vasyukhin Влад Васюхин 18.05.23 в 08:52

Цветёт миндаль

О поэтических спектаклях и спектаклях о поэтах я писал уже не раз и не два. Герои были от Владимира Маяковского и Иосифа Бродского до Жака Бреля. Но постоянно появляются новые постановки. Расскажу о двух.

Одну из них я ещё не успел посмотреть — в дни показа был в отъезде, далеко от Москвы, в другой стране, но не упомянуть о ней нельзя, поскольку премьера приурочена к юбилею одного из моих любимейших авторов. 

12 мая исполнилось 90 лет со дня рождения Андрея Вознесенского. Знаменитый шестидесятник, эстрадный поэт, русский битник, он был не чужд театру. Достаточно вспомнить спектакль-концерт Театра на Таганке «Антимиры», поставленный по стихам Вознесенского в 1965 году.

В мемуарах поэта можно найти такие строки:

«Театр подготовил из моих стихов одно отделение. Я читал второе. Мы провели два вечера. Так родился спектакль “Антимиры”. Его сыграли восемьсот раз, еще два раза неучтенных выступлений.
Театр стал родным домом для меня». 

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «АНТИМИРЫ»

В том спектакле участвовала вся труппа, будущие звезды — Демидова, Славина, Хмельницкий, Смехов... Особо выделялся среди них такой же молодой и тогда ещё малоизвестный Владимир Высоцкий. 

Вот как писал о нем Вознесенский:

«Он до стона заводил публику в монологе Ворона. Потом для него ввели кусок, в котором он проявил себя актером трагической силы. Когда обрушивался шквал оваций, он останавливал его рукой. “Провала прошу”, — хрипло произносил он. Гас свет. Он вызывал на себя прожектор, вжимал его в себя, как бревно, в живот, в кишки и на срыве голоса заканчивал другими стихами: “Пошли мне. Господь, второго”. За ним зияла бездна».

Через несколько лет, в 1970 году, на Таганке поставили ещё один спектакль по стихам Вознесенского — «Берегите ваши лица». Он был задуман режиссером Юрием Любимовым в жанре открытой репетиции, это позволило бы дополнять спектакль новыми стихами, что-то менять, импровизировать, комментировать. Но сыграть «Берегите ваши лица» удалось всего-то три раза, и даже завзятые театралы не успели посмотреть. Чиновники запретили, усмотрев крамолу и поклеп на социалистическую действительность, хотя все стихи были официально опубликованы. Но сцена, как подчёркивал сам поэт, усиливала его строки, делала их жёстче, острее и даже страшнее... 

Те спектакли вошли в учебники, стали легендой, а ещё один театральный опыт Вознесенского жив и востребован до сих пор. Это рок-опера, написанная Алексеем Рыбниковым на поэму «Юнона и Авось». Первая — триумфальная! — постановка случилась в театре Ленком в 1981 году. И до сих пор этот кассовый хит Марка Захарова в репертуаре. 

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ЮНОНА И АВОСЬ»

И вот сейчас к юбилею поэта выходит спектакль с длинным названием «Не могу приехать. Цветёт миндаль». 
Телеграмму с таким текстом Вознесенский отправил жене весной 1963 года. 

Зоя Богуславская вспоминала об этом:

«29-летнему Андрею Андреевичу, мальчишке еще, предложили провести вечер поэзии в Большом зале Консерватории. Он сказал, что выступит, но в восторге улетел в Ялту... Так вот, мне каждый день звонит эта Консерватория: “А где он? Репетировать ему надо, не надо?” Я отвечаю: “Он будет”. Он мне звонит как ни в чем не бывало: “Милая, как ты?” И за два дня до вечера я получаю от него телеграмму: “Милая, приехать не смогу. Цветет миндаль”. Всё. Тут раскуплены все билеты, битком набитый зал, звонит администрация, собираются прийти Рихтер, Нейгауз, вся музыкальная элита — а у него “цветет миндаль”? Я не передам уже степень моей тогдашней ярости. Когда он позвонил, я сказала: “Если ты не прилетишь, забудь мое имя”. Он прилетел».

Поставил этот спектакль, родившийся как антрепризный проект, Роман Шаляпин. Роль поэта неожиданно сыграл экс-солист группы «Корни» Павел Артемьев. На Вознесенского внешне он совсем не похож, да это и неважно. А ещё одну грань поэта воплотила... Роза Хайруллина, любимица столичной публики.

Очевидцы свидетельствуют, что создатели спектакля собрали композицию из не самых шлягерных текстов и песен, сделав главным образ дома, где колонны и опора — друзья, а потому для многих зрителей спектакль явился откровением. Роль Зои Богуславской, музы поэта, сыграла актриса Театра им. Маяковского Дарья Повереннова. 

ПАВЕЛ АРТЕМЬЕВ И ДАРЬЯ ПОВЕРЕННОВА

Зоя Борисовна, вдова Вознесенского, которой недавно исполнилось 99 (!) лет присутствовала на премьере. 

ЗОЯ БОГУСЛАВСКАЯ. ФОТО С ПРЕМЬЕРЫ мне прислала Елена Посувалюк

А второй премьерный поэтический спектакль я увидел буквально перед своим отлётом. В театре «Школа драматического искусства» четыре молодых артиста, недавние выпускники Щукинского училища, разыгрывают поэтические тексты другого советского классика — Самуила Маршака. Подзаголовок зрелища: концерт для взрослых и усталых людей. 

Называется спектакль «Чепуха». Поставила его Ася Князева, известная своими работами в Вахтанговском театре. Это стоит подчеркнуть, поскольку по духу «Чепуха» получилась очень вахтанговской — яркой, карнавальной, гротесковой, праздничной, острой по форме (кстати, и сам этот квартет называет себя «Вахтанговский практикум»). И даже детские стихи и переводы Маршака зазвучали вдруг необычно и непривычно. И напомнили, что у его детских стихов были обэриутские корни. 

ПЕРСОНАЖИ СПЕКТАКЛЯ «ЧЕПУХА». В программке они обозначены как Чепухня, Чепушинка, Чепухолог и Чепуховед

Знакомые с детства стихи преподносятся создателями спектакля с изрядной долей абсурда. Ну представьте, что историю про весёлых чижей переложили (и очень удачно!) на мелодии классических оперных шлягеров, где и Бизе, и Верди, и Россини. И этот номер, пожалуй, самый восхитительный в калейдоскопе. 

Вообще музыки в спектакле много, и значительную её часть написал один из артистов — Иван Авдеев. 

С этого спектакля выходишь с улыбкой. И волей-неволей вспоминаешь ставшую крылатой фразу товарища, простите, Сталина, оброненную вождём после просмотра фильма «Весёлые ребята»: «Как будто в отпуск съездил».

#новые_критики #театр #андрей_вознесенский #цветет_миндаль #чепуха #школа_драматического_искусства

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 6
    6
    576

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Хотелось бы, конечно, это посмотреть. Будет возможность - обязательно.

    "Антимиры" смотрел когда-то оч давно в телепостановке. А вот на "Юнону и Авось" ходил живьем еще когда Караченцов был молодым и задорным, вдобавок видел и в исполнении питерской "Рок-оперы".

    Спасибо за обзор и напоминания.

  • udaff

    Очень люблю поэзию Вознесенского. Спасибо за обзор. 

  • vpetrov

    Про весёлых чижей должно быть очень мило!

  • Arhitector

    Меня всегда поражал театр. Тем, что относится к так называемому "невидимому искусству". Театры работают, получают бюджетные средства, ставят спектакли... а ходит в них лишь ничтожная кучка населения страны. Для остального населения - театры просто, по факту, не существуют.

  • vladv

    Arhitektor 

    С музеями подобная ситуация. 

  • bastet_66

     Завидую по-доброму автору статьи. Здорово, что есть возможность смотреть всё, что хочется. Правда, замечательно, что выходят новые спектакли, что их можно смотреть и наслаждаться. Радоваться успехам артистов и режиссеров. Восхищаться умению сценаристов изобрести что-то новенькое и увлечь публику. Спасибо за обзор.