«Все мы самым одинаковым образом делаем жизнь и литературу»

В конце весны в России празднуется День Библиотекаря. Праздник этот не отмечен красным в календаре, и часто, говоря о литературе, мы обсуждаем книги, думаем о читателе, вспоминаем рецензии критиков, книжные подборки блогеров, мероприятия, посвященные значимым датам в мире литературы, но библиотекарь остается в тени. 
А ведь для многих читателей библиотекарь до сих пор является проводником в мир книг. Кто эти люди, и чем они живут сегодня?

Мы решили сделать цикл статей, посвященных не столько литературе, сколько человеку, который работает с книгой каждый день. В статьях будем знакомить вас с библиотеками и библиотекарями из разных уголков нашей страны, и сегодня хотим поговорить с Екатериной Симоновой, сотрудницей Свердловской областной универсальной научной библиотеки им В. Г. Белинского, города Екатеринбурга.

— Екатерина, библиотека имени Белинского имеет давнюю и славную историю. Основанная в 1899 году, она до сих пор является не только местом, где можно читать книги, учиться и работать, но представляет из себя целый культурный центр, в котором проводится огромное количество мероприятий. Расскажите, пожалуйста, о внутренней структуре библиотеки. Может быть, назовете людей, которые организуют такие замечательные лекции и выставки.

Честно говоря, сложно в нескольких словах рассказать о всех тех мероприятиях, которые ежемесячно проходят в Белинке (наше сокращенное, «домашнее», название библиотеки). Да и рассказ о внутренней структуре — это тема беседы, мне кажется, больше для коллег-библиотекарей, чем для людей, не имеющих к библиотеке профессионального отношения. Поэтому проще и веселее будет рассказать о том, что из себя вообще представляет Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского.

Во-первых, наша библиотека является крупнейшим книгохранилищем Свердловской области. Во-вторых, она является старейшей публичной библиотекой Екатеринбурга.
Сейчас в ней хранится больше 2,85 миллионов единиц хранения — книги, журналы, газеты, карты, репродукции, плакаты, аудио- и видеозаписи и многое другое, все, что, так или иначе, содержит информацию. Даже если вы просто хотите послушать пластинку или посмотреть на открытки времен СССР — вам тоже, несомненно, к нам! В год через Белинку проходит более 20 тысяч человек, не считая удаленных пользователей и посетителей массовых мероприятий. 

В библиотеке работает 26 отделов, и только 19 из них контактируют с читателями. Среди отделов, работающих непосредственно с посетителями, можно найти удивительные. Например, отдел редких книг, где хранятся книги, напечатанные до 1917 года. Размеры его фонда составляют 100 000 единиц хранения, а самая старая книга, хранящаяся в отделе, датируется XVI столетием. Или отдел музыкально-нотной литературы, где можно найти ноты за последних три столетия и где хранятся уникальные коллекции нот уральских композиторов. Или Центр депозитарного хранения документов, куда вы можете прийти и полистать любой номер журнала «Новый мир», начиная с самого первого, вышедшего в 1925 году, или посмотреть, какие новости печатались в газетах в день вашего рождения. 

Среди же отделов, которые не работают с читателями напрямую, можно найти и редакционно-издательский, отвечающий за издание библиотечных рекламных материалов и различных сборников (да, мы печатаем и книги), и отдел консервации и реставрации библиотечных фондов, занимающийся ремонтом и восстановлением книг, в том числе и книжных памятников (книг, изданных ранее 1830-го года), и Центр создания электронных копий документов, специализирующийся на работе с нашими книжными коллекциями и изготовлении цифровых копий книг из фондов Белинки для создания электронной библиотеки Белинки (да, у нас есть и своя электронная библиотека: http://elib. uraic. ru/ ).

О каждом из этих отделов можно рассказать много и еще больше, и каждый из этих отделов — только небольшая часть многочисленных интересных мест библиотеки. 
Понятно, что и коллектив у нас большой — почти 300 человек.

Белинке принадлежат целых два здания, и оба были построены специально для нее. Первое — историческое здание, которое мы называем «основным». Построено в 1950-е годы ХХ века, открыто же в мае 1960 года. На чертежах стоят подписи академика Ивана Жолтовского и Георгия Севана, главного архитектора его мастерской-школы. Второе здание, называемое «зданием пристроя», открылось в 2003 году, и до сих пор, по сравнению с основным, считается читателями новым.

Что касается культурных мероприятий, помимо «обязательных» библиотечных выставок изданий из наших фондов, как живых, так и виртуальных, то их спектр крайне велик — это и лекции, и встречи с разными интересными людьми, и семинары, и выставки, и экскурсии, и концерты, и театральные представления. Сегодня вы можете прийти на лекцию «От мюзикла до рок-оперы» музыковеда Анны Колесник, завтра на лекцию «Мистика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Величие Моцарта и гений Канта в фантасмагории Гофмана. Маски мистификаций» кандидата философских наук Оксаны Братина, послезавтра на мастер-класс по изготовлению «японского» блокнота от нашего отдела консервации и реставрации фондов, а по субботам обязательно проходят занятия бесплатных языковых клубов. И знайте, что вы, возможно, уже пропустили встречи с Алексеем Сальниковым и Дмитрием Бавильским во время нашего Библионнале и не попали на одно из мероприятий Алексея Слепухина, профессионального путешественника, руководителя Комиссии по этнографии и исторической географии Свердловского отделения Русского географического общества, основателя историко-этнографического парка «Земля Предков». Но, возможно, это упущение можно исправить: мы стараемся снимать все наши основные мероприятия, и выкладываем видеозаписи на нашем youtube-канале «Клуб друзей Белинки». 

Отдельными пунктами идут крупные ежегодные мероприятия вроде «Библионнале на Урале», Всероссийская литературно-критическая премия «Неистовый Виссарион» (проходящая, правда, в формате онлайн, но с офлайновым открытым торжественным объявлением результатов очередного премиального сезона), и Библионочь, и Всероссийский День чтения, и культурно-просветительский фестиваль с элементами инклюзии «Дни науки в Белинке». О каждом упомянутом проекте можно рассказать много интересного. О чем-то, возможно, мы поговорим чуть позже. 

Знаете, мне на самом деле было бы легче рассказать о проектах какого-то одного рандомно выбранного вами отдела — выйдет гораздо короче, хотя совсем не так коротко, как вы можете подумать.

— Да, уже понятно, что в одно интервью не уложишь всю работу Белинки. Я знаю, у вас есть краеведческий отдел, расскажите, пожалуйста, о нем.

О! В нем хранится всё, что связано с территорией Большого Урала. Это не только Свердловская область и Екатеринбург, но и Челябинск, Тюмень, Курган, Оренбург, Пермь, а также Башкирия и Удмуртия. Здесь вы можете найти материалы по истории и экономике, географии и культуре различных уральских регионов и за разные исторические периоды: и журналы 1890 года, и сборники фольклора ХХ века, и местные газеты за прошлый месяц. Здесь есть книги, журналы, газеты и даже карты. 
Часть фонда представлена в электронной библиотеке Белинки и доступна в полнотекстовом режиме через наш сайт.

У отдела свой поисковый аппарат, то есть каталоги и картотеки, сотрудники ведут электронную базу данных «Весь Урал» (в ней на сегодня более 370 тысяч записей), проводят генеалогические семинары для всех желающих изучать историю своего рода, приглашают на краеведческие прогулки по улицам города. Из-за сурового уральского климата краеведческие прогулки проходят только летом, в остальное время сотрудники отдела проводят семинары из цикла «Читаем город»: «Екатеринбург дорожный», «Екатеринбург модный», «Екатеринбург гастрономический» и т. д. Семинары проходят в выставочном зале отдела, где всегда можно познакомиться и с очередной выставкой. На выставках экспонируются не только краеведческие издания, но и материалы из государственных и семейных архивов. А еще здесь ежемесячно собирается клуб «Семейная летопись», на котором рассматриваются новинки краеведческих и генеалогических изданий.

— В 2019 году библиотекой была учреждена Всероссийская литературно-критическая премия «Неистовый Виссарион» — наверное, единственная в стране известная премия, поощряющая критиков, в поле зрения которых находится современный литературный процесс. Вы отмечены как технический куратор этой премии. Расскажите, пожалуйста, о внутрипремиальной кухне. В чем состоит ваша часть работы, кто вам, может быть, помогает (или не помогает), есть ли работы и авторы, за которых вы «болеете» в процессе. И в более широком смысле — есть ли современные литературные критики, за чьим творчеством вы следите не по работе, а по любви к их работе?

Ну, на то внутрипремиальная кухня и внутрепремиальная, чтобы оставаться внутри премии:)

Если уже серьезно, то у нас все так прозрачно, что даже немного грустно — в конце концов, кто не любит загадочность? Хотя я ее не люблю.

Премия «Неистовый Виссарион» присуждается русскоязычным литературным критикам, пишущим о русскоязычной литературе только XXI века, то есть в фокусе нашего внимания находится именно современная литература. Ежегодно мы рассматриваем тексты, опубликованные в последние два года и посвященные анализу литературно-русскоязычной прозы, поэзии, драматургии, нон-фикшн, публицистики. Кроме победителя в основной номинации, также выбираются лауреаты в двух дополнительных номинациях — «Перспектива» и «За творческую дерзость». Эти три номинации имеют денежную составляющую. Также на усмотрение жюри возможно вручение еще одного дополнительного приза «За вклад в развитие критической мысли». 
Жюри ежегодно обновляется. Оно состоит из 6 человек: председателя, победителя предыдущего сезона (который автоматически входит в состав жюри в следующем году), трех экспертов в области литературы и литературной критики, а также секретаря —представителя Белинки.

Подготовкой и проведением премиального сезона занимаются сотрудники отдела культурно-массовых коммуникаций СОУНБ им. В. Г. Белинского. Автор идеи премии, а также ее секретарь и постоянный член жюри с правом совещательного голоса от библиотеки — Евгений Иванов, технический координатор, отвечающий за подбор номинаторов и формирование премиального лонг-листа, — Екатерина Симонова. По итогам каждого премиального сезона выходят сборники статей финалистов премии, их составитель — Елена Соловьева, руководитель отдела культурно-массовых коммуникаций. Верстка и корректура проводятся редакционно-издательским отделом библиотеки. Символом премии, взятым за основу для логотипа и призовых премиальных знаков, стал гонг как символ резонанса и известности лауреата в профессиональной литературно-критической среде. Почетный знак разработал и ежегодно изготавливает специально для премии уральский мастер художественной ковки Алексей Потоскуев.

Можно задать вопрос, зачем же библиотеке премия? Ответ прост: современная библиотека не только должна являться книгохранилищем, но должна быть и ориентиром для читателя. Именно литературно-критическая премия позволяет нам отслеживать книжные новинки и держать верный курс в мире русскоязычной прозы и поэзии. Помогает вести методическую работу по комплектованию муниципальных библиотек ведь по итогам каждого сезона (а уже идет пятый) мы составляем рекомендательные списки актуальных на сегодняшний день книг, а также архивируем новые интересные литературно-критические статьи, вышедшие за два последних года. Попутно премия помогает нам узнавать о последних изданиях, книжных сериях, журналах, завязывать новые контакты, наконец. Благодаря этой работе библиотека становится медийной площадкой, открытой для совершенно разных культурных сообществ.
Библиотечная и литературная составляющие премии разделены: у премии есть библиотечный лонг-лист, куда попадают все номинированные авторы, чьи тексты соответствуют положению (и критические статьи, а также анализируемые книги могут быть в дальнейшем рекомендованы библиотекой другим библиотекам и ценителям литературы), а вот шорт-лист и победители отбираются уже профессиональным литературным жюри.

На мой взгляд, премия интересна тем, за что ее иногда поругивают: каждый номинатор может оказаться одновременно и номинантом на премию. Часть заявок приходит к нам самотеком, однако и библиотека сама приглашает к участию в качестве номинаторов определенный круг людей, профессионально занимающихся литературой. В итоге возникает необычная и в то же время привычно-забавная ситуация, когда коллеги, работающие в одной и той же области, номинируют друг друга: профессиональная составляющая оказывается во главе угла премиального процесса. При этом нужно учесть, что возможность самономинирования на премию отсутствует. 
Да, в качестве номинаторов могут по собственному желанию выступать библиотеки, издательства, литературные союзы, литературные порталы и фестивали, поэтому в следующем сезоне и ваш портал может отправить нам заявку на своего номинанта.
Как технический куратор, я отвечаю, в первую очередь, за лонг. Во вторую — за кучу технических сиюминутных мелочей. Но сиюминутные мелочи — это скучно и привычно, это как заходить в магазин после работы и мыть посуду после ужина, поэтому не будем об этом.

Впрочем, если говорить о составлении лонга — это тоже чисто техническая работа, медленная, кропотливая и невдохновенная: обрабатываю заявки, пришедшие самотеком, приглашаю номинаторов, с кем-то из них списываюсь только по делу, у кого-то попутно узнаю, как жизнь, дела, коты, собаки, дети, огород и настроение, скучливо объясняю требования к номинации, потом проверяю полученные от них заявки, а если кто забыл, кротко напоминаю — кому раз, а кому и пять. Все мы самым одинаковым образом делаем жизнь и литературу.

Передаю секретарю премии все тексты для рассылки жюри, готовлю список прошедших в лонг с указанием номинаторов по каждому лонглистеру (и да, наверно, только у нас одного человека могут номинировать разом хоть десять) и библиографический список премиальных статей. Затем вывешиваю все на премиальном сайте и с облегчением вздыхаю.

Что касается конкретных имен: конечно, я — живой человек, а значит, у меня есть тайные любимчики. И их много! Потому что уверена, что литературная критика должна быть максимально разнообразной. Впрочем, как и все остальное в мире. Однако в данном случае я — лицо аффилированное, поэтому считаю этически неверным рассказывать, кто у меня ходит в любимчиках, и за кем я слежу (ужас какой!) в социальных сетях и не только в них. Но есть такое: и люблю, и слежу. Но пусть эти люди останутся секретиком тихой библиотечной сталкерши.

P. S. А вообще премии совсем не обязательны для литератора. Но я вам этого не говорила! Мне по должности так говорить не положено))

— Про премии. Насколько я знаю, в 2019 году вы получили премию «Поэзия», а в 2020 году вошли в короткий список премии Андрея Белого. В связи с этим хочу спросить: помните ощущения, когда узнали, что премия ваша? Что запомнилось сильнее, ожидание результата или сам день его объявления? Другими словами, какова на вкус победа?

Совершенно равнодушна к любым премиальным процессам. Хотя бы потому, что категорически не азартна. Вообще являюсь одним из тех скучных людей, которые на подначивание в стиле «Спорим, что тебе слабо?» вяло ответят «Ну да, слабо» и пойдут дальше заниматься своими скучными делами. Не знаю, как вы, а лично я считаю винишко и котиков гораздо зажигательнее большой литературы. И гораздо добрее.

В общем, премии — не мое. Но вот директором «Поэзия» оказался Виталий Пуханов, один из любимых поэтов, а ответственным секретарем поэзии стал кот Виталия Нимбус — судя по его фото, один из самых роскошных котов, виденных мной в жизни. Не знаю, как можно не поддержать роскошного кота и замечательного поэта! И я с удовольствием отдала свой стишок на премию, когда попросили разрешения на номинацию. В общем, отдала, затем посмотрела на премиальный список премии с таким перечнем поэтов-претендентов, что аж дух захватывало от соседства, ну и... Даже не стала думать о победе, поскольку этот вариант мне сразу показался чем-то из области фантастики.

Поэтому в день объявления просто, как обычно, мирно сидела на работе, зевала, потому что не выспалась, и медленно стучала по клавишам, обрабатывая какой-то очередной текст для сайта библиотеки. И вообще не помнила про премию «Поэзия», да простят меня литература, Виталий и Нимбус. И очень удивилась, когда знакомые начали с чем-то поздравлять.

Насчет вкуса славы так ничего и не знаю. Зато теперь знаю, как приятно досрочно закрыть ипотеку.

А вообще... Разделить премию с таким поэтом, как Дмитрий Веденяпин — это честь.

Про шорт же премии Белого вообще ничего не скажу — я просто до сих пор не могу поверить, что в нем оказалась.

— Когда человек достигает каких-то фактических результатов своего труда и творчества — получает премию, грамоту, звание, он попадает как будто на другой этаж своей жизни. Или ему может так только казаться. Для вас что-то меняется, когда вы побеждаете в поэтическом слэме, на конкурсе, в состязании? И если да, то что.

Частично попадает, а частично только кажется. Впрочем, всегда больше кажется, чем действительно попадает. Лично я считаю, что не стоит слишком много придавать значения своим грамотам — зазнаться ведь так легко. И это так приятно — зазнаваться. 
Но, при этом, свои удачи всегда нужно ценить — это же не просто удачи, а высокая оценка твоих коллег. 

В остальном... Ну, в остальном я все так же работаю в библиотеке, и вполне этим довольна)

— Вернемся к Белинке: скажите, какими еще проектами внутри и вне библиотеки вы занимаетесь? 

Отдел, в котором я работаю, называется «отдел культурно-массовых коммуникаций». У этого отдела нет своего книжного фонда, поэтому привычной работой библиотекаря я не занимаюсь. Зато курирую встречи, лекции, выступления. Пишу разнообразные библиотечные тексты. Вожу экскурсии по библиотеке — будете в Екатеринбурге, приходите в Белинку на экскурсию — 50 р с человека по предварительной договоренности: и цена хорошая, и место интересное, с историей. 

Еще готовлю виртуальные выставки. Сейчас, например, верстаем выставку «Коты и их писатели» — следите, как говорится, за обновлениями нашего сайта: писателя каждый, в конце концов, может увидеть, а вот его кота...

Кроме того, наш отдел занимается подготовкой таких крупных библиотечных проектов, как, например, Библионочь, День чтения, Библионнале на Урале. Что такое Библионочь и День чтения, думаю, ясно всем, а вот о Библионнале нужно сказать пару слов отдельно. Это ежегодный книжный форум, ставший наследником в свое время известного Екатеринбургского книжного фестиваля, много лет считавшегося одной из визитных карточек Белинки. В Екатеринбург по приглашению библиотеки приезжают известные литераторы и представители культуры. В 2022 году, к примеру, библиотеку посетили Дмитрий Бавильский, Александр Чанцев и Владимир Березин — литературные критики, не единожды отмеченные премией «Неистовый Виссарион», не единожды попадавшие в ее шорт-листы и/или получившие победу в одной из премиальных номинаций. Несколько дней подряд в Белинке проходят художественные акции, встречи, мастер-классы, круглые столы. И я везде понемногу, между работой, успеваю засунуть любопытный нос: где-то послушать хорошие разговоры умных людей, где-то послушать музыку, а где-то и обзавестись книжкой или мешочком конфет-пельменей с клюквой (конечно же, ручной лепки, как и полагается правильным пельменям).

Так что внутри библиотеки у меня проект простой. Называется «выполнение своих должностных обязанностей». 

Вне же Белинки я занята одним очень важным проектом, который называется «жизнь». Хожу в магазин и стараюсь купить еду по акции, мою посуду и полы, воспитываю котов, разрешаю иногда им воспитывать себя, собираю винтажные брошки, хожу по врачам и в театр, смотрю много сериалов, немного читаю, езжу в гости к родителям, а иногда и в отпуск. Еще периодически размышляю о тщете и прелести бытия. Нужно ли добавлять, что работать, пожалуй, проще?))

— А есть ли какая-то статистика, что нынче интересует усредненного читателя, если мы говорим о художественной литературе? Что берут больше? Что пользуется спросом? 

У меня ее точно нет! И нужно учитывать, что мы — в первую очередь научная библиотека. И с момента своего открытия работаем в режиме читального зала, то есть книги на дом не выдаем. А значит, к нам чаще приходят работать с литературой, чем просто ее читать.

— Существует ли у вас свой внутренний список любимых книг? 

Внутреннего списка у меня нет. Зато у меня есть домашняя библиотека (будто рабочей мне мало)! Правда, с некоторого времени я ей почти не занимаюсь: любовь к книгам была побеждена любовью к винтажным брошечкам. К тому же, с домашней библиотекой — это как с зачеткой студента: первые несколько лет ты работаешь на нее, а потом она уже начинает работать на тебя. Так что книги в хорошей домашней библиотеке со временем начинают размножаться почкованием, то есть появляются из ниоткуда и чаще всего бесплатно.

Но вернемся к списку книг. Все-таки у меня его нет. Да, есть книги, которые периодически перечитываю. И есть книги, которые перечитать не хочу, но зачем-то держу на полке, потому что мне кажется важным сам факт их наличия. И с каждым годом все меньше понимаю, какими новыми красками может расцветить жизнь незнакомого мне человека тот факт, что он узнает, что я люблю, например, все романы Джейн Остин, или «Последний поклон» Виктора Астафьева, или стихи Александры Цибули. Ну, люблю и люблю. Это личное)

— Из последнего прочитанного, увиденного, услышанного, не обязательно это про книги, что сразу всплывает в памяти в хорошем смысле слова? 

Если честно, то ничего. Наверное, я — веселая мизантропка. Но в хорошем смысле слова мне вдруг сразу вспомнилась упаковка свежей клубники (кстати, спелая и сладкая, несмотря на то, что еще только май). Впрочем, сразу после вида этой клубники в памяти тут же всплыла ее стоимость, и на этом мои хорошие мысли закончились. 

— От чего вы больше всего устаете, и что помогает вам не выгорать на работе? 

Устаю от однотипных повторяющихся действий: встать в одно и то же время, погладить одежду, принять душ, собрать еду на работу, позавтракать, почистить зубы, прийти на работу, отработать, уйти с работы, зайти в магазин по пути с работы, прийти домой, вымыть посуду после вчерашнего ужина и сегодняшнего завтрака (простите, нет сил вечером мыть посуду сразу после того, как поела), приготовить ужин, посмотреть сериал за ужином, поесть и снова отправиться спать. И так каждый день, боже мой. И это я еще выпустила из перечня уход за котами. 

С другой стороны, только это повторение и не дает совсем поехать крышечкой. Хоть как-то организовывает. И заставляет хоть немного шевелиться. Но не выгорать на работе и в жизни это, конечно, не помогает)

А что помогает не выгорать? Понятия не имею. В конце концов, впадать периодически в уныние, а потом непостижимым образом от него избавляться — это одна из самых простейших (а значит, самых таинственнейших) встроенных функций человеческой психики. Может, сегодня меня бесят мысли о том, что вечером, как и вчера, мне придется лежать на диване (все равно ни на что другое нет сил), а вот завтра те же самые мысли меня поддержат.

— В любой работе случаются смешные косяки и провалы, есть ли у вас какие-то забавные случаи, связанные с библиотечным трудом?

Ну что вы. Какие косяки могут быть на любимой работе?))

Что касается забавных случаев, то у меня очень плохая память, о чем в курсе все, кто меня лично знает. Поэтому вот то, что пока актуально: параллельно с ответами на ваши вопросы пытаюсь решить, как назвать последнюю вкладку на выставке «Коты и их писатели» — КОТОКНИГИ, или КНИГИ О КОТИКАХ, или КОТОБИБЛИОГРАФИЯ. Ох, у меня очень, очень, очень серьезная и ответственная работа, без шуток.

А еще я тут сидела в Актовом зале, курируя очередное мероприятие, меланхолично рассматривала зависший под потолком черный шарик, оставшийся после мероприятия предыдущего (и его, учитывая высоту потолков основного здания, убрать невозможно, можно только ждать, когда шарик сам сдуется через неделю) и не менее меланхолично размышляла, что, если бы клоун Пеннивайз стал готом, шарики у него были бы как раз именно такого густого черного цвета (фото прилагается).

— Что думает человек, работающий с цифровизацией книг, об искуственном интеллекте? У нас в подмосковной библиотеке живет Алиса, милая девушка на колесиках, которая умеет здороваться, запоминать ваше имя и искать литературу. Может Алиса работать вместо Екатерины, или все-таки участие живого человека нельзя изобразить никакими компьютерными схемами? Ваш прогноз, роботы нас заменят? 

Как я уже писала, за сканирование книг и размещение их в нашей электронной библиотеке отвечает другой отдел. Так что мне думать ни о цифровизации, ни об искусственном интеллекте не приходится. И это хорошо, потому что я и так постоянно о чем-то думаю.

Я думаю, ни одного человека нельзя назвать незаменимым. Разве что если эта незаменимость касается удачных отношений. Да и тут далеко не всегда. Так что вместо Екатерины может работать и Алиса, и Василиса, и Валерия, и Екатерина будет не против, если цинично сможет получать вместо них зарплату. 

— Екатерина, я видела, у вас в библиотеке существует чудесная «машинка по стряхиванию пыли», а есть ли еще какие-то технические приспособления, которые помогают в работе? 

Самое чудесное техническое приспособление, которое всегда точно помогает в работе (причем в любой) — это улыбка (инфа-сотка).

А так... Машинка по стряхиванию называется аппаратом для обеспыливания. Есть много интересных аппаратов в редакционно-издательском отделе, которые печатают, обрезают края, склеивают бумагу. Есть единственный в России сканер для сканирования документов большого формата. Есть залы для онлайн-конференций. Есть электронный библиотечный каталог, доступ к которому каждый прочитавший этот текст, может получить прямо сейчас, прямо со своего телефона

Однако не могу не признаться в страшном: особенно мне помогает в работе обычный электрический чайник. Когда к обеду устаешь, так хочется выпить кружку горячего чая!

— Когда выдаются спокойные минутки, читает ли библиотекарь книги, которые стоят на полках, в рабочее время? Наверное, это из детства такая картинка, в школе мне казалось, что девушка-библиотекарь заворачивается в теплую шаль, наливает чаю, уходит в дальний угол и зачитывается там книжками, которые припрятала для себя. Вы заворачиваетесь в шаль? 

В свободные минутки я нервно читаю то, что может потом пригодиться в работе. Поскольку ленива, то обычно читаю, не вставая с места, то есть нахожу всю нужную информацию в интернете (какой-то я неправильный библиотекарь).

А картинка хорошая, да. Жаль, что не вполне реалистичная, хотя, несомненно, библиотекари — обычные люди, и периодически они пьют чай, надевают шаль и читают книжки. И это прекрасно.

Шаль у меня есть, точнее, не шаль, а серый большой шарф размером в половину моего рабочего стола, который всегда лежит в ящике этого рабочего стола на тот случай, если я замерзну зимой. Да, мечтаю и о настоящей шали, точнее, скорее о платке — огромном, с длинной бахромой, платке в аляповатых псевдорусских алых цветах, платке кремовом или светло-желтом. Он прекрасно подошел бы к моим розовым кроссовкам, серьгам в виде мухоморов и черному блейзеру в крошечных черепах. 

— Если вы сейчас закроете глаза и попытаетесь представить себя в некоем месте вашей силы. Где вы окажетесь? 

Не верю в места силы. Не верю в то, что где-то можно волшебным образом оказаться, причем не просто где-то, а в хорошем месте. 

Но я всегда не против оказаться на своем диване — с котами, бутылкой безалкогольного пива, тарелкой со свежепожаренными чебупелями и сладким пониманием того, что завтра никуда не нужно выходить из дома.

*все использованные фотографии авторства Екатерины Симоновой

 

#alterlit #imhoch #Белинка #День_библиотекаря #Екатерина_Симонова 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 104
    20
    552

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Спасибо, очень интересно 

    Всегда жду очередных обзоров-интервью и прочего

  • bitov8080
  • jatuhin
  • udaff

    Женечка, прекрасное интервью, ты большая молодец!

  • bitov8080
  • TEHb

    Евгения, я поставила Вам лукас за терпение.

    Когда спикер перечёркивает первый же вопрос и, вместо ответа на него, вываливает целую лекцию, то интервьюеру можно только посочувствовать.

    Текст ниасилила, я вообще не фанатка лекций о литературе.

  • Volkova

    Дискурсмонгер-Полуорлофф 

    Нуничо, выпьешь водке - разойдешься гг (полуцэ) 

  • bard-punk-shanson
  • Volkova
  • Arhitector

    В начале статьи её автор задаёт риторический вопрос - кто такие наши библиотекари и чем они живут?  Постараюсь - ответить кратко.

    Наши библиотекари сегодня - это люди, за нищенскую зарплату (в основном гораздо менее 30.000 рублей) самоотверженно и каждый день сохраняющие для нас мудрость, творчество и жизненные пути наших предков. Это - в основном самоотверженные женщины, которые изо дня в день получают остеохондрозы, ослабления зрения и искривления позвоночника, но всё равно продолжают работать, прекрасно выглядеть и имеют силу, мужество и стойкость, возвращаясь после работы домой, - улыбаться, воспитывать детей, поддерживать домашний очаг и готовить пищу. Это - одна из важнейших опор нашего общества, не позволяющая ему окончательно скатиться в средневековье, оскотиниться ютубо-тиктоком, погрузиться в эпидемию безграмотности и откатиться на уровень шимпанзе и горилл.

    Поклон вам в пояс, наши библиотекари, весь наш персонал всех наших библиотек.

    За материал - огромное спасибо. Автор - как всегда удивила и порадовала хорошим и интересным начинанием, в отличие от прочих местных голливудо- и шубинообзорщиков.

     谢谢 !