vasyukhin Влад Васюхин 01.06.23 в 09:30

Пропала квартира...

Написанная в 1925 году «Зойкина квартира» — популярная, однако не самая репертуарная пьеса Михаила Булгакова. «Дни Турбиных», «Бег», «Кабалу святош», не говоря уже об инсценировках «Собачьего сердца» или «Мастера и Маргариты», на театральных подмостках можно увидеть куда как чаще. 

Первая её постановка случилась в Вахтанговском театре, по заказу которого «Зойкина квартира» и была написана. Говорят, шла на аншлагах, стабильно делала кассу, показали её почти 200 раз. Но в 1929 году зрелище запретили «за искажение советской действительности», хотя до этого Булгаков почистил текст. К примеру, выкинул частушку «Пароход плывет прямо к пристани, будем рыб кормить коммунистами». 

В моем зрительском багаже — лишь две «Квартиры» и обе десятилетней давности: в МХТ им. Чехова спектакль большого стиля, поставленный Кириллом Серебренниковым со звездами, и скромный, но тоже яркий, студенческий спектакль во ВГИКе в режиссуре Александра Федорова.

И вот под занавес нынешнего сезона — премьера в Театре им. Пушкина, где за булгаковский текст взялся сам худрук Евгений Писарев. 

Сцены из спектакля Театра им. Пушкина «Зойкина квартира»

На всякий случай напомню сюжет: время НЭПа, главный персонаж — 35-летняя вдова Зоя Денисовна Пельц (её играет Александра Урсуляк) решает заняться бизнесом и под видом швейной мастерской открывает в своей квартире бордель. Его постоянным клиентом становится живущий в том же доме коммерсант по фамилии Гусь-Ремонтный (Владимир Майзингер, в другом составе Александр Матросов). В один из вечеров богатый самодур вдруг обнаруживает, что сотрудницей Зойкиного ателье стала Алла (Анна Кармакова), его любовница, даже без пяти минут невеста, как оказалось, мечтающая сбежать от него в Париж. В финале этой оргии Гуся убивает из-за денег китаец-наркоторговец по имени Херувим (Назар Сафонов), а Зою арестовывают товарищи в черных кожаных плащах, не столько зловещие, сколько стильные. «Прощай, прощай, моя квартира!» — последние слова хваткой и по-своему бесстрашной Зойки. 

Положительных героев в густонаселенной пьесе нет, только жлобы, взяточники, кривляки, морфинисты и девушки с низкой социальной ответственностью. «Трагическая буффонада» — так охарактеризовал свое сочинение сам драматург. Юмор и сатира идут в пьесе рука об руку с мистикой и драмой, а потому режиссер волен сделать акцент по своему усмотрению — или на карикатурный, чуть ли не зощенковский быт, или на абсурд. 

Сцены из спектакля Театра им. Пушкина «Зойкина квартира»

Евгений Писарев рассматривает эту пьесу не как фельетон или, скажем, старшую «сестру» московских страниц «Мастера и Маргариты», где тоже немало места отведено «нехорошей квартире», а как нуар драму с плохим концом, с торжеством фатализма. На режиссерский замысел работают и черно-белые стильные костюмы от Марии Даниловой, и музыка Павла Акимкина. А главное — минимализм эффектной, как всегда в писаревских постановках, сценографии (художник Зиновий Марголин) — над персонажами навис огромный покосившийся потолок, по которому бродят тени, а под ногами — наклонный пол, и нет стен, защищающих их от жестокого мира. И все это лишь добавляет пессимизма и напряжения. 

И хотя текст временами сопротивляется, постановщик упрямо гнет свою линию. Длинный спектакль медленно набирает темп. Первый час кажется вечностью. Перманентно бороться со сном приходится до самого антракта. Второе действие пролетает быстрее.

Сцены из спектакля Театра им. Пушкина «Зойкина квартира»

Режиссера можно хвалить за филигранность, с которой решены массовые сцены, артистов — за синтетические способности: они и поют, и танцуют, и акробатикой владеют. 

Но какую «связь с современностью» усмотрел Евгений Писарев, берясь сегодня за эту историю, и что он хотел сказать, можно только гадать.

Не верю, что всё затеяно ради реплики: «Потому что эта власть создала такие условия жизни, при которых порядочному человеку существовать невозможно». Или что им двигало желание показать людей, мечтающих «сбежать» из родной страны — хоть в Ниццу, хоть в Шанхай.

#новые_критики #театральный_обзор #театр #театр_пушкина #зойкина_квартира

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    6
    356

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • max_kishkel

    В начале нулевых в Эрмитаже(Москва) смотрел. С Любовью Полищук в гл. роли. 

  • vladv

    Макс Кишкель 

    Кажется, этот спектакль идёт до сих пор. Ему уже лет 30.

  • vpetrov

    В 88-м году "Зойкина квартира" была очень добротно поставлена Юрием Аксёновым в Ленинградском театре комедии им. Акимова. Пьеса прижилась в репертуаре. Отличная передача "нэпманскости" времени действия. Костюмы были отменные. Там Ирина Мазуркевич хороша была в роли Зои. (Чего от неё, вроде бы, и ожидать не приходилось). Анатолий Равикович был прекраснейшим Аметистовым.  Сменивший его позднее Артур Ваха - иной, менее водевильный, что ли. В новые времена смотрел постановку в "Балтийском доме". Лет пять назад. Очень скучно, до зевков. Какой-то рабфаковский минимализм. Но, на контрасте, сразу становится понятна разница, в середине двадцатых, между разгульным, ресторанно-коммунальным НЭП-ом и кумачовым конструктивизмом-авангардом. Кстати, в самом начале девяностых именно по этому спектаклю была сделана хорошая радиопостановка Мазуркевич/Равикович/Никитин. P.S. Фото. Наглядная антибуржуйская (и уже подразумевалось, что официально антинэпманская) агитационная конструкция Союза рабочей молодёжи, 1928-го года. В грязных городских сточных водах ленинградского Обводного канала, на углу Московского проспекта. Возле домика общественного туалета, напротив Северных ворот Скотопригонного двора. (На месте этого двора пару лет назад построили "элитный" жилой комплекс. На бывшей бойне. Гримаса смыслов). 

  • udaff

    Причина того, что спектакль скучен — в режиссере или сценарий плохой? Или оба виноваты?

  • chey_tuflya

    Никогда не нравилась "..квартира" Булгаковская. Вот "Яма" Купринская нравилась, а "..квартира" - категорически нет.

    Стал бы смотреть спектакль? Не знаю.

    Иногда спектакли выходят оригинальнее оригинала.

    Спасибо за обзор

  • bastet_66

    Интересная постановка. И актёры симпатичные. Хочется верить, что стоящий спектакль получился. Порадовало, что не впихнули в классику современное прочтение. Костюмы прекрасны. Декорации, судя по отзыву, отвечают замыслу спектакля. Было бы здорово посмотреть его. Спасибо автору статьи: подача материала позволяет взглянуть на сцену, хотя бы издалека.