igor_funt Игорь Фунт 12.05.23 в 09:47

В капитализм выбрались единицы. От глухой самодеятельности — к профессиональным поп-звёздам

Пятый день повсюду слякоть,

Но меня она не злит.

Не от кого слёзы прятать,

Не с кем беды разделить… Ю. Лоза

 

К 92-му система рок-клубов по всей стране практически сдулась. Уступив место… Да никому не уступив, в общем-то!

Рок-монстры 80-х доживали «хипповский» век. Век честных песен и новых (для той поры) ритмов. И… уплывали с уставшим от них Хароном в небытие.

Из купринской самодеятельной рок-«ямы», скажем, выползли единицы. Которые у всех на слуху. Которых успели подхватить продюсеры: «ДДТ», «Наутилус», «Кино», «Алиса», «АукцЫон».

Наступал тяжёлый, отнюдь не блюз-роковый, век безвременья и потерь. И «парням с гитарами» по-сарухановски надо было перестраиваться в… попсу. В электро-поп. В агутинские хип-хоп-хап «ла-ла-лей»…

И эту затяжную паузу: от 1990-х — к 2000-м выдержали далеко не все.

Тем не менее в Союзе работали сонмы суперпрофессиональных групп, ВИА.

Это и «Песняры», и «Весёлые ребята». Пугачёва со всеми её реинкарнациями-ансамблями-балетами. «Лейся песня», «Красные маки», «Карнавал» — перешедший потом в кузьминский «Динамик»… Эстрадных коллективов не счесть.

Из них тоже не все преодолели фетовский «шлагбаум веков», — оставшись в прошлом. Причём в великом прошлом, незабываемом. Светлом. (Особенно для меломанов.)

  • Таков перешагнувший веху В. Кузьмин — в пику будто заснувшему там, во вчера, А. Барыкину.
  • Таковы «выжившие» Крис Кельми с уехавшим в US А. Ситковецким — в пику ими же созданным группам «Автограф», «Високосное лето», «Рок-ателье», почившим в 90-х.
  • Таков певец-композитор-поэт И. Саруханов, — выскочивший в новый век из маломерных штанишек «Синей птицы» с группой «Круг».
  • Такова любимица миллионов мужЫков Алёна Апина, — вовремя покинувшая «Комбинацию». Запечатлев себя в вечности прикольно-«женскими», девчачьими хитами.
  • Таков «неубиваемый» продюсер Стас Намин с перевоплощениями-реинкарнациям «Парка Горького» — в пику им же созданным «Цветам» — из анналов незабвенной памяти СССР.

Ну и конечно, монстр всех монстров «всех времён и народов» — Бари Алибасов, «дуркующий»-кичившийся с приснопамятным взаимоинтегрируемым «Интегралом» аж с 1960-х гг.! Переживший всех и вся. Всё, что можно. И всё, что нельзя. И в личном плане тоже, о том не будем…

Помнится, в увертюре 1980-х я частенько забегал (втихаря) на репетиции «Интеграла». В ту пору, когда там пел Юрий Лоза (ещё до «Примуса» и до «Зодчих»). Глядел из затемнённого зала, как Эдуардыч выстраивал нетривиальные отношения с коллегами. Это было нелегко и довольно неспокойно.

Лоза — хара́ктерный, не привыкший беспрекословно подчиняться, неуравновешенный, амбициозный. Гордый. Вечно спорящий с шефом-Алибасовым. Оспаривающий, — доказывая свою и только свою личную правду.

Они как раз репетировали буквально вчера сочинённую вещь:

Далее…

Пробежимся по «капиталистическому» антуражу 1992 года. Где есть от чего прийти в ужас. Как от разом выпрыгнувших из драного, но «стабильного» социалистического зипуна — в «кровавую» эпоху убойно-взрывных продовольственно-товарных цен. Так же как вздрагивал потрясённый зритель при виде внезапной смерти монашки Мэри М’Кормик, — придавленной внушительно-тяжёлой буквой «С». Выпавшей с огромной вывески отеля Capwell. Из включившейся намедни (изо всех утюгов) бесконечной «Санты-Барбары» — самого обожаемого домохозяйками 90-х двухтысячесерийного (с хвостиком) сериала.

Были, кстати, некоторые из подобных дам, реально проведшие богемно-$богатую калифорнийскую жизнь за телеэкраном. Кто в антураже заокеанских мизансцен даже не заметил(!) собственно лихих 90-х. Которые позже недоумённо спрашивали в Сетях: «Что за “чёрный вторник”?»; «Павловская реформа?»; «Какая нафиг приватизация?»; «За что убили Листьева?»; «Как, и Талькова грохнули?»…

Итак, 1992 год. По пунктам, вкратце:

  • Беспорядочно-стихийная уличная торговля;
  • Начало «космической» эры секонд-хенда;
  • Российская премия «Букер»;
  • КПСС в оппозиции (упрощена в ноябре 1991-го);
  • Дикий ларёчный бизнес;
  • Начало жуткой эры автоугонов;
  • Зарождение эры фальшивых АВИЗО;
  • Эра АОНов, автоответчиков-радиотелефонов (до мобил-«моторол» оставалось недолго);
  • Начало эры Ю. Лужкова — «лужковщина»;
  • Глобальная эра продажи-перепродажи ворованного металла;
  • Эра чубайсовских ваучеров;
  • Эра палёной водки и денатуратов типа «Рояль»;
  • Эра черномырдинского косноязычия — типа «За рынок без базара»;
  • Начинается долгая эра… бухгалтеров (без коих в бизнесе не прожить).

Вот от «Бухгалтера», вечнозелёного бестселлера «Комбинации»-91, также сольного репертуара Алёны Апиной, — и перейдём снова к музыке.

Вернёмся к вышеупомянутому первому из первых — суперпродюсеру и супермену — Бари Алибасову с группой «На-На». [Понятно, что А. Разин с «Ласковым маем» наступал ему на пятки, но тем не менее — «На-На» в сотни параграфов профессиональней разинских «плачущих» клоунов. (С клонами заодно.) К тому же в 92-м году «Май» уже изрядно загибался.]

Группа «На-На» — один из главнейших примеров переобувания (в хорошем смысле) на лету — с учётом мировых музыкальных, продюсерских запросов, требований быстро летящего времени.

Они выступают до сих пор, — что лишний раз говорит о великолепном предвидении Алибасова-экспериментатора, чувствовании текущего момента. Ведь с прелюдии карьеры (в 1966 г.) он избороздил в океане бескрайних звуков абсолютно все стили и жанры — джаз-блюз, кантри, фьюжн-психоделик, диско-поп. Создавал блестящие костюмированные, светозвуковые, лазерно-игровые представления, сходные с шекспировско-уличными буффонадами: не слыханными до того в СССР. [Притом что был бит властью за сверхноваторство, но не суть…]

Далее… Пройдемся по эстрадным гигантам. Оформившим мировую шоу-палитру — повестку дня того времени.

Благодаря бешено развивающемуся видеоискусству, спутниковому телевидению, знаковые песни 1980-х гг. приобрели в 90-х новые качества.

Например, трек Полы Абдул «Straight Up» 1988 года взыграл свежим саундом, свежими красками в 92-м (особенно с появлением ночных клубов и казино в России):

Над всеми и везде властвовал Джексон — с планетарным турне Dangerous World Tour. Хит-парады возглавляли джексоновские «Remember the Time», «In the Closet», «Jam»; «Билли Джин» — с лунной походкой кумира миллионов. Кстати, в июне 2021 года «Билли»-клип набрал 1 млрд. просмотров.

Дальше…

Уитни Хьюстон, безусловно: с непревзойдённой «I’m Your Baby Tonight» (1990). — Самым продаваемым синглом в UK.

Разумеется, что жарку́ в печку Уитни-обожания нагнал тогда фильм «Телохранитель»-92 с Костнером.

  • Simply Red — с самым продаваемым альбомом в UK;
  • Boyz II Men — с самым реализуемым синглом в США;
  • Эрик Клэптон;
  • Мальчиковая «Take That»;
  • Энни Леннокс;
  • Pavement;
  • Nirvana;
  • Эйсид-джаз группа Jamiroquai;
  • Прошёл знаменитый концерт памяти Фредди Меркьюри на стадионе Уэмбли;
  • Ace of Base, непреложно.

Самый продаваемый альбом в США-92 по версии Billboard-200 — «Ropin' the Wind» Гарта Брукса:

Хотя лично я, чессговоря, не совсем его (ментально) понял. Наверно, это чисто американская кантри-заморочка. Цепляющая глубинные струны народа-завоевателя, народа-рабовладельца, народа, победившего рабство. Американская народная песня, в общем.

Россия же, в свою очередь, только-только принялась несмело «пританцовывать» после жёстких политических перипетий.

Телевидение взрывалось фантасмагоричными программами. На фоне раскупориваемых, как из консервной банки, свобод — формировались новые, в том числе с долей частного капитала, радиостанции («Европа Плюс»), телепрограммы («Взгляд»).

Российская поп-культура твёрдо поворачивала на путь вестернизации, проффесионализации и, наконец, тотальной коммерциализации всего и вся. Оставив самодеятельный пласт творчества в дикой «звериной» гонке за зрителем — далеко позади.  

Коротко список артистов начала 1990-х. Без каталогизации по жанрам (поп-рок-шансон):

  • С. Пенкин
  • Lada Dance
  • Дм. Маликов
  • Таня Буланова
  • В. Меладзе
  • А. Губин
  • Л. Агутин
  • Н. Королёва с Николаевым и без
  • «Академия», кабаре-дуэт
  • О. Газманов
  • Г. Лепс
  • М. Насыров
  • Пресняков-Варум, дуэт
  • С. Минаев
  • «А-студио»
  • «Сектор Газа»
  • «Ария»
  • К. Орбакайте с мамой (куда ж без неё!)
  • «Гражданская оборона»
  • «Блестящие»
  • «Руки Вверх!»
  • «Иванушки-интернешнл»
  • «Тараканы!»
  • «Лесоповал»
  • «Маша и Медведи»
  • Люба Успенская
  • «Король и Шут»
  • «Нэнси»
  • «Сплин»
  • С. «Би-2»
  • Наговицын
  • А. Розенбаум
  • «Кар-Мэн»
  • «Мумий Тролль»
  • «Земфира»
  • С. Михайлов
  • М. Шуфутинский
  • Bad Balance
  • «Мальчишник»
  • В. Сташевский
  • М. Круг

То лишь небольшой список тех, кто прорвался в новый век. Кто в дальнейшем будет представлять российскую музыку по всему миру. Тех, кто пройдёт ой как не лёгкий путь русского артиста! — порой гонимого, ругаемого-критикуемого снизу доверху.

И тот, кто достойно выдержит-осилит тернистую дорогу шипов, славы и слёз, достоин всяческих похвал — и безграничной зрительской любви.

P.S. К слову, это — одна из любимейших моих песен: — тоже пережила многих и многое. Перепрыгнув из тех благодатно-эсэсэсэровских застойных лет — в новый век «акций, рент и облигаций», — как сказал однажды Блок. И под которую годы и годы плясали чёрные с серебряными пуговицами, малиновые с золотыми, а потом и «от Брионии» — пиджаки. С припрятанным под лацканом пистолетом…

По мощам и елей, как говорится. Талант — всегда прорвётся.

#creativemarket #музыка_90

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 49
    11
    369

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Я к тому времени уже работал на «Европа Плюс СПб»

  • horikava_yasukiti

    Атом Сергеев, у меня нет родственников в органах и структурах. Но, за предупреждение спасибо. К сведению принял.

  • Atom

    Господин Хорикава Ясукити 

    вы играете - собираются люди, вот вам и административное, только и всего... типа несогласованного митинга.... но, по факту, сами полисмены врубаются, слушают и хлопают. Они тоже люди! Они часто совершенно адекватные люди! Я никогда не поддержу тему, что они сволочи. Ибо видел изнутри эту работу собачью. Вот.

  • horikava_yasukiti

    Атом Сергеев, "Они тоже люди! Они часто совершенно адекватные люди! Я никогда не поддержу тему, что они сволочи." - вот тут я с вами полностью согласен.

  • ampir

    Удивительно, что на рубеже эпох именно музыка взяла на себя роль такого культурного медиатора, переводящего страну на другие рельсы. В начале 20 века этим занималась литература. Возвращенная литература конечно тоже влияла, но в основном все же музыка. Теодор Адорно оценил)

    При желании можно построить спекулятивную теорию о противостоянии культуры и политики. Типа того, что государство представляет собой задушенную культуру и когда оно начинает разрушаться, культура прорастает сквозь него как одуванчик сквозь трещину в дорожном асфальте.) 

    И это не зависит от социального строя.

  • Atom

    Культурный Шизофреник 

    мы сейчас в континуумной дыре смыслов существуем.... но однажды без нас не сможет существовать мир...

  • ampir
  • Atom

    Культурный Шизофреник 

    от винта) думать иногда вредно) бл, я ли это написал ппц...

  • mayor

    Старые песни ни о чем.

  • Atom

    mayor1 

    пилять, все бы как майор1 были... проблем бы не было.

  • mayor

    Атом Сергеев 

    Так работайте над собой!

  • YaDI

    про музло, каримыча и лепсуса, если фкратцэ

  • Arhitector

    Совершенно соглашусь с некоторыми комментаторами выше, что статья производит сырое и сумбурное впечатление. Хотя, может быть на большее, нежели изложить печатными буквами субъективный сумбурятник мыслей - она и не замахивалась. А в целом тема для своего раскрытия требует гораздо большей всестороннести и глубины, нежели страничка широко набросанного лопатой текста. Ожидаю более обстоятельных трудов автора на данную тему.

    Незачот.

  • igor_funt

    Arhitektor 

    пасибоо! галопом по европам (больше формат не позволяет). углубляться - смерти подобно - это ж целая книга, и без меня писано-переписано