barybino Барыбино 09.05.23 в 16:25

ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ или ПУСТЬ ЗА НАС УМИРАЮТ РОБОТЫ

Цель статьи — непротиворечиво объяснить несообразности сюжета и действий героев мультфильма «Тайна третьей планеты» с точки зрения начала 21 века.
Герои:
1. Биолог Селезнев — человек крайне мягкий, находится под каблуком дочери и, видимо, жены (если та вообще существует). Близорук и носит очки, что само по себе довольно странно в мире таких технологий.
2. Командир корабля — капитан Зеленый, фаталист и меланхолик. Судя по всему — ксенофоб и крайне недоверчивый человек. Возможно (как по сходству внешности, так и по поступкам) — реальный отец Алисы. О своем отцовстве знает или догадывается. При этом тоже не препятствует участию Алисы в экспедиции (видимо, хочет провести с ней время). Летит весьма неохотно, но на его желания внимания обращают мало.
3. Алиса — ребенок без чувства самосохранения, для которого запреты взрослых не имеют значения. Крайне низкий уровень социальной ответственности. Страстная футбольная болельщица, что косвенно говорит либо в пользу того факта, что мать умерла, или вряд ли является ролевой моделью. Крайне контактна и социабельна, очень обаятельна. Алису явно и неодолимо влекут взрослые альфа-самцы. Добрая, с живым умом. Инфантильная. Нет и следа ксенофобии. Учится средне.

Биолог Селезнев направляется по неопределимому даже им самим маршруту по вселенной за «редкими животными». Путешествие с крайне размытой целью, четких задач нет, никаких органов проверки нет, отчетности нет. Такое впечатление, что захотел полететь человек — и полетел. Результаты — целиком на его чувстве ответственности и профессионализме. Стоимость путешествия, судя по всему, не имеет значения.

В путешествие Селезнев берет свою дочь Алису, причем никакой не наблюдается никакой контролирующей организации, которой бы стоило не пускать в такое (как выяснилось — смертельно опасное) путешествие несовершеннолетнего ребенка. Заметим, что ребенку возраста Алисы не возбраняется управление летательными аппаратами в воздушном пространстве космодромов, то есть в самом опасном секторе Земли.
«Пегас» — космический корабль миссии — явно неисправен, причем Зеленый прямо об этом говорит. Однако никто не обеспокоен, и никаких явных ремонтных действий не производится и не планируется. Неисправен и малый катер (12 мин 23 сек).

Перед отправкой экспедиции навязывается биологически активный груз — тортик для Коли, причем пункт его назначения (Альдебаран) не значится в маршруте. Однако тортик безропотно принимается и везется, более того — о нем помнят и в конце концов доставляют.

При посадке на Луну Алиса из озорства дергает некий рычаг, что вполне могло бы привести к смерти всех участников. Никакого наказания не следует.
Зарядные станции для межзвездных кораблей находятся на Луне, а не на Земле. Судя по всему, это не особо экологичные места, типа АЭС, иначе зачем размещать их вдали от Земли? .Это значит, что безопасный вид топлива не найден, или его не захотели найти. Или он доступен не всем.

Биокибернетические существа (Громозека) абсолютно обычны, причем настолько адаптированы, что могут принимать земную пищу — но метаболизм явно другой (валерьянка производит действие водки, причем со строгой дозацией, что дополнительно говорит в пользу существования кибернетической части Громозеки). Громозека клептоман (7 мин 40 сек фильма), совершенно этого не скрывающий (или не замечающий), но никакой отрицательной реакции окружающих на это не происходит.

Громозека утверждает, что Капитаны «уничтожили гнездо пирата Глота» — то есть признает, что во Вселенной не все так уж гладко.

Верховцев живет на планете Капитанов совершенно один, причем в одной комнате. Что такое планета Капитанов и почему для музея была выбрана именно она — непонятно, она совершенно безжизненна, без инфраструктуры, да еще и с мощнейшим астероидным поясом. Такое впечатление, что в визитерах тут не заинтересованы абсолютно.

На планете Блук выясняется, что торговля во Вселенной может быть на основе денег (которых мы так и не увидим) или бартерной (обмен). На Земле явно уже коммунизм, встает вопрос — что это за такие деньги и где их эмиссионная структура? Вывод: существуют планеты без денег и с деньгами, то есть капиталистические. Но это значит, что есть две системы, а значит — есть и конфликт, идеологический хотя бы. Однако конфликт не прослеживается, мало того — вся Вселенная воспринимается землянами как своя колония, и это восприятие, видимо, имеет под собой основание — инопланетяне старательно равняются на Землю по речи, отношениям, одежде, манерам и даже в вопросах терраформирования планет — они все подстроены под земную атмосферу и дышать можно без кислородной маски.

Жители планеты Блук — ушаны (явно пошедшие по экологическому пути развития) обвиняют Верховцева в очень серьезном по их мерке преступлении — браконьерстве и уничтожении целого вида уникальной птицы (говоруна). Никакой серьезный надзорный или силовой орган при этом не проинформирован, и роль полиции берет на себя Селезнев.

При встрече с тигрокрысом (редким и малоизученным хищным животным) Селезнев проявляет просто нечеловеческую храбрость и приверженность профессии («правый хвост длиннее!») Алиса не очень обеспокоена.

Аборигены Блука — ушаны — довольно продвинутая био-цивилизация. Техника их, видимо, интересует мало, а вот в разработке уникальных биоматериалов они достигли великих высот. Шапка-невидимка — явный продукт биотехнологий, это, видимо, некое искусственное медузоподобное квази-существо, способное либо образовывать складку пространства, либо оптически транслировать на всех сторонах своего поля происходящее на противоположной стороне, то есть делать носящего невидимым. Скорее, это второе (оптика), так как материалы для производства вполне доступны — это цветы с третьей планеты Медузы или существо-производитель миражей со второй планеты Медузы. Совершенную незаинтересованность в деньгах характеризует тот факт, что шапка-невидимка просто дарится понравившемуся существу (Алисе). Вообще обычай подарка, видимо, очень развит на Блуке (эпизод с Индикатором, который тоже явно является квази-существом, но механического типа — таким планшетом-улавливателем эмоций, которыми он, судя по всему, питается, а также сцена с алмазной черепашкой). Генная инженерия на планете просто поразительная (летающая корова, явно единственный, но никому не нужный экземпляр, то есть творение какого-то местного мастера просто так, от скуки).

При такой цивилизационной продвинутости (как своей, так и посетителей планеты), ушаны (и никто другой) не в состоянии схватить Верховцева, живущего на их же планете совершенно официально, в гостинице, причем его имя или хотя бы приметы известны всем. А ищут по старинке — обходят город с фоткой в руке, причем агенты весьма неумелы и не обладают никакими навыками сыскной деятельности.

Выясняется, что одна из способностей говорунов — свертка пространства и нуль-транспортировка в космическом масштабе. Жители Блука называют это «летать меж звезд», хотя говоруны, понятно, не летают в межзвездном пространстве. Они перемещаются, причем, видимо, мгновенно. Самих блучан эта уникальнейшая биотехнология не трогает абсолютно, вероятно, потому что сами они в подобных путешествиях не заинтересованы. Но ценность жизни они уважают, поэтому, понимая свою полную беспомощность в конфликтных ситуациях, последнего говоруна дарят альфа-расе — то есть землянам.

На Алису и Селезнева нападают роботы с целью отнять говоруна. Программа у роботов жесткая, включающая убийство. Но после драки в гостинице, никто не тревожится и не пытается хоть как-то защититься или проинформировать защитные структуры. Разберу на запчасти — вот и вся реакция на подобные нападения. Говорун информирует членов экспедиции, что капитан Ким в опасности — и тут-то и происходит единственное упоминание существования земных (причем только земных!) силовых структур («давайте вызовем с Земли патрульный корабль»). Вносит это совершенно логичное предложение Зеленый и Селезнев его решительно отвергает, мол, сами справимся. В данной ситуации мнение Зеленого должно превалировать абсолютно, но этого не происходит.

Эпизод с планетой Шелезякой показывает, во-первых, отсутствие во Вселенной средств мгновенной связи. Сигнал бедствия принят лишь недалеко от планеты. Это странно — если свертка пространства уже освоена («это недалеко, парсеков сто!»), то почему нет такой же нуль-связи? Причем ее нет не только у роботов, но даже и у технически очень продвинутых Капитанов — для связи они вынуждены посылать говоруна. Во-вторых, Шелезяка — искусственная планета. Бортовой компьютер недвусмысленно говорит, что «воды нет, полезных ископаемых нет». На естественной планете не может не иметься хоть каких-то полезных ископаемых, уж металлы-то точно есть, а это значит, что Шелезяка — просто искусственный шар, созданный, видимо, роботами для своей колонии. При этом земная атмосфера там имеется, а это значит, что колония принадлежит Земле или находится под ее протекторатом. Роботы социально организованы по принципу хайвмайнда, где общее мнение безусловно довлеет над личным, однако и личное мнение вполне может стать общим, ведь первый же робот предлагает Зеленому остаться и стать главным механиком планеты, причем совершенно ясно, что остальные роботы тут же согласились бы с этим. Видимо, принцип «все для блага колонии» здесь возведен в абсолют. Роботы довольно наивны в вопросах личной безопасности от внешней агрессии, доступ к их смазочным материалам (то есть, по сути дела, крови) может получить любой землянин, чем Глот и воспользовался. Вообще, отношение к людям у инопланетных и рас странное: почему ушаны отказались передать говоруна именно Глоту? Ведь он был в обличье землянина-Верховцева, а землянам во Вселенной вроде доверяют. А если же нет, то почему роботы и ушаны понимают, что Селезневу и К говоруна доверить можно? 

На второй планете Медузы экспедиция сразу же видит мираж Синей Чайки, что по теории вероятности просто невозможно. Приходится предположить, что планета либо демонстрирует такие миражи повсеместно (тогда почему именно этот?), либо имеет свой собственный разум типа Соляриса и желает помочь экспедиции. Вообще, на мой взгляд, эта планета — самое загадочное место, изображенное в фильме. Камнеобразное существо, производящее миражи, видимо, попадается очень часто (5-10 на квадратный километр), функция же миражей непонятна — планета полностью безжизненна и нейтральна, от кого там этими миражами защищаться и кого привлекать? Вероятно, создание миражей имеет отношение к репродуктивной функции, нечто вроде хвоста павлина; это значит, что у существ минимум два пола, и что размножаются они, видимо, летающими спорами, там как взрослые особи неподвижны. В необходимый момент разум планеты может пользоваться миражной функцией любого из существ. Также можно предположить, что когда-то планета кипела жизнью и была покрыта зеленью (второй мираж существа изображает цветок), а значит, и была населена, по крайней мере, животными. Но разум планеты решил от них избавиться или же сам и создал и, позабавившись, выкинул. Наигрался, так сказать.

На третьей планете Алиса прямо нарушает приказ не отдаляться от корабля и практически погибает (эпизод с птицей Крок). Добавим, что, в общем, и остальные ведут себя непонятно — Селезнев пытается поймать бабочку руками (это биолог! в 22 веке!), а Зеленый просто стоит — и никто (кроме Алисы) не озабочен поисками Кима, ради которого они и прилетели на третью планету. Странное поведение членов экспедиции явно связано с некими наркотическими веществами, находящимися в пыльце растений, недаром Зеленый, который, судя по всему, почувствовал это, перемещает корабль на Зеркальную Поляну под предлогам того, что «там безопаснее». Видимо, зеркальные растения не содержат отравляющих веществ.

В завершающей части тоже масса несообразностей. Ким признает, что владеет формулой «абсолютного топлива» — но почему только он, а не все земляне (которым постоянно приходится заправляться на Луне)? Выясняется, что Верховцев обладает навыками пси-контроля («брось пистолет!»). На помощь «Синей Чайке» и «Пегасу» приходят только Буран и Верховцев (и никто больше даже не почесался, а ведь четверо заложников!). И, наконец, Глот оказывается просто злобным существом с ровно одной извилиной (типа как очень ядовитая змея). Громозека откуда-то узнал, что захватили именно «последнего пирата». Откуда? Ведь и Буран, и Верховцев знали только про систему Медузы, ничего про Глота им известно не было. И, наконец, явно попустительское отношение к Весельчаку, которого даже связать не смогли нормально, а ведь Глота-то посадили в клетку! При этом заявляется, что Весельчак «виноват не меньше» — и его практически отпускают — ведь после того, как его уносит Крок, за ним никто не летит!

В принципе, весь фильм — одна большая причинно-следственная аномалия, и некоторые загадки так и останутся неразгаданными. Но основной принцип, непротиворечиво объясняющий большинство несообразностей есть. Вот он:

В 22 веке земляне уже ЖИВУТ ВЕЧНО, или, скажем так, живут ДОЛГО и умереть могут только от старости. Проблема внезапной смертности решена: каждый раз, когда их что-то убивает, они тут же возрождаются (видимо, немного раньше момента смерти), с полным осознанием предыдущей ошибки — и возможностью на этот раз ее избежать. Это объясняет и наплевательское отношение к образованию Алисы (успеет еще! А пока хочет полетать по Вселенной — да пусть летает), и полеты на неисправных кораблях, и заведомо проигрышные драки с роботами — только проигрышей мы не видим, и то, что у Кима было время облететь всю Вселенную. В принципе за весь фильм мы не видим ни одной смерти, но их множество, просто герои возрождались и второй (или третий... четвертый) раз смерти уже избегали:
1. При подлете к Луне, когда Алиса дергает рычаг, погибает вся экспедиция
2. В ссоре Громозека убивает Зеленого
3. При столкновении с астероидом у планеты Капитанов погибает вся экспедиция
4. При драке с роботами погибает Алиса, Селезнев и Басов
5. Тигрокрыс убивает Селезнева
6. В бою с Глотом погибнуть могли просто все — уж Верховцев-то и Ким точно: один шел на Глота (у которого было три пистолета), а второй обезвредил шесть пистолетов противника — такое за один прием не сделаешь
7. В эпизоде с птицей Крок погибает Алиса

В свете этой информации структура земного общества, его институтов и вообще межличностных отношений предстает совсем в другом свете. Это абсолютно свободное во всех смыслах общество, где каждый делает, что хочет, а деньгами служат УСЛУГИ. Никаких надзорных и силовых структур нет, проблемы каждый решает сам — а не получилось, возродишься и решишь правильно. Земля, видимо, дает каждому некий необходимый прожиточный минимум (необязательное, но существующее образование, плохонькие, но функционирующие космические корабли, еду и тд). Откуда этот минимум? Это просто — его производят роботы на планетах типа Шелезяки. В 22 веке Россия распространилась на весь глобус, назначив русский язык средством вселенского общения (а иначе названия звездолетов были бы продублированы на английском, например). В момент смерти земляне, видимо теряют все искусственные улучшения организма, это объясняет очки Селезнева — видимо, в последний раз он умирал недавно и не успел снова скорректировать зрение.
Разумеется, на этом фоне тут же начинают выделяться сильные личности, такие, как Ким и Буран: первопроходцы, рейнджеры, ученые, полицейские — все в одном флаконе, которые вполне могут найти или изобрести что-то уникальное — и при этом совершенно не торопиться поделиться этим с остальным человечеством.
И тут мы подходим к скрытому содержанию фильма, для которого его официальный глянцевый сюжет — лишь обложка, красивая коробка (типа тортика! Ведь в самом начале намекали же!). И скрытое содержание довольно мрачно.

Вот реконструкция истинного сюжета и смысла фильма:
Тандем Ким-Буран случайно находит «формулу абсолютного топлива». Это, разумеется, никакая не формула. Это ГОВОРУН, вернее, их способность мгновенно и не затрачивая никаких усилий, перемещаться между звездами. Однако говорунов защищают законы планеты Блук. Тогда Ким и Буран нападают на гнездо пирата Глота, причем их информантом и двойным агентом является Весельчак. Глота при этом убивают, но воссоздают его копию-робота, на которого надевают маску Верховцева. После чего робота прячут. Именно в это время Верховцев — талантливейший биоинженер — создает музей на планете Капитанов, причем такой музей, попасть в который весьма трудно, и недаром, поскольку никакой это не музей, а секретная лаборатория по изучению свойств говорунов и превращение их в то самое абсолютное топливо. Именно тогда, получив нужное количество топлива из говорунов, Ким и Буран «облетели всю Вселенную». Однако топлива мало, и тогда капитаны проводят давно спланированную акцию — Ким инсценирует собственное исчезновение, а Верховцев тайно прибывает на Блук и похищает всех говорунов. Параллельно этому с помощью еще одного агента капитанов — Громозеки — втемную разыгрывается экспедиция Селезнева, которая необходима в качестве беспристрастных свидетелей. На Блуке экспедиции дарится говорун, а вернее, говорун-робот. Это не настоящая птица, это просто передатчик, который повторяет «держи курс на систему Медузы». То, что говорун в фильме — робот, косвенно подтверждается роботами с Шелезяки, которые заменили одно испорченное крыло на протез, но при этом, конечно, поняли, что птица искусственная. Именно тогда на Шелезяку в срочном порядке прибывает Верховцев и чистит роботам память. Прибыв на третью Медузы, экспедиция приводится говоруном в громадный колодец — якобы «базу пирата Глота», где и разыгрывается сцена со «спасением» Кима. Единственное живое существо среди врагов там — Весельчак, который расконсервировал робота-Глота и тот послушно выполнил программу, надев маску Верховцева и, собственно, во всем признавшись. Теперь все чисто — Ким и Буран получили монополию на говорунов, Глота в клетке везут на Землю (причем совершенно ясно, что с ним вскоре случится несчастью — взорвется, скажем, небольшая бомба, Селезнев и компания возродятся, а Глот (будучи роботом) просто испарится. Весельчака в награду за операцию, отпускают.

И последнее: разумеется, земные конфликты и проблемы никуда не исчезли. Просто Вселенная очень расширилась и у землян появилась возможность ссылать (или давать возможность уехать) с планеты всех асоциальных элементов. «Тортик для Коли» — никакой, разумеется, не тортик. Альдебаран — звездная система ссылки землян, в Колина планета — место ссылки (или естественной конгрегации) канннибалов. «Тортик» — это контейнер с биоматериалом, находящимся в анабиозе. Рискну предположить, что это женщина, которая при вскрытии коробки сначала, скажем, танцует, а потом ее съедают. Подобные «тортики» являются, видимо, способом наказания преступников, которые, разумеется, возродятся снова — и их снова, например, съедят.
Так что истинная тайна находится не на третьей Медузы. Она на Земле, которая тоже ТРЕТЬЯ планета от Солнца, и именно там рождаются темные планы таких людей, как Ким и Буран — и тайные органы контроля, которые все-таки есть. Так называемая «Колина бабушка» — явный куратор Кима и Бурана, бюрократ очень высокого ранга, раз ей доверены такие деликатные дела как рассылка по Вселенной «тортиков».

В заключение скажу, что, отправив фильм в прошлое, то есть нам, земляне показывают, что их общество не монолитно, и что существует некая (довольно могущественная) группировка, которой не нравится происходящее и которая старается предупредить своих предков (то есть нас) и спасти их от некоей ошибки. Разумеется, противоположная группировка в долгу не осталась и в прошлое (то есть к нам) прибывает их агент влияния — выросшая Алиса, которую обучили и превратили в своего адепта Капитаны во время их совместного путешествия, о котором весьма прозрачно намекается в последних минутах фильма. Хроника действий Алисы отображена в документальном произведении «Гостья из будущего», все загадки которого историкам еще предстоит раскрыть.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 21
    14
    380

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • jatuhin
  • horikava_yasukiti

    Остроумная трактовка.

  • genetyk73

    Ну, УСЛУГИ давно служат деньгами. Ждём от автора разбор полётов "Жил был пёс". Этот разбор понравился. Стукать автора, чтобы он стал фиолетовым в крапинку, не буду

  • Karl

    По прочтении понял, что Автора так задолбали придирки сосайтников к ссочинениям, самого Автора что он решил придраться к незыблемой классике

  • bastet_66

    Интересный взгляд на мультфильм, любимый, душевный, понятный. Ах, как переживательно было наблюдать за его героями! Я так понимаю, взгляд из 21 века человека, выросшего на новых технологиях, продвинутого во всех сферах, обладающего неплохим чувством юмора и умеющего довольно внятно излагать свои мысли? Понравилось, кстати. С удовольствием почитала бы что-то еще в этом же стиле.