vasyukhin Влад Васюхин 04.05.23 в 08:41

В поисках счастья

Это ужасно! Это просто ужасно: читаешь в отзыве на спектакль, что зрители сгибались в хохоте, и думаешь, а что же я-то даже не улыбнулся, не хихикнул? И почему не видел вокруг этих сгибающихся счастливцев? Может, проблема в том, что «шел в комнату, попал в другую»? 

Знаменитый московский театр, который сейчас называется «Ленком Марка Захарова» (если кто забыл, Ленком — это вообще-то Ленинский комсомол) после смерти легендарного худрука переживает турбулентные времена. И хотя нынешнее руководство уверяет, что всё прекрасно, но теперь билет туда покупаешь, как кота в мешке. Идешь на премьеру и не знаешь, что от неё собственно ждать. 

Марка Анатольевича Захарова не стало в 2019 году. Было ему 85. Уже на закате его правления Ленком был «не торт». Новые спектакли выходили редко и не поднимались до уровня прежних хитов. Лидер болел. Терял ключевых игроков своей команды: ушли из жизни захаровские соавторы — драматург Григорий Горин и сценограф Олег Шейнцис, умерли ведущие актеры труппы — Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Леонид Броневой... 

Когда и Захаров, как говорится, присоединился к большинству, бразды правления театром перешли в руки директора. Это он, Марк Борисович Варшавер, помимо административных и хозяйственных вопросов, решает: что и кому ставить или восстанавливать, а что из репертуара убрать, кого вводить на роли, а кому возраст уже не позволяет играть юношей и девушек, и так далее, и тому подобное. 

В прошлом году в театре появился главный режиссер (не худрук!) в лице 39-летнего Алексея Франдетти. Но пока Алексей, получивший известность как постановщик мюзиклов и в Ленкоме прежде не работавший, не успел еще ничего выпустить на этой сцене. 

В спектакле «Маршрут перестроен», о котором я начал уже рассказать, Франдетти заявлен как художественный руководитель постановки. Насколько глубоко и тщательно он влезал в репетиционный процесс, какие советы и указания давал режиссеру Дарье Борисовой, естественно, покрыто тайной. Но по словам Алексея Полякова, одного из артистов, именно Франдетти предложил ему и трем его товарищам по театру выпустить что-то на родной сцене. 

Дело в том, что Поляков вместе с Кириллом Петровым, Максимом Амельченко и Виталием Боровиком, давно уже служит в Ленкоме, однако дальше массовки к своим почти сорока годам парни не прорвались. Зато у них есть собственный проект — квартет «Заячий стон». В его рамках они не только снимали ролики для интернета, но и поставили три пользующихся спросом антрепризных спектакля. Один — «Комедию о смысле жизни» — я видел, и это было реально здорово. А потому и говорю: ужасно, просто ужасно, что мне совсем не понравился их «Маршрут перестроен». Одно раздражение и сожаление о выкинутых деньгах. 

Сцена из спектакля «Маршрут перестроен»

Жанр спектакля обозначен как «Комедия. Музыкально-театральный стендап». Можно, конечно, спорить, но стендап — это не совсем театр. Это эстрада. С одной стороны, фирменный стиль захаровского Ленкома называли эстрадным, броским, шоковым. И то, что делает «Заячий стон» в своих самостоятельных проектах, больше подходит для сцены клубов, где они обходятся скромными реквизитами вроде четырех барных стульев. Другое дело — театр в центре столицы, зрители которого привыкли к «дорого-богато». Конечно, директор Варшавер позволил им создать сложное мультимедийное зрелище. Но технические навороты, увы, не сделали его увлекательным, остроумным, смешным. 

Сцена из спектакля «Маршрут перестроен»

Для ленкомовской премьеры участники квартета, как обычно, сами написали текст. Завязка сюжета: один из персонажей, Жених, сбегает с собственной свадьбы с компанией приятелей. И вот с песнями, фокусами и танцами четверка уже несется куда-то в российскую глубинку, попадая в сказочные обстоятельства. Все они переживают кризис среднего возраста, все хотят обрести счастье. А существует ли счастье? 

За нехитрой драматургией видно желание быть понятными всем и каждому, видны потуги сделать «модно-молодёжно». За блестящим фантиком обнаруживается довольно бедное, если не сказать примитивное содержание. Тогда как в спектаклях, выходящих под маркой «Заячьего стона», практически нет подобного упрощения, разжевывания банальностей и глубокой философии на мелком месте. 

Вот один из перлов, далеко не самый худший в этом «Маршруте»: «А вы знаете, что сигаретные компании убивают своих лучших покупателей, а производители презервативов не дают рождаться новым покупателям презервативов...» Смешно? Мне — нет. 

Сцена из спектакля «Маршрут перестроен»

Для полноты картины не хватало только забойного шлягера француза Кристофера Маэ «Il est où le bonheur, il est où?» — «Где оно, счастье? Где оно, где?» Но под эту песню уже отплясывают в расположенном неподалеку Театре имени Моссовета, в трагикомедии «8 женщин».

#новые_критики #театральный_обзор #театр #ленком #маршрут_перестроен #заячий_стон

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 10
    6
    367

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • chey_tuflya

    Большое спасибо за обзор. Отдельное спасибо за Александра Сергеевича и его великолепнейшую фразу. Более чем к месту!

  • bitov8080

    Каждый раз, читая именно театральные обзоры, с содроганием думаю, какая все-таки у актеров, сложная, мягко говоря, профессиональная жизнь. И вообще, жизнь у них не сахар...

  • bitov8080

    Victorius я серьезно, тяжела) и не только российского, просто артистом быть это почти как поэтом

  • colbasa

    prosto_chitatel 

    Я вижу, вы человек осведомлённый. А тяжело быть и артистом, и поэтом?

  • bitov8080

    Victorius мне так кажется, это субъективное

  • colbasa

    Желаю автору попасть на хорошую премьеру, чтобы и мы с ним порадовались. А то, в последнее время, действительно, дрянь...

  • Arhitector

    Каждый раз, читая про театры, понимаю, что они как бы в стране есть, но их как бы в стране и нет: живут далеко, в столицах и большегородьях, и к жизни простого рассейскага мужика никакога отношения не имеют. Более того, кормятся из кармана этого же самого мужика.

    Посему постановляю. С сего дня нынешнего года начать ставить во всех театрах премьеры о жизни народа россиянского, а также классиков произведения в их истинно неизменной форме; билеты раздавать населению бесплатно, дабы к культурам человечьим оно приучалось с самых млАдых лет. Похабщину и бесовщину в театрах запретить и искоренить, а ослушивающихся - отправить на рудники Сибири, страну обогащать.

    Всегда ваш отец народа, засим. :)

  • bastet_66

    Спасибо за обзор. Редко бывает, что вслед за ушедшим гением (а Марк Захаров, конечно же, гений в своем роде) ему на смену приходит достойный преемник. Эксперимент не удался. Хочется верить, что театр найдет своего режиссера и художественного руководителя. Пусть он будет другим и пишет свою историю, не менее интересную.