стендап-клубов. Позавчера у метро «Новослободская» открыли бар для стендапа. Представляете, сколько в Москве исповедников этого жанра, если они в уже имеющиеся бары не помещаются? Кругом стендаперы. В провинции вместо курсов литмастерства пошли курсы стендапа. Их ведут те же внутренние мигранты, которые, с дипломами строяков и педов, незадолго до того поехали покорять Москву и два известных телеканала. Через пару лет они возвращаются на родину в качестве приглашенных преподавателей стендапа. Это ведь новая золотая жила. Одно время все хотели стать писателями и раскупали курсы литературного мастерства. Людей привлекала кажущаяся дешевизна входа в профессию: предполагалось, что для нее нужен лишь ноутбук. Можно даже обойтись телефоном и «набирать» романы на нем. Если совсем прижало, хватит блокнота с ручкой. 

Стендаперу для начала карьеры не нужно даже и ее. Новый вид помешательства. На СТС и ТНТ каруселью идут стендап-шоу. Формат для нас непривычный, мы привыкли к вариациям КВН и к «Аншлагу». Обсидевший все эфиры за почти 20 лет Comedy Club был нашей альтернативой стендапу: смесь команды «Новые армяне» с Региной Дубовицкой. 

И вдруг стендаперы. И такие все унылые, незапоминающиеся, господи! Взять хотя бы этого Чебаткова: человек регулярно появляется в новостях, но никак не запомнить его имени и лица. 

Из всех российский стендаперов я помню только трех дам: извините, но армянку, казашку и африканку. Потому что они шутят про армян, казахов и африканцев. Не сказать, чтобы смешно, но хотя бы выделяются на фоне унылого бормотания. Ведь это бормотание. Неартистичное, неактуальное, несмелое. Двадцать лет смеются над Петросяном, а сами? Уже которое поколение невнятного ничто на сцене. 

Кроме трех упомянутых граций Карины, Сауле и Беллы, я запомнила только Стаса Старовойтова. И не потому, что он хорош! Просто он снимался в «Бате». Фильм, у которого 12 продюсеров, семь сценаристов, сорок историй про 90-е и целый Владимир Вдовиченков. Но его смог испортить один стендапер Стас Старовойтов. Оттого я это имя и запомнила. 

Недавно мне сказали, что он в стендапе лучший. Да? Каковы же остальные, если этот грустный человек с невыразительной мимикой, просторечием и полным ртом матерков лучший? Просторечие, кстати, отличительная черта наших стендаперов. Не видела ни одного, кто бы освоил литературный язык. 

Еще из общего у наших стендаперов — душевная квелость. Они во всем квелые: в шутках, в темах, в языке, в лексическом запасе. Африканка Белла только бодрая, остальные будто от рождения подвяленные, а мужикb, простите, как один все ни о чем. Мужской российский стендап, который попадает на ТВ, можно охарактеризовать как исповедь мудака. Честно слово. Мне кажется, наши стендаперы — подбухивающие пивные алкоголики с типичными разговорами подбухивающих мужиков после второй калабашки пива. Шутки крутятся вокруг жен, которые проверяют мужнины телефоны, вокруг начальника-дебила и пятницы-развратницы. 

Артистизма ноль. Это главная отличительная черта нашего стендапа от американского и британского. Там люди выходят и могут два часа держать зал или экран. Люди умеют играть и быть интересными на крупном плане. Большое отличие западного стендапа от нашего: самые известные их стендаперы — актеры. Потому мы о них и знаем — они успешны на ТВ. Я именно о стендапе, а не эстрадных комиках по типу «Аншлага», коих и у них в избытке (если вы думали, что Петросян наше бремя, вы мало видели мир). В Британии много комиков. Но это либо эстрадные писатели, вроде покойного Задорнова (Дилан Моран), либо эстрадные актеры, типа Геннадия Ветрова (Эдди Иззард, Ли Эванс). Стендаперы, то есть, комики-импровизаторы, которые попадают на экран, да еще в рейтинговые шоу, это почти без исключения актеры. В Британии такая звезда сегодня — Джейд Адамс, в США, конечно, Крис Рок. В Америке это вообще отдельная профессия — актер стендапа. Считается трудной. 

У нас в стендапе популярен тип КВН-щика, который, вообще-то, может хорошо смотреться только затесавшись в большую команду. При этом профессия слывет легкой. В итоге получается не смешно во всех смыслах. И кажется, что пароль для попадания в телестендап у нас — слово «писька». Его очень любят. Юмор ниже пояса — отличительная черта нашего стендапа. Не поверите, но в США и Британии это редкость, там шутят в основном над новостями и повесткой. Утром что-то случилось — вечером уже на концерте шутки. 

У нас не так. У нас шутки в стендапе вековые. Подпоясные. 

Почему так? Зачем нам вообще нужны эти воблы, если жанр явно не идет? Ну не наше это! Думаю, причина в том, что у нас медленный язык. Мы медленно говорим, на одну единицу времени у нас изо рта исходит мало слов. И получается много пауз. Их нужно заполнять артистизмом, а для этого желательно, чтобы в профессию шли лучшие артисты и был реальный конкурентный отбор, но с ним-то как раз и проблема. У нас жанр стал развиваться не снизу, то есть, рождаться в барах и путем преодоления конкуренции прорываться на ТВ, а наоборот: телебонзы увидели, что на западе есть такой прибыльный жанр, открыли эфиры, стали набирать людей, но делают это по законам не рынка, а телевидения: с кумовством, коррупцией и, конечно, под диктовку маркетологов, которые просчитали, что нам нужно столько-то меньшинств, столько-то казахов, белорусов, дабы и там смотрели эту хряпу. В общем, старый добрый советский интернационал. Ну и получили мертворожденное дитя. Насаждаемую сверху чепуху, которую и в барах-то с последнего столика смотреть тяжело, а их тащат в телеэфиры. 

Причем, мало им выходить в прайм-тайм на ТНТ и СТС — уже в кино пошли. Старовойтов снялся. Теперь Чебатков будет играть в телесериале. Сам он намекнул, что выбран исполнителем главной роли в локальной нашей версии турецкого «Постучись в мою дверь». Кто? Чебатков? Черт, да я только запомнила его фамилию!

Какая глупость... Он чудовищно не артистичен. Как и другие мужчины-стендаперы в России. Появление их в телевизоре можно объяснить исключительно верой наших телевизионных управленцев в невидимые силы рынка. 

У Хью Лори и Стивена Фрая был скетч Do you believe in market forces? Вы верите в злых духов? А в потусторонние силы рынка? 

Наверное, это вера в мистические силы рынка. Повторили ритуал, набрали людей, назвали стендаперами и давай катать бюджеты. 

Ду ю билив ин маркет форсис?

#новые_критики #стендап #stand_up #евгений_чебатков #стас_старовойтов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 93
    31
    1174

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • petrop

    "Последним настоящим стендапером был, прости господи, известный муж известной престарелой Примадонны"

    Прошу занести в протокол: я протестую дважды.

    Во-первых, у Галкина с самого начала было написано на роже, что это пидорок арального жанра, примадонна просто уже старенькая, ей всё равно.

    Во-вторых, под стендаперами я понимаю только тех, у кого хрен худо-бедно стоит. Спасибо, хоть русское слово "юморист" не поганят. Не говоря уже о разных почётных клоунах и петрушках.



  • horikava_yasukiti
  • 1609
    Соня Минц 25.07 в 22:08

     В женском стендапе нашеи мне нравится девушка полная такая блондинка.Крутая.

    И Андрей Бебулишвили.Он харизматичный и унего прикольный стиль.А его примитивный альтер-эго Пако бесподобен в своей нижеписечной теме.

    Старовойтов никакой.

    Про Чебаткова впервые слышу.Какое то наверн унылое и невнятное гавно, как и Галкин, как и Данила Поперечный.

    Харламов до си вызывает ржачь , особенно его Эдуард Суровый))

    Да и Паша Воля тоже интресный.

    Самый крутой стендапер всех времен и народов, юморист и мастер черного юмора

    Джимми Карр.

    Его никто не превзошел.

    Вот Бебулишвили с него берет пример.Кроие того он секси.

    https://youtu.be/bW-tyUbtL_A

  • 1609
    Соня Минц 25.07 в 22:11

    Джимми Карр на грани фола...он шутит на темы, на которые не принято шутить.

    Это чисто англ юмор

    https://youtu.be/U9BYz3yQcLs

  • 1609
    Соня Минц 25.07 в 22:45

    sevu 

    Бебур)

    Ну он сексуальный)с иголочки

    Я не могу прям)

    И эта его картавость легкая-омайгадбл)я тащуусь

  • sevu
    sevu 25.07 в 22:49

    N Y 

    ??? Сексуальней Вани Усовича? Мыслил, с его "эээээ..."- женщины штабелями в скирд укладываются.

  • 1609
    Соня Минц 25.07 в 23:14

    sevu 

    Господи

    Усович...

    Я не развржу детсад на звезде

  • 1609
    Соня Минц 25.07 в 22:17

    https://youtu.be/GcGJgLdnZIk

    В графе  у Пако "пол" написано-Москвы))

  • Volkova
    Волчья ягода 25.07 в 23:19

    Чебатков душка