vasyukhin Влад Васюхин 27.04.23 в 08:51

Небо в алмазах

Время от времени в критических рецензиях, театроведческих трудах, чатах театралов или интервью всевозможных театральных деятелей приходится читать примерно такие призывы: дайте наконец отдохнуть чеховским пьесам, оставьте классика в покое, введите мораторий на постановку «Чайки», «Дяди Вани», «Трех сестер» и «Вишневого сада»! 

Конечно, доля истины в этом есть. Четыре канонических чеховских шедевра («Иванов» и одноактные водевили ставятся гораздо реже) заезжены нашими театрами в хвост и в гриву. Кажется, все-все-все возможные интерпретации и прочтения уже были — и предсказуемые, и радикальные, и вычурные, и буквальные, и осовремененные. 

И живого коня выводили на сцену — на нем приезжала Нина Заречная в ярославском спектакле Евгения Марчелли, и печальный финал «Вишневого сада» меняли на оптимистичный в версии Юрия Муравицкого в Театре на Таганке, и степенная нянька Марина из «Дяди Вани» в постановке Римаса Туминаса вдруг оказывалась гротесковой кокеткой, комической старухой, и шесть сестер появлялись вместо трех в спектакле авангардиста Юрия Погребничко, а Тимофей Кулябин даже поставил историю семейства Прозоровых на языке глухонемых, актеры новосибирского «Красного факела» специально учились разговаривать жестами. 

В общем, не мысля гордый свет забавить, массу всевозможных примеров мог бы я вам привести — неожиданных интонаций, декораций, костюмов и грима, перетасовки эпизодов и реплик. Но сколько же можно! Помилуйте!.. 

И вот — новая постановка. 

В главном театре страны, коим по инерции продолжает считаться Московский Художественный театр, носящий имя Чехова, в свой как бы юбилейный сезон (125 лет — дата некруглая, но пока дождешься круглой-то, может многое поменяться, поэтому надо хвататься за любой инфоповод) на основной сцене выпускают «Дядю Ваню» (1889). 

Я не верю, что среди читающих сейчас эти строки найдутся люди, которые не знают сюжета хрестоматийной пьесы и ни разу её не видели (хотя бы экранизацию Андрея Кончаловского со Смоктуновским в заглавной роли). Впрочем, в эпоху ЕГЭ возможно всякое, но полноте, господа, есть поисковые системы. 

Признаюсь, я с опаской шел на это зрелище. 

Первая причина изложена выше: никакого нового смысла этому тексту, который я знаю чуть ли не наизусть, придать почти невозможно. 

Вторая причина: 37-летний Денис Азаров никогда не был в числе режиссеров, за работой которых я слежу пристально. Разумеется, я ходил на его московские спектакли — работа такая. Ходил, но не рвался. И ни одна азаровская постановка не вызвала у меня сильных эмоций, желания пересмотреть или кому-то настоятельно рекомендовать.

В-третьих, хорошо зная труппу МХТ, был удивлен кастингу. Я бы распределил роли иначе. Позвал бы звезд первой величины. Тому же Константину Юрьевичу Хабенскому, худруку театра, отдал бы роль если не Войницкого, то Астрова. 

Ну и, наконец, посмотреть «сцены из деревенской жизни» (так сам автор обозначил жанр своего сочинения) я отправился в апреле, а первые показы прошли в марте, когда меня не было в Москве, и уже высказались (довольно сдержанно) некоторые критики и блогеры, а потому никаких завышенных ожиданий я не имел. Ну да, «Дядя Ваня». Еще один. Уж сколько их упало в эту бездну... 

И вдруг — совершенно прекрасный вечер. Гармоничный спектакль. Три часа — и ни минуты скуки или раздражения. Воистину — нескучная классика, легкое дыхание. Но — по порядку. 

Открывается знаменитый занавес, и вид старинной усадьбы — одновременно и стилизованный, условный, и наполненный конкретными деталями — самовар, плетенная мебель, древесная стружка — завораживает. Сценограф Николай Симонов создал впечатляющее пространство, где иронично использовал излюбленные приемы своих коллег по цеху, и глаз насмотренного зрителя отметит откуда «растут ноги» у этой инсталляции.

Сцена из спектакля «Дядя Ваня», МХТ им. Чехова

Появляются персонажи, одетые стильно, не вполне по-деревенски, а кто-то даже роскошно (художник по костюмам Мария Данилова). Но самое главное — почти все герои выглядят не так, как мы привыкли. Нет, мужчины играют мужчин, а женщины женщин, но разве таким представляли мы, скажем, дядю Ваню?! 

43-летний Сергей Епишев специально приглашен на эту роль, он не служит в труппе МХТ и, кажется, после ухода из Вахтанговского театра вообще нигде не работает в штате. Он востребован, но до конца все-таки не раскрыт и недооценен. Актер-интеллектуал — так часто говорят и пишут о Сергее. А еще не забывают отметить его баскетбольный рост — 206 см. И вот этот во всех смыслах великан играет «маленького человека». Кстати, Епишев уже был занят в «Дяде Ване» — в постановке Римаса Туминаса, о которой я упоминал, ему там придумали бессловесную роль слуги, которого нет у Чехова. Так он и в ней запомнился, но здесь, конечно, развернулся. 

Его Иван Петрович неуклюж и неловок, это большой ребенок, не знавший любви. Он мог бы стать, как сам утверждает, Достоевским или Шопенгауэром, а вынужден заниматься рутиной, зарабатывая деньги для своего (псевдо)ученого зятя — отставного профессора Серебрякова. 

Сергей Епишев — самый длинный дядя Ваня

В роли почтенного Серебрякова, кроме вполне предсказуемого народного артиста России Авангарда Леонтьева, занят и 47-летний Александр Усов (я смотрел состав с его участием), играющий с убедительным блеском. 

Александр Усов — профессор Серебряков

Ещё один неожиданный выбор — Светлана Колпакова в роли Елены Андреевны. Профессорскую жену, которую вожделеют все мужчины, обычно играют вялой красавицей с «русалочьей кровью». Здесь же она полна витальности и даже монументальности. Такая и коня на скаку оставит, и в горящую избу войдет, и графинчик водочки оприходует. 

Светлана Колпакова

Удивляет и моложавая маман-галка (Дарья Юрская): она устроила в усадьбе домашний театр, да не простой, а балетный. И дворовые парни и девки рьяно осваивают замысловатые па. Конечно, у Чехова ничего подобного нет, ну так и текст для этого не дописан. Только музыка. 

Деревенский балет

Ну и, конечно, нельзя не сказать об Астрове, которого страстно играет новый секс-символ театра Павел Чинарев. Его доктор — циничный уездный плейбой. Он топит в браваде и алкоголе и красоту, и уходящую молодость, и отсутствие подлинных чувств. 

Павел Чинарев — в роли Астрова

По-своему, он тоже большой ребёнок, который не понимает, чего хочет влюбленная в него Соня (талантливая работа Дарьи Трухиной), не по возрасту мудрая и, как все в этой пьесе, одинокая...

#новые_критики #театр #театральный_обзор #мхт_чехова #дядя_ваня #чехов

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 7
    7
    373

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • Arhitector

    А по моему дико неокультуренному мнению вся подобная классика действительно заезжена донельзя, и возникающие всё новые и новые мутантные формы её постановок не вызывают ни особенного желания посмотреть, ни особенного желания проглотить. Паразитизм он паразитизм и есть, как его не разукрашивай.

  • bitov8080

    Рассказать о театральной постановке вот так, с эффектом присутствия в зртельном зале читающих - это большое мастерство и талант автора. Спасибо, с удовольствием прочитала

  • colbasa

    Согласен и с теми, и с другими. Обзор умный, хороший, точно сам присутствуешь в зале. Но сколько можно изнывать от недостатка любви и русской тоски по Чехову! Доизнывались, блин до ...

  • SergeiSedov

    Влад Васюхин, спасибо вам искреннее за предоставлемую возможность приобщиться к театральной жизни и за множество открытий чудных! Сергей Епишев - нескладный заика Лева из сериала "Кухня" оказывается - востребованный актер-интеллектуал. Павел Чинарев - скользкий и трусливый бандюган из сериала с Мерзликиным "И снова здравствуйте!" оказывается - новый секс-символ МХТ. Действительно интересно - а кто был старым секс-символом? У меня еще один очень острый вопрос: считаете ли вы "Дядю Ваню" в постановке Руминаса, с огромным железным плугом посреди сцены, с Маковецким - Дядей Ваней, Вдовиченковым - Астровым и "комической старухой" Максаковой (которая по ходу пьесы кокетливо обнажает свое костлявое бедро), лучшим составом и лучшей постановкой этой скучноватой (если верить Кончаловскому!) чеховской пьесы?

  • bastet_66

    Начало статьи готовило читателя к очередному разгромному обзору. Тем неожиданней было продолжение: оказывается, спектакль очень даже неплохой. Честное слово, порадовалась за зрителей, которым удалось посмотреть постановку. Порадовалась и за «Дядю Ваню», которого не извратили, не перевернули с ног на голову, а сделали из пьесы что-то достойное. Спасибо за обзор.