cp
Alterlit

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» – это ромфант начала XX века. Причём казалось, что это пишет малоизвестная бабёнка, решившая подарить свои эротические фантазии миру. Вот герой, вот героиня, они ни с того, ни с сего влюбляются, потом ищут повод пострадать, чтобы воссоединиться в конце для долгой и счастливой жизни. И для закрепления жанра (ромфанта) у нас есть второсортные плановые персонажи, которые где-то там ходят и куролесят, отвлекая читателя от глупого спектакля, под названием «Любовь до гроба».

И основной претензией к произведению было то, что мне не показывали эту самую любовь, а только рассказывали о ней, просто ставя перед фактом. То есть нет ни прелюдий, ни предпосылок, ни какого-то изменения в поведении героев, чтобы показать мне (не знаю уж, как вам), что они хотят этой любви и готовы за неё бороться. Маргарита – вообще Анна Каренина на минималках. У неё есть муж («умывальников начальник и мочалок командир»), она не знает, что такое домашние хлопоты – у неё дома прислуга,  она хочет пряники ест, хочет – халву, и т.д., и при этом она скучает! Но из-за нежелания испортить репутацию мужа (что тоже бы отразилось на её жизни, кто хотел бы лишиться роскоши?), она ведёт себя «в людях» прилично, поэтому и не решилась сразу рассказать о своём мастере-любовнике.

И меня удивил один момент. Когда Мастер сжёг рукопись, первой реакцией Маргариты была ярость. Тут-то до меня и дошло, что его она не любит, ей просто понравилось быть музой. А когда все её труды улетели в печь, она и показала своё истинное нутро. Но, видимо, подумала, что ещё можно всё восстановить, но видя, что он изображает из себя больного, решила сделать ход конём – воодушевить его тем, что уйдёт от мужа к нему насовсем. Мне кажется, Маргарита искала вовсе не любви. Она жаждала признания и славы. Муж ей этого дать не мог. Он – высокий начальник, но это его личная заслуга, которой он делиться не собирался. А тут попался ей под руки какой-то инфантильный писака, которым, как оказалось, очень легко управлять, но всё пошло не по плану.

Кто-то может возразить, она, мол, ради Мастера уселась на швабру и улетела в «закат». Но тут тоже хорошо показан момент с кремом, который её, как многим покажется, преобразил . Но на самом деле он раскрыл её истинную сущность. Она всегда была такой, она всегда хотела быть такой, она устала это скрывать от всех. Считайте, что крем просто помог ей, наконец, реализовать свою мечту.

Что касается Мастера. Выше я уже сказала, что он обычный инфантил. Как сейчас бы сказали о нём – соевый куколд. Он жалок. Не знаю, как Мастер жил до выигрыша в сто тыс. рублей, Булгаков об этом просто не рассказывает, но получив такую огромную сумму, наш герой начинает проживать обычную жизнь мелкого буржуа-интеллигентика – купил квартирку, радовался умывальнику и личному примусу, гулял и наслаждался видами, и, конечно же, начал ТВОРИТЬ хуйню – писать великую книгу! Но, как мы знаем, мало чего-то желать, надо стараться и работать-работать-работать, оттачивая своё мастерство. Тут, конечно же, можете возразить, а вот типа Шолохов «Тихий Дон» написал в 20! Почему же Мастер не может быть таким же мастером? Тут я могу ответить так: всё зависит от опыта, который им преподнесла жизнь. А у Мастера за плечами не было ничего, что его могло бы подтолкнуть к шедевру, кроме шёпота дьявола, стоявшего рядом.

Что касается Воланда. В комментариях кто-то (простите, не запомнила, кто) сказал, что похождения его свиты больше похожи на проказы мелкой шпаны или гопников из подворотни. Я же вижу в этом как раз типичный приём современных авторш ромфанта. Они обожают второстепенным персонажам выдавать пачку комических ситуаций, которые должны у читателя вызывать улыбку и мимишный эффект. А самое главное, отвлекать от сюжетной линии, особенно если в ней есть провалы. Чаще всего для этого используют каких-нибудь животных, которые и привлекают всё внимание к себе. Вот спросите любого о «Мастере и Маргарите», что первое они могут вспомнить о книге? И, я уверена, что абсолютно все сразу скажут про Бегемота и его знаменитую фразу про «чистый спирт». И вот за этой мимишной мишурой Булгакову удалось спрятать всю нелепость и глупость поведения свиты. Да и самого сатаны.

Вот скажите мне, в чём уникальность разоблачений Воланда? Ну сдают они по анонимному доносу Никанора Ивановича, мол, он валюту прячет. И что? Булгаков так высмеивает, как он писал в дневнике – «уродство быта и яд, которым пропитан мой язык, а самое главное – страшные черты моего народа»? Страшными чертами оказываются доносы, взятки, бюрократизм? Как-то мелковато для сатаны, вам не кажется? В общем для меня эта часть романа была дико скучной. Я откровенно зевала, не понимая, почему мне это нравилось?

Буквально лет пять назад, когда меня спрашивали, какая у меня любимая книга, я всегда отвечала – «Мастер и Маргарита». Это одно из немногих произведений, прочитанных ещё в школе, которое мне по-настоящему понравилось, я его даже перечитывала лет в 20. Но сейчас я этого не понимаю и не могу на страницах книги найти то самое заветное, что заставило меня полюбить эту историю. Как и не понимаю, что великого было в Иешуа Га-Ноцри. В моих воспоминаниях (ещё со школы) в голове отложилось, что это был крутой чувак, сумевший заставить самого Понтия Пилата пойти против всех, чтобы его защитить и спасти. А перечитывая сейчас, я вижу, что Иешуа и Пилат обмолвились парой фраз, и всё! Но почему-то фразы Га-Ноцри, что все люди добрые и что Пилат просто устал и ему бы погулять, тут подаются как нечто воодушевляющее и проникновенное, отчего я тоже должна проникнуться к нему симпатией. Видимо, мой учитель литературы очень хорошо поработал со мной, рассказав или внушив мне больше, чем есть на самом деле. Сейчас же я вижу, что Иешуа ничем не отличается от обычного пройдохи, который обманом набирает людей в свою секту. Может, поэтому Булгаков и показал нам, что на его «проповеди» клюнул только Левий Матвей? Ведь, как мы знаем, у Иисуса на момент казни было уже 12 учеников и много, очень много последователей. А тут нам показан именно жулик. И, что примечательно, об этом нам рассказывает Мастер, который, в свою очередь, записывал историю Иешуа под диктовку самого Воланда aka Сатаны.

И мне кажется, что в этом и кроется вся разоблачающая суть произведения, а не в страшных грехах народа. Бог для Булгакова умер. Как и величие Его. А если Бога нет, то нет и любви. Поэтому Мастер и Маргарита поражаются этим чувством, словно «финским ножом», который их скорее убивает, нежели дарит счастье и радость, как это обычно бывает с влюблёнными. И, повторюсь, из-за того, что мне пришлось продираться сквозь всю эту лишнюю возню свиты Воланда, мне было дико скучно и неинтересно перечитывать роман. Но, надеюсь, что это открытие, которое я сейчас для себя совершила, через пару лет поможет мне при перечитывании в очередной раз следить именно за этим ходом событий, откидывая на второй план всю суету этого мира.

P. S. – Забавно, что суета свиты Воланда и суета моего нынешнего бытия, связанного с ремонтом, связались воедино и получился такой интересный вердикт о книге. Мистика, не иначе.

 

Р. P. S. – К сожалению, я больше не смогу говорить, что «Мастер и Маргарита» моя любимая книга. Интересная, забавная, вызывающая откровенную скуку, навевающая на мысли. Какая угодно. Но не любимая.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 56
    21
    199

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • SergeiSedov

    Браво! Выражаю восхищение глубоко нестандартным, но искренним и прекрасно изложенным мнением. В защиту Булгакову могу только сказать, что рукопись очевидно и с ущербом для общего качества текста - не закончена. Рукопись написана не его почерком. Обьявилась на руках у грузинского исследователя творчества уже задолго после смерти МБ. Передала эту рукопись молодому горячему исследователю похотливая пожилая вдова писателя. Ну и какие после этого вопросы к бедолаге Булгакову? 

  • capp
    Kэп 21.05 в 15:59

    Вахтанг Сабурталинский 

    Не его почерком? Самбогписалл! 

    Нуилисотона даже..☝

  • SergeiSedov

    Kэп 

    Свят-свят-свят! 

  • capp
  • alt_sgb

    Интересно, какая теперь "ЛЮБИМАЯ" книга у автора поста?

    Каких ещё откровений и разочарований нам ждать?

  • sevu
    sevu 22.05 в 16:59

    ШЕФРЕДАКТОР AltCG™ 

    Итс - "Май кампф".

    ---+++

    С величайшим удовольствием причисляю себя не к когорте интеллигенции, потому что забил на эту "М и М" , Булгакова, а для них это эталонный лакмус обнаружения своих.

  • o_v_n

    ШЕФРЕДАКТОР AltCG™ 

    "Анна Каренина", "Мертвые души", "Золото" Мамин-Сибиряка, "Долг" Нурпеисова, "Выбраковка" Дивова, и ещё много чего.

    Не понимаю сути претензии. Если столь расхваленная книга мне не понравилась, это не значит, что я просто что-то там "хайпую", как выше писали. Я обосновала мои претензии, чем недовольна. И специально указала, что буду перечитывать через пару лет, в надежде увидеть новое.

  • horikava_yasukiti

    А я вот с автором полностью согласен. Носятся с этой писулькой как хрен знает с чем, а мыслишки в ней куцые, мораль копеечная, а из всех персонажей, наверное только финдиректор Римский какое-то подобие симпатии вызывает. Так-то. Автор, я с вами.

  • Arhitector
    Arhitektor 22.05 в 18:33

    Мастера и Маргариту читал дважды - почему-то. Но, к удивлению - мало что запомнилось из конкретных деталей. Сохранилось лишь какое-то смутное облако впечатлений, особенно положительных к той части книги, в которой описывается действо в древние времена. Помнится, даже цитаты выписывал. Думаю, надобно сподобиться прочесть ещё раз...

    Чертовски интересно было бы знать, с какими задумками писал данный роман сам Булгаков, что он хотел этим романом сказать и какими мыслями, переживаниями поделиться.

  • bastet_66
    bastet_66 23.05 в 06:50

    Интересные мысли. Пожалуй, соглашусь в той части статьи, что в 20 лет совсем по-другому воспринимаешь многое. И совсем не так, как, скажем, в 30 или 40. Всё зависит от жизненного опыта. У меня вообще нет целостного восприятия «Мастера и Маргариты». Мне нравятся отдельные главы, отдельные сюжетные линии. Сами по себе. Честно говоря, читаю ради хорошо выстроенных предложений, красиво уложенных слов. И разделяю мнение автора статьи в том, что этот роман не отношу к своим самым любимым книгам.

  • o_v_n

    bastet_66 

    Мне понравился лишь один момент, когда Мастер говорит Бездомному, что у того нет таланта, и запрещает ему писать. Это так типично для всех этих "гениев". Вместо того чтобы заставить человека самосовершенствоваться, отправляют в небытие. Мастер сам кстати тоже особо не старался, видимо, считал, что его скилла достатчно.