vasyukhin Влад Васюхин 20.04.23 в 08:55

Жизнь после смерти

63-летняя французская писательница Ясмина Реза, которую многие принимают за арабку, имеет русские корни: её отец родился в Москве, в 1918 году, его фамилия — Резаев, а мать его, бабушка Ясмины, родом из бухарских евреев. 

Реза пробовала себя в актерстве, говорят, потерпела фиаско. Зато как драматург снискала и всемирную славу, и престижные литературные премии, и коммерческий успех. Коллеги ей завидуют. Но она патологически амбициозна и всерьез считает, что её недооценивают. 

В нашей стране лучше всего известны две пьесы Ясмины — «Арт» (иногда название переводят как «Искусство») и «Бог резни». 

«Арт» (1994), на минуточку, поставили на 35 языках и он, наряду с сочинениями Флориана Зеллера, стал визитной карточкой современной французской драматургии. Это история про трех закадычных друзей, один из которых эстет, а по профессии врач-дерматолог, приобрел за бешеные деньги работу художника-авангардиста. Пьеса как раз и начинается с этого факта: «Мой друг Серж купил картину, полотно метр шестьдесят на метр двадцать. Картина белая. Но если присмотреться, на белом фоне видны белые поперечные полосы...» 

Друзья Сержа пришли посмотреть приобретение, и спор о художественных вкусах, о шарлатанской живописи, ожидаемо переходит на другие стороны жизни, ставя под угрозу их дружбу. 

Вот уже тридцать лет «Арт» с успехом играют по всему миру. К примеру, в Москве в этом сезоне пьесу вдруг поставили в театре «Современник». Я этот спектакль не смотрел (да и не собираюсь), однако хорошо помню первую русскую версию, где одного из персонажей с блеском играл вальяжный Игорь Костолевский. 

Пьесы, где Реза с сарказмом и остроумием препарирует буржуазию, сравнивают с интеллектуальной карточной игрой, с теннисной партией. Их считают «актерскими», поскольку роли выписаны хорошо, по сути каждая — бенефисная, лицедеи с удовольствием произносят реплики и монологи. И при этом тот же хитовый «Арт» критика называла «довольно заурядной радиопьесой», где «характеры не содержат неожиданностей и раскрываются с первых же реплик». 

Жанр своих сочинений Реза называет «забавными трагедиями». Она умеет заставить смеяться. Иногда до слез. Иногда сквозь слезы. 

А еще одна причина мега-востребованности сочинений француженки (особенно, на Западе, где почти нет репертуарных театров) — её пьесы никак нельзя назвать густонаселенными и они сопряжены «с низкими эксплуатационными расходами», поскольку автор помещает всё действие, как правило, в одну декорацию. 

Вспомнить про Ясмину я решил, поскольку только что московский независимый LA’Tеатр представил премьеру её дебютной пьесы — «Разговоры после погребения» (1987). Неплохое название, правда? 

До этого я не знал ни LA’Tеатр, существующий в антрепризном формате с 2002 года (хотя, конечно, о нем слышал), ни эту пьесу, отмеченную во Франции премией Мольера. Оказывается, это уже не первая её российская постановка: были, но шли по разным причинам недолго, спектакли в Театре на Малой Бронной и в «Табакерке». Чтобы не отпугнуть публику, в первом случае зрелище назвали «Разговоры после прощания», а во втором вообще постно — «Разговоры после...» (мол, что хочешь, зритель, то и думай). 

Да, это, действительно, разговоры. Французская публика наряду с хорошо сделанными бульварными комедиями положений любит и умные разговорные пьесы, где почти ничего не происходит. Почти как у Чехова: «Люди едят, пьют чай, носят свои пиджаки, а в это время рушатся их судьбы». 

У Ясмины Реза — разговоры на грани нервного срыва. Важные и необязательные. Обо всем и ни о чем. То и дело буксующие. Ну а что скажешь в такой ситуации... Похоронив отца семейства, его взрослые дети — Натан (Евгений Дятлов), Эдит (Нелли Уварова) и Алекс (Алексей Вертков) не то, чтобы выясняют отношения, собравшись в старом деревенском доме, или достают из шкафов пресловутые скелеты, но не понимают, что делать в новых жизненных обстоятельствах, когда можно уже не прятать истинные чувства и не врать друг другу. 

В пьесе есть еще три важных персонажа — брат отца Пьер (Валентин Смирнитский) со своей странной женой (Роза Хайруллина) и любовница братьев Элиза (Татьяна Казючиц), которая сперва предпочитала Алекса, а теперь вот выбрала Натана. 

Два с половиной часа (без антракта!) они чистят овощи, готовят жаркое, курят, смотрят телевизор... И слушают дождь, который живым потоком падает на сцену, где главное место занимает сухое мертвое дерево. И, кажется, начинают слышать друг друга. 

Сцены из спектакля «Разговоры после погребения»

Поставил эту психологическую драму, содержание которой сложно, да и не нужно пересказывать, основатель и худрук LA’Театра Вадим Дубровицкий. И для меня «Разговоры после погребения» неожиданно оказались одним из лучших спектаклей сезона.

#новые_критики #театр #театральный_обзор #la_театр #разговоры_после_погребения #ясмина_реза

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 19
    7
    356

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • udaff

    Я бы такое посмотрел. Мне нравится. 

    Например, фильм с одними разговорами — «Старший сын» — просто чудесен. 

  • vpetrov

    Интересно должно быть. Актёрский состав многообещающий.

  • Arhitector

    В России существуют по крайней мере две России: одна ходит в театры, разбирается в премьерах и общемировых постановках, а вторая (99.9 процентов населения) - не ходит в театры, не разбирается в премьерах и общемировых постановках. Извечные два вопроса: кто виноват и что делать?

  • igor_proskuryakov

    Постановщик 

    Не работает что-то по-сказанному. И после поправок известных – не заработало.

    Видимо, не для того было сказанно, чтоб всё волшебным способом преобразилось. Мож, чтобы знали куда идти  Чтобы не говорили ^после^: а нас никто не предупреждал, не ведали мы. Чтоб помнили — вниз оно всегда проще.)

  • Allexx

    ипр 

    Так это же про душу вечную, вине про ад земной. Мучайся пока) 

    Я пока на этой же сковороде) 

  • igor_proskuryakov

    Постановщик "Кто жил в союзе, помнит, что всё почти, кроме кликушестой пропаганды, было неформально. 

    Свобода была везде, кроме официальных мероприятий. '


    Я жил при Союзе 45% своей жизни. Я помню.)

  • sgb

    Увы... Всё меньше людей кому это интересно.

    Спасибо за обзор.

  • Allexx
  • sgb

    Постановщик 

    каждому своё.

    "- Кому-то Менделееев!

    - А мне нравится!"

  • Allexx

    Что там такого нагенерили? 

    Отношения людей - более ничо не интересно.