igor_funt Игорь Фунт 05.05.23 в 08:52

Кабацкие песни как маркер шлагбаума эпох

Взявшись за статью, вспомнился один любопытный коммент на мой пост в Сетях — об огромном «приблатнённом» вокабуляре музыкантов 1970–80-х гг. Девушка (женщина, уже в возрасте) ретвитнула, что жила тогда в Союзе, училась в консерватории, но… Абсолютно не сталкивалась с тем словарём, что я представил.

Я подумал — везёт же людям! Была музыкантом, прошла рядом, мимо эпохи приснопамятного застоя и — не слышала подобных слов: «хавать», «карась», «сурлять», «парнас», «кочумать», «форшлаг лигуй!», «пузочёс», «забекарить», «бемоль», мн-мн. др. Их очень много.

Подумал, что сия деУшка наверняка из какой-то высокой дипломатической, правительственной семьи. Потому что оркестранту, — концертирующему ли, нет: — не знать тот «Словарь лабуха» просто нереально: «полкирпича», «картошка», «под сурдинку», «в два смычка», «шпилить», «кикса», «жмур», «клизмач». Их сонмы — жаргонизмов — не счесть!

Ну да ладно… Повезло бабушке: дожила «вчистую» до седин. Оставшись целочкой (в филологическом плане).

 

Прелюдией предложим небольшой отрывок из интервью великолепной пианистки Полины Осетинской писателю, редактору-издателю Н. Рубановой:

Наталья Рубанова: Вопрос, быть может, странный: кому нужна сейчас современная академическая музыка, куда «идёт» современная классика?

Полина Осетинская: Современная академическая музыка нужна прежде всего тем, кто ею занимается и тем, кто вовлечён в процесс её создания — у каждого своё направление. И у разных жанров современной академической музыки есть свои поклонники, свои слушатели. По поводу же «куда идёт»… Что-то идёт в сторону попсы, что-то — в сторону усложнения музыкального языка, по-разному. Существуют и конкурсы современных композиторов: они очень многое, конечно, дают участникам. И нужно, чтобы публика стимулировала интерес музыкантов, чтобы хотела узнавать современную музыку, любила её. Надо воспитывать вкус публики и не бояться имён современных композиторов на афишах.

 

Надо воспитывать, надо воспитывать… Надо, бесспорно! Кто ж против-то? Но…

Опалённый «Андроповкой» мозг возвращается туда, откуда всё началось: «…ты помнишь, как всё начиналось», помните? — В том числе и в музыке.

Слом эпох… Финал 1980-х. Кстати не запамятовали, что тогда звучало из «утюгов»?

Разумеется, классика никуда не делась. Но — мы в данный момент об эстраде. Кабаке.

Главенствовал на «эстраде» в кавычках, — конечно же, «Ласковый май».

Почему в кавычках? Да потому что группой как таковой «Май» не был. А — являлся сборищем плохо играющих, поюще-скулящих детдомовцев, пусть довольно талантливых, но в профессиональном отношении весьма и весьма слабеньких. Певших в основном под фонограмму. [К тому же имевших кучу клонов — чисто в прибыль. Ведь в лицо их никто не знал — только по аудиокассетам.]

Их популярности безмерно посодействовал менеджерский талант блестящего продюсера Андрея Разина. Который вытащил всю ноюще-скорбящую пацанву из болота нищеты, убогости. Из мрака… беспредельной самодеятельности, что ли. Что грозило оставить детдомовский ВИА чисто на клубных, районных подмостках, если б не изворотливый «директор цирка».

Разиновское изобретение, — связанное с бесплатным распространением кассет где ни попадя (по поездам-самолётам-пароходам): — вывело, вытащило их на бескрайний поп-Олимп СССР.

 

Давайте-ка пробежимся по песням, исполняемым тогда в кабаках. Это нетрудно сделать, потому как именно в то время ваш покорный слуга усиленно лабал по ресторанам, зарабатывая нелёгкое «пузочёсовское» бабло. Оттого мне это чрезвычайно близко.

 

…Фоном громыхала горбачёвская Перестройка. Заканчивалась афганская война. Воздух пропитан зюскиндовским «парфюмом», марадоновским триумфом и джексоновским «Триллером». Видеомагнитофоны ещё в дефиците. Один видак можно было обменять на квартиру. То есть хата-однушка была равна = тачке-«восьмёрке» = видик Panasonic: существовала такая дилемма, помню. Из которой однозначно выбирал «восьмёру». Потом — вида́к. И затем уже — квартиру. Ведь казалось, это будет длиться вечно — эти странные ценовые соотношения. Но отвлеклись.

Итак, песни…

Закардонный взрыв хип-хопа конца 1980-х до СССР практически не докатился. [Светящимся ша́ром по Планете летела Золотая заря хип-хопа: «Паблик Энеми», «Джангл Брозерс».] Прорывались отдельные адепты электропопа (незабвенные девчачьи Spice Girls, неувядающие Bad Boys Blue).

Только-только (в 1981-м) открылся рок-клуб. И русский Rock делал скромные шаги во Млечном пути битлов-назаретов-роллингов-оzzи.

В советских ресторанах привычно хрустело лаве́ — и под этот приятно шуршащий морок социалистический народ слушал любимые «улицы» Антонова, «Машину» на «поворотах» и разнообразный блатняк: от Аркаши Северного до Шуфутинского-Звездинского-Джигурды. Да-да — у Джигурды было несколько альбомов тех лет «под Высоцкого» и «про Высоцкого», и «по Высоцкому».

Самого Высоцкого, кстати, кабацкий люд не очень жаловал — его репертуар был явно не для отдыха. Вселенная смыслов, политики-философии. Не поплясать, в общем.

Так же не пели в кабаках Цоя с «Кино», «Гражданскую оборону», Талькова, Scorpions, Митяева (с натяжкой). ДДТ, «Зоопарк»,

Из западного — несомненно звучало итало-диско (Сан-Ремо форевер!). Из всех чайников с фирменной хрипотцой постанывал Дитер Болен. Автор таких сверхуспешных проектов как Modern Talking, C. C. Catch, Blue System. Но это, к слову, больше бу́хало на дискотеках. Частично лишь прорываясь в кабаки: где буха́ли от тоски залётные дальнобойщики в зачуханных комбезах.

Лидер «пьяных» заказов из забугорного: «Отель Калифорния» от Eagles. Продержавшаяся на плаву много лет. Славились Status Quo с единственным суперхитом «In The Army Now»; Europe: «The Final Countdown»; Boney M: «Rasputin» и не только; Kaoma — «Lambada». «Ламбада», кстати, продержалась аж до середины «лихих» 90-х: настолько удачно попала в тему.

 

Пробежимся по отечественным хитам

  • Упомянутый «Ласковый май»;
  • «Наутилус» с Америкой в первую очередь (1989);
  • А. Розенбаум;
  • А. Новиков;
  • М. Круг начинал карьеру;
  • «Браво», естественно;
  • «Мираж», само собой;
  • К. Кельми — «Ночное рандеву». «Замыкая круг», вышедший в пику крутой «We Are the World» М. Джексона и Л. Ричи.

  • А. Пугачёва — с «Миллионом роз» и десятками других;
  • Л. Вайкуле — «Лаванда» и прочие;
  • Практически весь репертуар Антонова;
  • Тухманов — с вечными «Чистыми прудами» и мн. др.;
  • В. Кузьмин (рок-монстр);
  • А. Барыкин (рок-монстр);
  • Ю. Лоза;
  • С. Минаев;
  • В. Малежик;
  • Е. Белоусов с Ветлицкой (к ней ещё Маликов со Сташевским подъезжали на кривой кобыле);
  • А. Серов;
  • В. Леонтьев — куда ж без него;
  • «Агату Кристи» — не называю. Она была совершенно не кабацкой. Я её не слушал. Да и сейчас тоже не…

Это, понятно, не весь список. «Слом» эпох был крайне важным и насыщенным в плане поп, рок-музыки. [Всевозможные направления джаза, арт-рока тоже развивались. Но это целая отдельная «индустриальная» страница истории. Кстати, не исключено, продолжу серию.]

 

Галактический слом

Переход в 90-е оказался довольно чувствительным для музыки тоже: смена парадигм.

В связи с резким тотально-ваучерным обнищанием народа кабаки опустели — в (недолгом) ожидании причмокивающих, цыкающих сквозь фиксу «новых русских» в малиновых пиджаках. Которые появятся относительно скоро. Ведь россияне вообще ско́ры на подъём, когда речь о идёт «подъёме», в том числе финансовом.

Многолюдным, накла́дным по деньгам ВИА пришли на смену дискотеки с одним тамадой-ведущим. Ресторанный кураж пропал: когда э-эх! — помните Афоню? Народ ринулся в дикий мир капитализма: сиречь (в приоритете) на вещевые рынки. Я — в 90-е тоже ушёл из музыки. Переметнувшись в сторону купи-продай-отдай-«не дам!».

Тем не менее, ретроспектива следующая.

В связи с открытием границ Хип-хоп таки дотянулся до России. Это и «Мальчишник», и Богдан Титомир (с достославной фразой «Пипл хавает»), «White Hot Ice», «Bad Balance», «Михей и Джуманджи», «Дельфин».

Но — всё это уже не для кабаков. Начиналась новая концепция выражения: концертная, клубная культура. Культура приглашённых «заезжих звёзд»: казино; ночные «закрытые»-«открытые» рандеву, afterparty. Эпоха квартирников канула в Лету… В свою очередь, рок-клуб с БГ, «Странными играми», «Алисой»-«АукцЫоном» медленно и неуклонно — Титаником шёл ко дну.

Из «утюгов» же звучали:

  • Шведские Roxette;
  • Madonna–U96–Seal–Mylene Farmer;
  • «Технология» со своей проклятой «кнопкой»;
  • Группа «Русские»;
  • Вадим Усланов, у которого Крис Кельми утащил «Рандеву»;
  • Алёна Апина с «Комбинацией»;
  • Дима Маликов;
  • «Мальчишник» — реальный «мальчуковый» прорыв! — невзирая на то, что всё было скоммунизжено на Западе;
  • «Стрелки» – «Коммисар» – «Чайф» –Тальков;
  • «Браво» – «Кар-мэн» –Титомир.

Эра лабухов, набивающих карманы танцами взволнованных потных тётушек: работниц трикотажных фабрик и военкоматов, — увы, кончилась. И агутинский «босоногий мальчик» уже вовсю подпирал плечом слегка приоткрытую дверь в абсолютно новую страну XXI века — ельцинскую Россию никому не известного, но почему-то кажущегося таким прекрасным: — будущего.

Где тщедушно-старые веяния-песни наверняка прогнутся под бетонным массивом свежих инновационных побед и синтезаторных сэмплов!

#creativemarket #кабацкие_песни #ласковый_май #песни_80 

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 56
    21
    440

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • mayor

    Понял, что моя семья, хоть и не акдемически-дипломатическая, была страшно далека от отбросов общества.

  • igor_funt
  • Karl

    халера ясна

  • notkolia

    прочитал и не осуждаю

  • ampir

    Стрелки тут ни к чему, помойму. Ну и вообще выбор онсамблей произвольный, мне покозалось.

    Был ещо "Чёрный кофе" с визжащим солистом. "Ария", опять же... "Круиз".  Были попсовенькие "Ариэль", "Автограф"

  • igor_funt

    Культурный Шизофреник 

    да, конешн. но это тяж рок - его не особо приветствовали кабаки - их не заказывали

  • bastet_66

    Да, именно всё так и было. Хотя в статье о кабацких песнях не так много написано. Скорее, окончание эпохи кабацких песен. А все перечисленные группы действительно семимильными шагами ходили по стране. Слушали везде и всюду. Восхищались сначала, потом прозревали и переходили к следующей волне музыкального подъема. А за слова отдельное спасибо. Собирала их, было дело. Интересовали не для пополнения собственного словарного запаса, а для использования в работе. Пригодились на лекциях по культуре речи.

  • igor_funt

    bastet_66 

    да, кабацкий музыкантский вокабуляр - целая филологическая эпоха. щас так не говорят конешн