admaioremmeigloriam Киберсвинтус 18.04.23 в 11:32

Хундехерц, или Некоторые особенности провинциального русского театра

Когда режиссёр, — может, не совсем и бездарный, может, даже, несколько талантливый, — амбициозно замахивается поставить на своей театральной сцене или на кинофестивале что-то «по Булгакову», гениальность дорогого Михаила Афанасьевича наваливается ему на плечи, что твой Иисусов крест. 
Если режиссёр попадается честный с собой и со своими зрителями — разумеется, относительно честный, назвать абсолютно честным человека, создающего вторичный продукт на такой великой литературной базе, я не могу, — получается Бортко и его чудесная экранизация «Собачьего сердца», чудесная не в последнюю очередь из-за точного, побуквенного прочтения первоисточника. Бортко так твёрдо и трогательно следовал букве повести, что чуть ли не единственная импровизационная, самописная сцена — приступ меланхолии Шарикова перед зеркалом — выглядела очень естественно. Настолько естественно, что ваш покорный слуга взял книгу с полки и минут пять пытался там её найти.

Ну а если режиссёр попадается лживый, ленивый или приверженный современному искусству — два первых вредны, последнее непростительно — начинается, простите за тавтологию, современное искусство. 
Я пережил именно это, и это будет терзать мою больную нежную душу до гробовой доски.

Место действия: N-ский областной (краевой (республиканский) театр драмы, постановка «Собачье сердце». 
О самом театре у меня были в основном хорошие воспоминания. За полтора года до описываемых событий я побывал там на «Горе от ума», и его... ну, не провалили. Его поставили очень мило, несколько неуклюже, но по нотам и без фальши.
Ничего плохого я не ожидал и спокойно отдал в кассу 800 рублей.
Зашёл, сел, настроился.

На первой же минуте возникли подозрения.
Звуковая аппаратура театра начала долбить какой-то бит.
Бум-бум-тунц-бабах, бум-бум-тунц-бабах, сильнее, ещё сильнее!
Под оные африканско-аборигенские звуки раздвинулся занавес. Посреди сцены стоял длинный стол с двумя скамейками, похожими более на койку. И всё.
Версия об ограниченных возможностях театра в плане декораций вряд ли состоятельна — этот театр всегда умел строить громады на всю сцену. Однако же... стол. И всё.

Вокруг стола в специальных развязных позах, которые в современном театре используются везде, где по логике сюжета позы должны быть сдержанные, стоят четверо граждан. Я их опишу, а вы угадайте, кого они играют.

I) Молодой мужчина в зелёной длинной рубашке а-ля хипстота и в джинсах, безбородый, брюнет.

II) Возраст и пол те же. Одежда — рубашка, подтяжки, трико. Шатен. Внешность заметно еврейская, бородка напоминает главного раввина российской оппозиции (фамилия на В, шесть букв).

III) Полуодетая девушка непримечательной внешности; не запоминается даже цвет волос.

IV) Голый парень в одних лишь купальных трусах.

Догадайтесь, не заглядывая ниже, за 15 секунд.

 

 

 

 

 

 


Не догадались? Преображенский, Борменталь, Шариков-человек, Шарик-пёс. 

Театр не «новый», не «экспериментальный». Классический региональный драматический театр на казённом содержании.

Ладно, чего это я брюзжу. Я человек широких взглядов и уважаю широту мышления. Но ведь Преображенский описан в книге до самых кончиков пальцев, и опыт идеального визуального воплощения в лице Евстигнеева тоже есть. Зачем изобретать велосипед? — вопросил я в пустоту и не получил ответа.

Продолжаем смотреть. К профессору приходят четверо из домкома во главе со Швондером. Начинается первая разговорная сцена. 
Швондер представляет своих спутников, вроде бы по фэн-шую, «я Швондер, она Вяземская...» И ВНЕЗАПНО СРЫВАЕТСЯ НА КРИК!
ТОВАРИЩ ПЕСТРУХИН!
И ТОВАРИЩ ЖАРОВКИН!

Преображенский начинает в ответ ОРАТЬ НА НИХ ТЕМ ЖЕ ТОНОМ. Весь домком внезапно сбавляет голос и разговаривает совершенно спокойно. Предъява Вяземской и Швондера с угрозой обратиться в высшие инстанции доносится так буднично, как будто они обсуждают цены на молоко, в адрес скорченного от ненависти профессора.

Следующая сюжетная сцена. Та самая операция по перековке Шарика в Шарикова.
Оба актёра ложатся рядом на кушетке, затем падают с неё и начинают с воем кататься по полу. Преображенский и Борменталь стоят в стороночке. На экране за сценой реплика за репликой показывается диалог, который доктора вели во время операции, про нож и трепан.
Нечто музыкальное продолжает барабанную мелодию дикарей Африки. Бум, бум, бум. 
Примерно раз в пятнадцать секунд вся компашка вскакивает по стойке смирно и поёт «А-БЫР-ВАЛГ!»

NB: между описываемыми мной сценами часто не происходит ничего или происходит совсем бессмысленная муть.

Идём далее. Шарик в Шарикова уже перековался, актёр за собаку лежит посреди сцены без единого движения.
Герои, насколько я понял по репликам, обедают. Больше понимать было не по чему — никакой обеденной декорации организовать не сподобились.
Преображенский встаёт из-за стола и с непередаваемой истерикой визгливо орёт «ИКАНИЕ ЗА СТОЛОМ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ ОТБИВАЕТ У ДРУГИХ АППЕТИТ!»
Чтобы оценить уровень истерики точнее, сравню накал эмоций с лучшими речами небезызвестного Бенито М.
Шариков тоже встаёт и посредством агрессивной жестикуляции, давления и грубых жестов вышвыривает Преображенского буквально за кулисы. Всё это время идёт диалог, в котором избиваемый и понукаемый профессор с доминирующим видом ОРЁТ на Шарикова и учит его жизни. 
На самом краю кулис профессор решается на сопротивление и отпихивает Шарикова. Шариков буквально его пинает, опрокидывает на землю и начинает... э... если не инсценировать изнасилование, то делать что-то очень похожее.
Напоминаю, что Шариков — девушка. Зигмунд Яковлевич, ваш выход.

К сожалению, до конца досмотреть не удалось. Я выскочил вон и впервые в жизни отчётливо почувствовал желание напиться до невменоза.
Всё вышеописанное длилось, от первого звука со сцены до моего побега, пятьдесят семь минут. Среди худших часов моей жизни этот был уж точно в первой пятёрке.

 

Ну на кой чёрт было так извращаться, а?

У Булгакова происходило именно это. Верьте нам. Ещё по фотографии можно деанонимизировать родной город Свинтуса.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
  • 19
    12
    263

Комментарии

Для того, чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться в системе.
  • horikava_yasukiti

    Ну, с учётом направленности творчества самого Михаила Афанасьевича, то и поделом ему.

  • vpetrov

    Для того, чтобы почувствовать себя в авангарде веяний, можно послушать-посмотреть эпическую "Валькирию" (из вагнеровского цикла "Кольцо  нибелунга") в Мариинском театре. В гергиевской постановке. Там пузатенький Зигмунд щеголяет в резиновых сапогах, тучные валькирии бегают в белых рубашках и штанах вокруг круглого стола между обитых красным коленкором двенадцати стульев (!). Из декораций, помимо упомянутой мебели - немного свисающей марли в лучах прожекторов. Но поют - забываешь обо всём. И становится понятен замысел: в оперу ходят слушать, а не смотреть.

  • admaioremmeigloriam

    Вячеслав Петров 

    Ну уж нет. Туда, где стульев двенадцать, я б пошёл!


    Да и тучные валькирии — это канон. Где вы видели тонкую и звонкую деву-воительницу, причём чтоб реально воительницу с секирой, а не ангела для поддержки боевого духа? 

  • vpetrov

    Киберсвинтус 

    Не-не. Они тучные - совсем. Жертвы любви к биг-макам с самой большой колой. Такая Брюнгильда гукнется с небес  - лепёха будет из самого мощного Зигмунда. Или даже самого Вотана. А стульев (хочется верить) именно двенадцать - так это кивок вежливости валлийским легендам о благородном короле Артуре. А не алчным Кисе с Остапом как можно бы подумать.

  • colbasa

    Кстати, был фильм итальянского режиссера Альберта Латтуада "Собачье сердце". Снят за 12 лет до фильма Бортко. Так Бортко аккуратно слизал всю стилистику с этого фильма.  

    https://youtu.be/KcoNqj-zKjs

  • igor_proskuryakov

    Victorius 

    Смотрел его когда-то давно. Пожалуй, надо пересмотреть.

  • Allexx

    Victorius 

    Совесть есть? Супись)) 

    Чота есть ваще? 

  • Allexx

    ипр 

    Да, проведи переговоры)) 

  • Allexx

    Не читал, но соболезную. 

  • bastet_66

    Что тут сказать? Сочувствую критику. Хотя однажды мне тоже довелось посмотреть не совсем однозначную постановку этого произведения на сцене молодежного театра. Там, среди прочих декораций, красовалось гинекологическое кресло. Начало девяностых. Еще раз о теме цензуры. Она нужна для того, чтобы подобные спектакли не появлялись на сцене. Отзыв понравился. Услышала крик «больной нежной» души.