В поисках счастья
Это ужасно! Это просто ужасно: читаешь в отзыве на спектакль, что зрители сгибались в хохоте, и думаешь, а что же я-то даже не улыбнулся, не хихикнул? И почему не видел вокруг этих сгибающихся счастливцев? Может, проблема в том, что «шел в комнату, попал в другую»?
Знаменитый московский театр, который сейчас называется «Ленком Марка Захарова» (если кто забыл, Ленком — это вообще-то Ленинский комсомол) после смерти легендарного худрука переживает турбулентные времена. И хотя нынешнее руководство уверяет, что всё прекрасно, но теперь билет туда покупаешь, как кота в мешке. Идешь на премьеру и не знаешь, что от неё собственно ждать.
Марка Анатольевича Захарова не стало в 2019 году. Было ему 85. Уже на закате его правления Ленком был «не торт». Новые спектакли выходили редко и не поднимались до уровня прежних хитов. Лидер болел. Терял ключевых игроков своей команды: ушли из жизни захаровские соавторы — драматург Григорий Горин и сценограф Олег Шейнцис, умерли ведущие актеры труппы — Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Леонид Броневой...
Когда и Захаров, как говорится, присоединился к большинству, бразды правления театром перешли в руки директора. Это он, Марк Борисович Варшавер, помимо административных и хозяйственных вопросов, решает: что и кому ставить или восстанавливать, а что из репертуара убрать, кого вводить на роли, а кому возраст уже не позволяет играть юношей и девушек, и так далее, и тому подобное.
В прошлом году в театре появился главный режиссер (не худрук!) в лице 39-летнего Алексея Франдетти. Но пока Алексей, получивший известность как постановщик мюзиклов и в Ленкоме прежде не работавший, не успел еще ничего выпустить на этой сцене.
В спектакле «Маршрут перестроен», о котором я начал уже рассказать, Франдетти заявлен как художественный руководитель постановки. Насколько глубоко и тщательно он влезал в репетиционный процесс, какие советы и указания давал режиссеру Дарье Борисовой, естественно, покрыто тайной. Но по словам Алексея Полякова, одного из артистов, именно Франдетти предложил ему и трем его товарищам по театру выпустить что-то на родной сцене.
Дело в том, что Поляков вместе с Кириллом Петровым, Максимом Амельченко и Виталием Боровиком, давно уже служит в Ленкоме, однако дальше массовки к своим почти сорока годам парни не прорвались. Зато у них есть собственный проект — квартет «Заячий стон». В его рамках они не только снимали ролики для интернета, но и поставили три пользующихся спросом антрепризных спектакля. Один — «Комедию о смысле жизни» — я видел, и это было реально здорово. А потому и говорю: ужасно, просто ужасно, что мне совсем не понравился их «Маршрут перестроен». Одно раздражение и сожаление о выкинутых деньгах.
Жанр спектакля обозначен как «Комедия. Музыкально-театральный стендап». Можно, конечно, спорить, но стендап — это не совсем театр. Это эстрада. С одной стороны, фирменный стиль захаровского Ленкома называли эстрадным, броским, шоковым. И то, что делает «Заячий стон» в своих самостоятельных проектах, больше подходит для сцены клубов, где они обходятся скромными реквизитами вроде четырех барных стульев. Другое дело — театр в центре столицы, зрители которого привыкли к «дорого-богато». Конечно, директор Варшавер позволил им создать сложное мультимедийное зрелище. Но технические навороты, увы, не сделали его увлекательным, остроумным, смешным.
Для ленкомовской премьеры участники квартета, как обычно, сами написали текст. Завязка сюжета: один из персонажей, Жених, сбегает с собственной свадьбы с компанией приятелей. И вот с песнями, фокусами и танцами четверка уже несется куда-то в российскую глубинку, попадая в сказочные обстоятельства. Все они переживают кризис среднего возраста, все хотят обрести счастье. А существует ли счастье?
За нехитрой драматургией видно желание быть понятными всем и каждому, видны потуги сделать «модно-молодёжно». За блестящим фантиком обнаруживается довольно бедное, если не сказать примитивное содержание. Тогда как в спектаклях, выходящих под маркой «Заячьего стона», практически нет подобного упрощения, разжевывания банальностей и глубокой философии на мелком месте.
Вот один из перлов, далеко не самый худший в этом «Маршруте»: «А вы знаете, что сигаретные компании убивают своих лучших покупателей, а производители презервативов не дают рождаться новым покупателям презервативов...» Смешно? Мне — нет.
Для полноты картины не хватало только забойного шлягера француза Кристофера Маэ «Il est où le bonheur, il est où?» — «Где оно, счастье? Где оно, где?» Но под эту песню уже отплясывают в расположенном неподалеку Театре имени Моссовета, в трагикомедии «8 женщин».
#новые_критики #театральный_обзор #театр #ленком #маршрут_перестроен #заячий_стон
-
Большое спасибо за обзор. Отдельное спасибо за Александра Сергеевича и его великолепнейшую фразу. Более чем к месту!
-
Каждый раз, читая именно театральные обзоры, с содроганием думаю, какая все-таки у актеров, сложная, мягко говоря, профессиональная жизнь. И вообще, жизнь у них не сахар...
1 -
Victorius я серьезно, тяжела) и не только российского, просто артистом быть это почти как поэтом
-
Я вижу, вы человек осведомлённый. А тяжело быть и артистом, и поэтом?
-
-
Желаю автору попасть на хорошую премьеру, чтобы и мы с ним порадовались. А то, в последнее время, действительно, дрянь...
-
Каждый раз, читая про театры, понимаю, что они как бы в стране есть, но их как бы в стране и нет: живут далеко, в столицах и большегородьях, и к жизни простого рассейскага мужика никакога отношения не имеют. Более того, кормятся из кармана этого же самого мужика.
Посему постановляю. С сего дня нынешнего года начать ставить во всех театрах премьеры о жизни народа россиянского, а также классиков произведения в их истинно неизменной форме; билеты раздавать населению бесплатно, дабы к культурам человечьим оно приучалось с самых млАдых лет. Похабщину и бесовщину в театрах запретить и искоренить, а ослушивающихся - отправить на рудники Сибири, страну обогащать.
Всегда ваш отец народа, засим. :)
-
Спасибо за обзор. Редко бывает, что вслед за ушедшим гением (а Марк Захаров, конечно же, гений в своем роде) ему на смену приходит достойный преемник. Эксперимент не удался. Хочется верить, что театр найдет своего режиссера и художественного руководителя. Пусть он будет другим и пишет свою историю, не менее интересную.