Рецензия на фильм «Восставший из ада» / Hellraiser

год: 2022
режиссёр: Дэвид Брукнер
в ролях: Одесса Эзайон, Джеми Клейтон, Адам Фэйзон, Дрю Старки, Брэндон Флинн, Ифа Хайндс, Джейсон Лилз, Горан Виснич


Жутковато-мистический привет зрителям!

Искра киноискусства, впервые сверкнувшая почти полтора века назад скромной камерой братьев Люмьер, в наше время раскалилась до уровня сверхновой. Число жанров, сюжетных изысков, технических чудес и заметных звёзд не поддаётся исчислению, и всё это количественное великолепие зачастую приводит зрителя в замешательство своим, казалось бы, безграничным объёмом. Но среди блеска дешёвых безделушек опытный глаз всегда отличит единственный по настоящему золотой стандарт — качественно сделанный фильм. «Восставший из ада» не претендует на особую интеллектуальность, не затрагивает социально острые проблемы, не задаёт глубокие вопросы, не поражает невиданными спецэффектами или потрясающей актёрской игрой. Вместо этого он выкладывает на стол козыри, играючи побивающие всё вышеперечисленное — невиданную в наше время компетентность авторов, высокое качество проработки материала, продуманный, логичный сюжет и идеальное соответствие законам жанра.

Фильм повествует о расе демонов, известной как сенобиты. Эти милейшие создания с небольшими хирургическими фетишами когда-то были людьми, но в определённый момент земной жизни им окончательно осточертел наш мир, и они принялись изучать оккультные науки для того, чтобы получить ключ к качественно новым ощущениям. Некоторых сенобитов мотивировал элементарный аристипов гедонизм, других — личная драма или безграничное любопытство, но все они в итоге привлекли внимание тёмных богов и прошли испытание мистическим артефактом, известным как Шкатулка Скорби. В результате данного испытания сенобиты были перенесены в собственный круг ада, где они живут вечно, и куда при соблюдении определённых условий могут затаскивать простых смертных и подвергать их бесконечным мукам. Конечно, современный утончённый читатель скривится, мол, пытать незнакомых людей — так себе развлечение, но с другой стороны, климат в аду плохой, компания за сотни лет приелась, нет даже вайфая, на Альтерлит не зайти — волей-неволей начнёшь четвертовать окружающих. 

Ну а данная серия франшизы рассказывает нам о контакте сенобитов с очередной партией недалёких простофиль, решивших поиграть с вещицей, об истинной мощи которой они не имеют ни малейшего представления. История начинается в особняке известного миллиардера Роланда Войта, который вместо того, чтобы тупо купить мега-яхту, футбольный клуб, дюжину тихоокеанских островов или твиттер, решает потратить деньги со вкусом, прочёсывает пол-Европы в поисках Шкатулки, и с её помощью приносит сенобитам в жертву садовника, пару секретарш и молоденького жиголо. В качестве ответной любезности Войт получает аудиенцию с самим Левиафаном, после чего пропадает без вести вместе с бесценным артефактом.

Проходит шесть лет и таинственная Шкатулка снова всплывает, на этот раз далеко не в самых лучших руках: парочка маргиналов — наркоманка Райли и её уголовник-бойфренд Тревор — решают ограбить склад с антиквариатом и обнаруживают Шкатулку в заброшенном контейнере. Поскольку немедленно продать сей штучный товар не представляется возможным, а родственники, которым надоел её паразитизм, выгоняют Райли из дома, девушка с горя закидывается таблетками и, повертев головоломку в руках, случайно собирает нужную комбинацию, призвав в наш мир сенобитов. Тут под руку демонам попадается брат Райли по имени Мэтт, который на свою беду решил спасти героиню от передозировки, и сенобиты утаскивают его в ад. Разумеется, рассказам Райли о гостях с того света и похищении брата никто не верит, считая их наркоманским бредом, и чтобы спасти Мэтта, у девушки не остаётся другого выхода кроме продолжения игры по правилам сенобитов. А правила эти очень просты — тот, решит все шесть головоломок и принесёт тёмным богам шесть жертв, может требовать у Левиафана исполнения любого из шести желаний, в том числе воскрешения мертвецов. Героиня отважно принимает вызов, не зная при этом, что всё происходящее является частью хитрого плана мистера Войта, который остался недоволен результатами встречи с Левиафаном и теперь пытается обхитрить демонов.

В отличие от огромного большинства фильмов жанра «хоррор», слепленных из до омерзения банальных обобщений мирового мистического лора, «Восставший из ада» может гордиться весьма приличной литературной основой. Франшиза базируется на серии рассказов известного мистика конца прошлого века Клайва Баркера, и представляет собой один из тех редких случаев, когда автору книги удалось принять полноценное участие в процессе экранизации его работ. И хотя рассказ «Обречённое сердце» Баркера не претендует на совершенство литературной формы По, философскую глубину Лавкрафта или эпический пафос Мильтона, читателю, а теперь и зрителю, очень приятно в кои-то веки наблюдать рациональное поведение персонажей и логичную структуру развития сюжета. Весьма уместно и естественно выглядят также очевидные отсылки к вышеупомянутым классикам мистического жанра — многоуровневая структура ада и пактов с демонами вызывают в памяти подробнейшее описание, данное в «Потерянном рае», а концепция ограниченного человеческого восприятия, недостатки которого служат естественной защитой людей от вселенского ужаса, ждущего их за каждым углом, явно перекликается с «Хребтами безумия». 

Впрочем, классика в качестве источника вдохновения сама по себе не способна сложиться в идеальную комбинацию сюжетных линий, поэтому непременно следует упомянуть вклад автора сценария Дэвида Гойера, благодаря таланту которого потенциал «Восставшего из ада» смог раскрыться в полной мере. На удивление подробно описанные правила игры, этичные демоны (хотя и излишне либертариански настроенные для обывателя), стильно обставленные и креативные истязания, изрядная доза чёрного юмора — всё это создаёт замечательную атмосферу и возрождает почти забытое в наше время ощущение, когда зритель с радостью отбрасывает недоверие и наслаждается шоу.

Впрочем, от человека, подарившего нам «Блейда» и наиболее удобоваримую часть вселенной DC Comics, я меньшего и не ожидал. Островский недаром писал, что всякий бриллиант требует огранки и хорошего ювелира, и очень приятно, что в отличие от той же высокобюджетной, но провальной «Тёмной башни» Кинга, Брукнер и Гойер смогли проявить глубочайшее уважение к первоисточнику, одновременно успешно развлекая зрителя. И именно это глубокое понимание сверхзадачи любого автора и высочайшая компетентность исполнителей делает картину достойной просмотра.

Хотя формально новый «Восставший из ада» может считаться римейком одноимённого фильма 1987 года выпуска, в сущности он является скорее переосмыслением оригинала, делающим основной акцент на приключения демонов, что явно идёт картине на пользу. В конце концов, кому нужны описанные в оригинале страдания неверной жены, скармливающий мужа любовнику-зомби (всё это уже не раз видено в «Доме-2») — любому нормальному зрителю в первую очередь интересно, каким неординарным способом сенобиты расчленят очередного незванного гостя, которого привело в ад нездоровое любопытство. А если королева демонов при этом ещё и удачно пошутит о том, что, мол, просить о пощаде не стоит, а лучше поберечь силы для крика, то и вовсе получается отлично.

Также нельзя не похвалить изящный способ, которым авторы решили столь актуальную в наше время проблему политкорректности и инклюзивности — в число персонажей можно включать сколько угодно геев, мексиканцев, негров, инвалидов, небинарных личностей и прочих меньшинств — сенобиты проявляют редкостную беспристрастность и не щадят никого.

Да и с чисто технической стороны фильм снят прекрасно и представляет собой пример грамотного использования спецэффектов, ведь если в конце 80-х литры кетчупа слегка портили впечатление от просмотра, то теперь цифровые технологии позволяют сполна насладиться происходящим на экране.

Труппа, хоть и не блещет звёздами первой величины, сыграла профессионально и идеально попала в общий тон фильма. Специалисты по кастингу отработали на крепкую пятёрку, подобрав Одессу Эзайон на роль Райли — симпатичная мордашка могла бы вызвать слишком большие симпатии зрителей, а тут немедленно подсознательно мечтаешь, чтобы данный мерзкий ле фейс срочно утащили в преисподнюю. Если добавить к этому совершенно отвратительный образ наркоманки, в итоге получается едва ли не идеальная антигероиня. Транс-девушка Джеми Клейтон — отличный выбор на роль Пинхэда, и как бы не возмущалась наиболее консервативная часть аудитории, в данном случае их гнев совершенно не обоснован. Уж если кому-то суждено играть аутентичных демонов, так это настоящим транссексуалам, ведь ещё во времена Мильтона было известно, что соратники Люцифера способны менять пол по желанию. Горан Виснич прекрасен в роли безумного миллиардера-оккультиста, Дрю Старки очень хорош в роли подленького Тревора, а остальные статисты вполне компетентны, да и живут их персонажи не настолько долго, чтобы успеть раскрыть недостатки актёрской игры. 


Итог: отличный фильм, построенный по классическим законам жанра и крайне удачно перезагружающий франшизу. Снято в меру смешно, местами страшно, стильно и очень увлекательно. Рекомендую.


#новые_критики #восставший_из_ада #хоррор #мистика #шкатулка_скорби #классическое_кино #лгбт_в_аду #hellraiser

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 31
    13
    375

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • SergeiSedov

    Спасибо за обзор! Клайву Баркеру на экранизации традиционно не везёт. Кроме первого Хеллрейзера, где он получил место режиссёра в обмен на свой авторский гонорар в 1000 000 долларов. 

  • Psychoscum

    И, кстати, как можно читать рецензию без соответствующего музыкального сопровождения?


    https://www.youtube.com/watch?v=1M4FG1UXH5w

  • chey_tuflya

    Посмотрел вчера нового "Хэллрэйзера". Он почему-то стал бабой. Сменил пол, как это у них там сейчас принято. Но зато я с удовольствием посмотрел на то, как пытают пидора, вот бы почаще им всем ЛГБТзшкам показывали как оно будет.

    Удивлён, что при всей возможности комп графики в данном фильме не использовано  и половины возможностей показать страх и ужас.

    Но фильм всеравно неплох.

  • ampir

    Гедонизм АристиППов. Фильм посмотрю. Хоть я думаю, что пересъёмки всегда фигня, но этот надо поглядеть! Спасибо!

  • ampir

    Посмотрел. Фильм конечно ни в какое сравнение не идёт с оригиналом. Голливуд выродился... Эх, 80-90-е! Вот было время-то киношное! Шварценеггер, ужастики... Какие фильмы снимались, просто дух захватывало. "Схватка", "Беглец", "Игра", "Мыс страха", "Незаконное вторжение", "Жизнь того парня", "Гаттака", "Телохранитель" опять же...   А, это что? Тьфу! Плюнуть да растереть!

  • Psychoscum
  • ampir

    Александр Костин 

    Ваше здоровье, Александр! Пересматриваю "Девятые врата" Поланского) Мне нужна реабилитация!