Самый последний фильм 80-х: «Танго и Кэш». Танцы вокруг денег
«Танго и Кэш» (Tango & Cash, 1989, реж. Андрей Кончаловский, Альберт Магноли). IMDb: 6.4 / Я: 5.9
Этот фильм вышел в прокат 22 декабря 1989 года и в американской киноиндустрии официально считается самым последним фильмом 80-х.
Вот так не видел — не видел ни одного фильма голливудского периода (1982—1990) творчества Андрея Кончаловского, а потом — бац, и посмотрел.
«Ты пойми — тонко чувствующий Творец нам тут нахрен не нужен. Нам нужен Криэйтор».
(почти цитата)
Подобно недавно переехавшим в Москву, которые тщательно копируют быт и повадки «коренных», Андрей Кончаловский сотворил более американское кино, чем творили сами американцы. Образцовый штамп (или отпечаток, если угодно) чаяний и мечтаний 16-17 летнего американского подростка из глубинки, основного потребителя подобных фильмов. Похерив свой собственный стиль, Андрон Сергеевич хорошо сделал свою работу по техническому заданию заказчика и, кажется, даже с удовольствием поигрался со штампами американских боевиков, собрав из них (как в лего) энергичный комедийный боевик.
Роман с Голливудом заканчивался, великий прорыв не получился, великих фильмов (равных «Истории Аси Клячкиной» или «Сибириаде») не случилось, режиссер намертво застрял в обойме «середнячков» голливудского шоу-бизнеса, подходящих для съемок фильмов класса «Б»... Так что и по творческим и по личным мотивам Кончаловского все больше тянуло в Европу.
Сам Голливуд тоже изменился — суперфраншиза «Звездные войны», ориентированная на подростковый рынок, сорвала фантастический денежный куш (Только первый фильм, при скромном бюджете в 11 млн. долларов, собрал почти 800 миллионов), и еще в пять раз больше на сопутствующей бижутерии — майках, игрушках, книжках, тетрадках, наклейках...). Приоритеты изменились - вместо таланта стала больше цениться актуальность, известная американская присказка «Если ты такой умный — почему не богатый?» заиграла в киноиндустрии новыми красками.
Позже, в интервью, Кончаловский скажет:
«Когда я приехал в Голливуд, там царствовало европейское кино. Спилберг обожал Трюффо... Коппола, Скорсезе обожали неореализм... В Америку позвали великих режиссёров — Куросаву, Феллини, Бергмана.
Правда, ни Куросава, ни Феллини, ни Бергман не смогли. Они приезжали, смотрели, как всё работает, и линяли. Не могли работать в Голливуде. По какой причине? Потому что в Голливуде царствует продюсер. Продюсер — король.
Помню, когда я снимал картину «Танго и Кэш» (это огромное производство!), продюсер пришёл, сказал: «Пойдём, я хочу с тобой поговорить». Я говорю: «Я снимаю». А он говорит: «Да не бойся, они и без тебя всё снимут. Всё будет нормально». «Они и без тебя всё снимут»... Понимаешь? В Голливуде режиссёром может быть пятилетний мальчик, который знает два слова: «мотор» и «стоп». Всё остальное делается само. ...
Получилось так, что я просидел два с половиной года без работы, преподавал в университете. Пытался доказать всем, что я не верблюд, но это было невозможно. Хотя у меня уже была «Сибириада», фестивали — Каннский фестиваль, успех, Гран-при.
Я приехал в место, где всегда надо было уметь себя продавать. И я вдруг понял, что не умею себя продавать. Потому что советская власть. При советской власти себя продавать не надо, не надо приходить с каким-то сюжетом, что-то там рассказывать и говорить, как много это всё принесёт денег».
Но — к фильму.
Кончаловский давно искал способ снять дорогостоящий боевик, ему остро необходимо было поправить свое материальное положение. Он снял. Получилась хрень. Но хрень искрометная, яркая и зрелищная... Конец 80-х, начало 90-х — вообще странное время: чудовищное творилось в массовой моде, музыке, кинематографе, литературе... Все было чудовищно и это давало возможность (требовало) свежих решений и кардинально новых подходов.... И они уже начали появляться во всех жанрах. Позже всего, конечно, в Голливуде — консервативной кузнице глянцевого ширпотреба.
Этот фильм сознательно стандартизирован под подростковый боевик... От «Кобры», «Рембо», «Командос» или фильмов с Сигалом его, разве что, выгодно отличает наличие чуть менее тупых шуток, чем в вышеперечисленных фильмах. Ну и общий уровень режиссуры (при совершенно тупом сценарии) — на высоте, все-таки мастерство не спрячешь. За исключение концовки, на редкость несуразной. На съемках этого фильма переругались все — ближе к финалу был уволен режиссер (Кончаловский) и заменен главный оператор, фильм доснимал (как раз концовку и общий монтаж) другой режиссер (Альберт Магноли с кучей помощников). Продюсеры, впрочем, поставили в титрах только имя Кончаловского.
Краткий сюжет (без спойлеров):
Два бравых полицейских из отдела по борьбе с наркотиками делят Лос-Анджелес. Оба считают себя лучшими, недолюбливают друг друга и срывают зловещии планы мафии раз за разом. Один из них (Рэй Танго — С. Сталлоне) — холенный обеспеченный интеллектуал (играет в свободное время на бирже, ходит в костюме-тройке и очках, умно выражается). Слегка склонен к садизму (разумеется — только по отношению к плохим людям), преступников ловит ради острых ощущений в жизни. Другой коп (Гэйб Кэш — К. Расселл) — симпатичный мускулистый раздолбай с манерами уличной шпаны и вечными финансовыми сложностями. Преступников ловит по зову сердца и вообще — любит пострелять, потрахаться и похохмить, как и положено раздолбаю, выросшему на улице.
Зловещей мафии эти полицейские надоели хуже грыжи и решает зловещая мафия подставить их, отправить в тюрьму и там убить... Бравым полицейским это не нравится и они пытаются, с шуточками и мордобоем, выпутаться из этой ситуации и уничтожить зловещую мафию.
«Танго и Кэш» — бенефис двух звезд: Сильвестра Сталлоне и Курта Расселла, все остальные — просто статисты, гарнир вокруг основного блюда. Сильвестр только что отыграл в «Кобре» и «Рэмбо III» и все больше начинает тяготеть к комедийному амплуа, вдоволь наевшись героики (дальше будут комедийные «Оскар», «Стой, а то мама будет стрелять»). Любопытный факт: Кончаловский в своей книге «Низкие истины» отзывается о Сталлоне как о единственном мыслящем человеке на тех съёмках. И единственном актере, который серьезно и творчески подходил к своей работе, разрабатывал вместе с режиссером психологический характер персонажа и прочее... На экране, впрочем, мы видим классического Сталлоне, только временами в костюме-тройке и очках.
Курт Расселл — отличный актер, настоящий профессионал, который и в этом фильме сыграл безукоризненно. Первоначально в роли Кэша должен был сниматься Патрик Суэйзи, но он покинул проект. Впрочем, Расселл играет так похоже на манеру игры Патрика Суэйзи, что я даже не заметил разницы. Потому что — профессионал.
Последний американский фильм 80-х, снятый русским режиссером, считается удачным. В отличии от других американских работ Кончаловского, вполне окупился в прокате (собрал 63 миллиона долларов при затраченных 55 миллионах), был замечен публикой и окончательно убедил режиссера, что делать ему в Голливуде больше нечего. В начале 90-х Кончаловский вернулся на Родину.
«Танго и Кэш» остались примером блестящего кича, неплохим образцом стандартного американского комедийного боевика конца 80-х годов, в котором воплощены чаяния и интересы подростков того времени.
-
-
-
В конце 80-х — начале 90-х у меня появился видеомагнитофон, и я, разумеется, посмотрел этот фильм. Понравилось.
1 -
А я (тогда же, в 91, после армии) - как только скопил на видеоплейер - тут же начал Бергмана, Антониони да Вендерсов всяких смотреть, как подорванный... Вместо того, чтобы смотреть нормальные пацанские фильмы... На "Горбушку", помню, ездил за ними... Так что сейчас посмотрел в первый раз.
2 -
фильм зашел в свое время
в маленьком видеосалоне с маленьким телевизором и гнусавым переводом
помню в ДКМ открыли видеосалон с видеопроектором
это был просто прорыв после маленьких телевизорчиков где-то таааамммм
я помню Муху посмотрел первый фильм на проекторе
2 -
Не знаю, о чем писали в комментариях, но я помню интервью с Кончаловским (его, кстати, не люблю), где тот говорил, что от его "видения" и "режисёрского стиля" продюсеры не оставили камня на камне, поменяв по ходу фильма массу сюжетных поворотов. И так получилосб это по-американски пошло, что наш Андрон даже, якобы, хотел убрать своё имя из титров.
Я ему не верю ни в чем. Ни в этом интервью, ни в его работах. Да, была "Сибириада" и была "Ася". Но "Сибириада" во многом заслуга Никиты, а "Асю" он сам (Кончаловский) офоршмачил "Курочкой рябой" так, что было понятно - изначально "Асю" ему до ума помогли довести.
2