Мёрзлая земля

Жанр: триллер, драма. Формат: мини-сериал.
Режиссер: Оксана Карас.
В ролях: Светлана Ходченкова, Юрий Чурсин, Антон Филипенко, Андрей Бурковский.
Год выпуска: 2023.

7 апреля в свет вышла первая серия очередного продукта на отечественном сериальном конвейере, которым непременно будет хвастаться агрессивная и навязчивая реклама на сайтах подобных «КиноПоиску» и различных стриминговых площадках. А называется новая многосерийка — «Мёрзлая земля». И хоть название совпадает с фильмом про маньяка 2011-го года, истории, рассказанные в этих произведениях, сильно отличаются друг от друга.

Сюжет сериала, протяженностью в восемь серий, затрагивает как социальный аспект жизни российской провинции, так и имеет детективную составляющую. Лариса Айдарова (Светлана Ходченкова) живет в Ленинградской области, печет кондитерские изделия, а по ночам подрабатывает со своим сожителем Максимом (Антон Филипенко) в местной службе такси. Она мечтает о свадьбе с возлюбленным и строит радужные планы, пока мужчину не задерживают по подозрению в убийстве девушки-фотографа. Девушка была изнасилована, задушена и оставлена мёртвой на побережье. Светлана начинает собственное параллельное расследование с полной убеждённостью в том, что ее будущий муж не виновен, а настоящий насильник и убийца находится на свободе. Попутно сама героиня пытается понять: кто же тот человек, с которым она жила бок о бок неполных два года — «плюшевый» тюфяк, жертва полицейского произвола или изощренный душегуб и манипулятор.

Даже из первой серии становится понятно, что донельзя клишированный сюжет не отличается гуманизмом и любовью к людям. Повествование шоу основано на реальных событиях, произошедших в Абакане, и подвергшихся значительной сценарной переработке. Что же касается киношпампов, то достаточно перечислить несколько, что бы понять все недоработки шоураннеров и авторов сценария. Начнем с клише «московский следователь». Это еще один представитель СК РФ, приехавший в глубинку за новыми звездочками, а за одно, и чтобы расследовать резонансное дело. Эту роль исполнил харизматичный Юрий Чурсин («Изображая жертву», незабываемая роль креветки в альманахе «Короткое замыкание»). Он быстро показывает местным кто тут папочка и отстраняет их от дела. И есть за что! Ведь районные следаки в исполнении Сабины Ахмедовой (на вид потрепанная эскортница в прокурорском кителе с погонами) и Максима Стоянова (тот самый типаж полицейского, который пытками и силой выбивает признания) чтобы не дай Бог не сгореть на работе ещё до наступления пенсионного возраста, разваливали похожие дела, запугивали потерпевших, возвращали им заявления, упорно игнорируя факт серийности преступлений. Мотивация была простой: «Маньяк в маленьком городе никому не нужен!»

К слову сказать, имя реального извращенца и по совместительству прототипа сериального убийцы — Дмитрия Лебедева, было известно правоохранителям почти с самого начала следствия, но его всегда отпускали за недостатком улик. Так длилось пять лет, пока отец одной из жертв не взялся за расследование самостоятельно. Это отдаленно нашло отражение и в «Мерзлой земле».

Еще одним надоевшим штампом является изображение провинции. Мы в очередной раз видим глазами столичной богемы маленький город, представленный в тоскливом и тусклом свете и хронически больным какой-то ремарковской обреченностью и разрухой. Любители глупых подсчётов наверняка найдут в кадрах гораздо больше оттенков серого, чем те самые пресловутые пятьдесят. По мнению авторов, эта среда не может не порождать преступления, а синдром отмены социальной справедливости вызывает внезапное остервенелое осуждение того, чья вина еще не доказана. Да и вообще население состоит сплошь из бывших сидельцев и женщин, вышедших замуж исключительно по залёту. Зло, вмонтированное в контекст жизни, прогрессирует в декорациях советской архитектуры и отражается в абьюзивных межличностных отношениях, попытках расправы над тем, кого толпа назначила виновным и превращает расследование всего лишь в фон вечной истории о поисках правды.

А эту саму правду и ищет главная героиня. Светлана Ходченкова не убедительна в роли водителя такси (она слишком глянцевая и утонченная для такой специфической работы), но одновременно с этим — очень гармонична в роли затравленной женщины, бросившей вызов системе ради любви и семейного счастья. Её персонаж постоянно находится где-то между нервным срывом и отходняком от нахлынувшей истерики — в общем, помогает расследованию как умеет. К слову, взвинченная игра актрисы является одним из светлых моментов нового шоу. Остальные актеры не дотягивают игрой до этого драматизма — московский уполномоченный слишком карикатурен, а, например бывший муж Ларисы (Андрей Бурковский) малоубедительно скандалит и, видимо, плохо себе представляет человека с расшатанной как старая китайская стремянка психикой. К тому же, слишком стереотипным является и героиня Полины Гухман (дочь Ларисы Айдаровой). Этакая девочка-подросток и рок-бунтарка с татуированным лицом и неизменными дредами.

Операторская работа выполнена в до сих пор не забытом, к сожалению, стиле плохих отечественных сериалов конца 90-х, а именно — низкобюджетно и невкусно. Но возможно — это всего лишь плохая попытка подражания подобным работам родом из Скандинавии. Это может объяснить и то, почему создателям не интересна личность маньяка, а больше интересна драма — на такой игре со зрителями строится подавляющее большинство детективных сериалов датских и шведских мастеров. Ну а то, что шоу снято на реальных событиях... Так всем давно известно, что между фильмом по реальным событиям и реальными событиями нельзя ставить знак равенства.

Отдельно хочется отметить костюмеров. Бунтарская подростковая куртка с надписью «Ж*ПА» и свитер с медведем на мужественном торсе следователя прокуратуры (не в виде логотипа известной политической партии), действительно — топ! Конечно, они не станут такими культовыми шмотками из кино как, например, свитер Данилы Багрова из дилогии «Брат», но вещи весьма стильные и вполне могут соперничать с продукцией не покинувших России брендов.

Несмотря на пугающую в последнее время периодичность выхода русских сериалов про маньяков и жертв, представляю свою подборку похожих киноработ:

— МосГаз (2012 год; реж. Андрей Малюков).
— Метод (2015 год; реж. Юрий Быков).
— Душегубы (2019 год; реж. Давид Ткебучава).
— Смерть на языке цветов (2019 год; реж. Алексей Гусев).
— Чикатило (2020 год; реж. Сарик Андреасян).
— Водоворот (2020 год; реж. Андрей Загидуллин).
— Хрустальный (2021 год; реж. Душан Глигоров).
— Коса (2021 год; реж. Игорь Волошин),
— Фишер (2023 год; реж. Сергей Тарамаев).

#новые_критики #мерзлая_земля #обзор_сериала #ходченкова

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 4
    4
    187

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • max_kishkel

    Сразу нет. На картинке тупая русская женщина. См. губы. 

  • horikava_yasukiti

    https://youtu.be/WiMLe4SvAhA - "Мёрзлая земля" здорового человека. И, кстати, убийцу из Абакана зовут не Дмитрий Лебедев, а Дмитрий Лебедь. Так-то.

  • chey_tuflya

    А этот обзор меня как-то даже больше убедил.

    Спасибо. Ёмко, интересно.

  • bastet_66

    Автор обзора ещё раз подчеркнул, что с нашим кинематографом не всё в порядке. Вот прямо в точку, насчёт «глянцевости» главной героини. Хотя мне нравятся детективные истории, но эту не буду смотреть. Спасибо за статью. Познакомилась с подборкой. Не хочется про маньяков. А вот с легким, ироничным, интеллектуальным детективом с удовольствием скоротала бы вечер. Пишите, у Вас убедительно получается.